город Иркутск |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А33-13096/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Красноярского края путем использования систем видеоконференц-связи представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю Усенко Е.В. (доверенность от 25.02.2018), Кишко Е.В. (доверенность от 10.01.2019) и общества с ограниченной ответственностью "Фирма Комстройэкспоцентр" Бабашкиной В.С. (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 октября 2018 года по делу N А33-13096/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции Смольникова Е.Р.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Комстройэкспоцентр" (ИНН 2450009864, ОГРН 1022401357065, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (ИНН 2450020000, ОГРН 1042441190010, далее - инспекция) об обязании начислить и уплатить проценты на сумму излишне взысканных сборов, пени и штрафов в размере 193 840 рублей 56 копеек.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2450016773, ОГРН 1022401357747, далее - пенсионный фонд).
В связи отказом общества от требований к пенсионному фонду, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе, налоговый орган при получении решений о возврате страховых взносов от пенсионного фонда исполнил свою обязанность, предусмотренную законом, возвратив взносы в размере 5 076 164 рубля 50 копеек и соблюдая интересы общества. С учетом положений законодательства, регулирующего правовую природу спорных страховых взносов и имеющих отношение к периодам до 01.01.2017, оснований для начисления процентов в отношении излишне взысканных страховых взносов, пени и штрафов по заявлению общества у инспекции не имелось, поскольку страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), не являются предметом регулирования Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии законных оснований для возврата излишне взысканных страховых взносов обязанность по начислению и принятию решения о возврате процентов должна быть исполнена пенсионным фондом с учетом положений части 9 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ о начислении процентов. Инспекция не является надлежащим ответчиком, поскольку не нарушает права и законные интересы общества в вопросе начисления процентов и принятия решения об их возврате.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.01.2018 по делу N А33-27793/2017 признано недействительным решение пенсионного фонда от 24.08.2017 N 205V12170000787, вынесенное по результатам выездной проверки за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в соответствии с которым обществу доначислены и предложены к уплате страховые взносы в размере 3 646 539 рублей 21 копейка, пени в сумме 380 119 рублей 18 копеек; плательщик привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 729 307 рублей 86 копеек.
Общество письмом от 22.02.2018 N 121-02, направленным в адрес инспекции, а также в Канскую межрайонную прокуратуру, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске и Канском районе, обратилось с заявлением о возврате излишне взысканных взносов, пеней и штрафов с начисленными на основании статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации процентами.
Пенсионным фондом 12.04.2018 было вынесено решение N 205F07180002519 о возврате излишне взысканных недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней в общей сумме 5 076 164 рубля 50 копеек, направленное для исполнения в инспекцию.
Денежные средства в указанной сумме были возвращены инспекцией обществу.
После получения извещения налогового органа от 24.04.2018 N 25-12/98486, согласно которому излишне взысканные по решению от 24.08.2017 N 205V12170000787 страховые взносы, пени и штрафы возвращены страхователю, а уплата процентов в рассматриваемом случае не может быть осуществлена со ссылкой на Федеральный закон N 250-ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 31, 32, 33, 78, 79, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.12.2016 N 416-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", а также правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О "По жалобе федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод", постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 12547/06.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
На основании Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
Применительно к правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П, обязанность по выплате процентов, которая была предусмотрена статьей 27 Федерального закона N 212-ФЗ, в настоящее время, то есть без временного разрыва по отношению к названному Федеральному закону, установлена в статьях 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Названный пункт был дополнен указанием на ее применение в отношении страховых взносов согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в законную силу с 01.01.2017.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Вместе с тем, из системного толкования норм права следует, что полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Учитывая, что факт излишнего взыскания с общества страховых взносов, пеней, штрафов подтвержден материалами дела, в рассматриваемом случае на сумму излишне взысканных денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие после 01.01.2017, подлежат начислению проценты, которые по своему назначению и правовой природе не являются мерой ответственности, а носят компенсационно-восстановительный характер и применяются вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органов Фонда и Федеральной налоговой службы.
Исходя из положений Закона N 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы.
Следовательно, у судов были основания для удовлетворения заявленного требования; расчет процентов судами проверен и признан верным.
Вопреки доводам кассационной жалобы в силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, возникающих в сфере налогов и сборов, арбитражные суды не связаны разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации, которые не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 октября 2018 года по делу N А33-13096/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Названный пункт был дополнен указанием на ее применение в отношении страховых взносов согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вступившего в законную силу с 01.01.2017.
В соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
...
Исходя из положений Закона N 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф02-1471/19 по делу N А33-13096/2018