город Иркутск |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А19-17739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Вегера А.А. (доверенность от 11.03.2019 N 3-38/4518); Федерального государственного бюджетного учреждения науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук Кабанова Ю.В. (доверенность от 02.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2018 года по делу N А19-17739/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Зарубина Т.Б.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ФГБУ ЛИН СО РАН, институт) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - территориальное управление) о признании незаконным решения N 5-38/7121 от 23.04.2018 об отказе в принятии решения о закреплении на праве оперативного управления вспомогательного сооружения - скважина, кадастровый номер 38:06:030401:394, находящегося по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, п. Большие Коты, ул. Байкальская.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал территориальное управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года решение суда от 03 декабря 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неполного исследования материалов дела; полагает, что не всем доводам территориального управления дана оценка; указывает на то, что действовало исключительно в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством; просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт от отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБУ ЛИН СО РАН считает судебные акты законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ФГБУ ЛИН СО РАН просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.04.2012 институту на праве постоянного (бессрочного пользования) принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для научно-исследовательской деятельности, общая площадь 1,0775 га, адрес объекта: Иркутская область, Иркутский район, Большие Коты пос., кадастровый номер: 38:06:030401:8.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030401:8 также располагается объект вспомогательного использования - скважина, назначение: сооружения водозаборные, год завершения строительства: 1995, кадастровый номер: 38:06:030401:394, право собственности на который 31.05.2017 зарегистрировано за Российской Федерацией.
22.12.2017 институт повторно обратился в территориальное управление с письмом N 15356-9317-860, в котором просил принять решение о закреплении за институтом спорного объекта - "Скважина" на праве оперативного управления.
Территориальное управление в письме N 5-38/7121 от 23.04.2018 указало, что закрепление федерального недвижимого имущества территориальным органом осуществляется на основании письма Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736, в соответствии с которым при обращении по вопросам закрепления (правомерного изъятия) объектов недвижимого имущества организацией предоставляется справка о балансовой стоимости и инвентарная карточка каждого объекта недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства. Между тем, как указало территориальное управление, в размещенных ФГБУ ЛИН СО РАН на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью документах справка о балансовой стоимости отсутствует, в связи с чем разрешение вопроса будет продолжено после представления указанного документа.
ФГБУ ЛИН СО РАН оспорило данное решение в Арбитражном суде Иркутской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Правоотношения сторон возникли в связи с отказом уполномоченного представителя собственника федерального имущества рассмотреть вопрос о закреплении за федеральным бюджетным учреждением имущества на праве оперативного управления в порядке статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование отказа было указано на непредставление справки о балансовой стоимости объекта недвижимости.
Позднее территориальное управление согласилось с тем, что институтом справка о балансовой стоимости была размещена на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью 22.09.2017, однако, признало, что она таковой не является, поскольку форма и содержание такого рода справок о балансовой стоимости законодательством не утверждена.
Оценивая содержание справки о балансовой стоимости имущества, суды двух инстанций учли следующее.
Территориальное управление, признавая данную справку ненадлежащей, не указало, по каким критериям (форма, содержание) размещенная справка не соответствует требованиям закона.
Сведения о балансовой стоимости объекта недвижимости должны быть получены на основании данных бухгалтерского учета, в то время как в регистрах бухгалтерского учета отражается лишь то имущество, которым лицо владеет на законных основаниях.
Согласно пункту 36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).
В соответствии с пунктом 3 и пунктом 332 Инструкции информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.
С учётом изложенного, суды двух инстанций пришли к правильным выводам о том, что спорный объект, при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления, не мог быть поставлен на баланс института, а информация о стоимости данного объекта, до момента получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, должна быть отражена на забалансовом счете института; документом, подтверждающим стоимость объекта, в отношении которого должна быть осуществлена регистрация права оперативного управления, может являться справка о балансовой стоимости объекта недвижимости в произвольной форме.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что права института нарушены не были.
Между тем, суды установили необходимую совокупность условий для признания рассматриваемого отказа недействительным.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В отсутствие решения уполномоченного государственного органа по распоряжению объектом, принадлежащим Российской Федерации, о передаче указанного имущества в оперативное управление, институт, как верно признали суды, не имеет законных оснований зарегистрировать указанное право, тем самым соблюсти порядок распоряжения объектом.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суды не назвали нормы права, которым не соответствует оспариваемое решение; порядок передачи объектов недвижимого имущества в оперативное управление в действующем законодательстве не урегулирован, территориальное управление руководствовалось письмом Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736.
Как поясняет заявитель кассационной жалобы, согласно данному письму институт должен был представить вышеуказанную справку о балансовой стоимости объекта.
Названные доводы не влияют на правильность выводов судов по делу.
Институт поставил перед уполномоченным органом вопрос о закреплении за ним на праве оперативного управления объекта недвижимости - скважины, находящейся на земельном участке, закреплённом за институтом на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ответ территориального управления касался пакета документов, необходимых для представления согласно письму Росимущества от 19.07.2016. Поскольку решение государственного органа не может быть произвольным, а суды признали, что необходимую справку институт представил, то выводы судов о незаконности оспариваемого решения являются правильными; государственный орган обязан соблюдать разработанную им процедуру и не нарушать право заявителя на разрешение по существу поставленного им вопроса об инициировании процедуры закрепления за ним имущества на праве оперативного управления.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2018 года по делу N А19-17739/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
...
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суды не назвали нормы права, которым не соответствует оспариваемое решение; порядок передачи объектов недвижимого имущества в оперативное управление в действующем законодательстве не урегулирован, территориальное управление руководствовалось письмом Росимущества от 19.07.2016 N ДП-08/29736.
...
Ответ территориального управления касался пакета документов, необходимых для представления согласно письму Росимущества от 19.07.2016. Поскольку решение государственного органа не может быть произвольным, а суды признали, что необходимую справку институт представил, то выводы судов о незаконности оспариваемого решения являются правильными; государственный орган обязан соблюдать разработанную им процедуру и не нарушать право заявителя на разрешение по существу поставленного им вопроса об инициировании процедуры закрепления за ним имущества на праве оперативного управления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф02-1382/19 по делу N А19-17739/2018