город Иркутск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А19-22131/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Осетровский речной порт" Баленко Н.А. (доверенность N 2 от 01.01.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Осетровский речной порт" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2018 года по делу N А19-22131/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
акционерное общество "Осетровский речной порт" (ОГРН 1023802082655;
ИНН 3818000687; г. Усть-Кут Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Осетровской транспортной прокуратуре Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее - прокуратура) о признании недействительным представления N 14-2018 от 30.08.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и не подтверждаются имеющимися доказательствами; судами не дана оценка довода общества о том, что проверка проведена прокуратурой в отсутствие у нее конкретной информации о нарушении закона со стороны общества; изложенные в рапорте обстоятельства, явившиеся поводом для проведения проверки в отношении общества (длительное отсутствие проверок законности установления тарифов на транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования, обращения по факту завышения платы за проезд по подъездным путям примыкания), не свидетельствуют о допущенных обществом нарушениях и не являются достоверными; судами не учтены доводы общества о подмене прокуратурой при осуществлении проверки Службы по тарифам Иркутской области, в полномочия которой входит контроль за применением регулируемых цен (тарифов); в дело не представлены доказательства нарушения обществом порядка ценообразования; общество не является организацией железнодорожного транспорта и использует железнодорожные пути для обеспечения своей основной деятельности как речного порта; тарифы общества, в том числе по приемке грузов, поступающих по железной дороге, не подлежат регулированию в соответствии с требованиями Положения о государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 06.12.2010 N 320-пп) (далее - Положение N 320-пп), а определяются на основании норм Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) и договоров.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержала правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.
Прокуратура о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, помощником Осетровского транспортного прокурора на основании пункта N 5 плана работы прокуратуры на 3 квартал 2018 года и решения о проведении проверки N 78 от 27.08.2018 проведена проверка законности в сфере ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования общества.
В ходе проверки установлено, что общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования в г. Усть-Куте ст. Лена ВСЖД (ул. Советская, стр. 114/10 и ул. Луговая, стр. 21/43). На данных железнодорожных путях производятся погрузочно-разгрузочные работы для сторонних организаций. Обществом заключены договоры по переработке и перевозке грузов N 130/у от 21.01.2015 с ОАО "Сургутнефтегаз"; на оказание услуг по переработке грузов в Осетровском речном порту N 01/01-18 УА от 01.01.2018 с ООО "Речсервис"; государственный контракт N 58/к/122 от 26.04.2018 на оказание услуг, связанных с перевалкой воинских грузов для нужд ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2018-2019 г.г. Погрузочно-разгрузочные операции производятся обществом самостоятельно с применением таких мощностей как портальные, козловые краны.
При этом для установления тарифов на погрузочно-разгрузочные работы общество в Службу по тарифам Иркутской области не обращалось и, соответственно, тарифы на предоставляемые им транспортные услуги ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Речсервис", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в установленном законом порядке не установлены.
По результатам проверки прокуратурой установлено нарушение законодательства в сфере ценообразования, в связи с чем в адрес общества вынесено представление N 14-2018 от 30.08.2018, в котором предложено рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, безотлагательно и незамедлительно принять действенные меры к устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства в сфере ценообразования; о месте, дате и времени рассмотрения представления известить Осетровского транспортного прокурора; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Не согласившись с указанным представлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого представления и доказанности факта нарушения обществом установленного порядка ценообразования при установлении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных путях необщего пользования.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании представления прокурора может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии со статьёй 21 Федерального закона N 2202-1 предметом надзора являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2). Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (пункт 15).
Как отражено в обжалуемых судебных актах, прокурорская проверка проведена на основании плана работы Осетровской транспортной прокуратуры на 3 квартал 2018 года и решения о проведении проверки N 78 от 27.08.2018 в целях осуществления надзора за исполнением обществом действующего законодательства, что соответствует требованиям Федерального закона N 2202-1, Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 17.02.2015.
При этом судами обоснованно не установлено фактов превышения прокуратурой при проведении проверки предоставленных Федеральным законом N 2202-1 полномочий.
На основании изложенного суд кассационной инстанции отклоняет доводы общества об отсутствии у прокуратуры оснований для проведения в отношении него проверки и о незаконном дублировании прокуратурой при осуществлении указанной проверки полномочий Службы по тарифам Иркутской области.
В оспариваемом представлении прокуратуры обществу вменяется нарушение предусмотренного законодательством порядка установления платы за оказание транспортных услуг на железнодорожном транспорте необщего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Судами обоснованно установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что общество осуществляет эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования в г. Усть-Куте ст. Лена ВСЖД (ул. Советская, стр. 114/10 и ул. Луговая, стр. 21/43), следовательно, судами к рассматриваемым правоотношениям правильно применены нормы законодательства в области железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством (пункт 2).
Кроме того, согласно Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного указанным постановлением (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
В силу подпункта "а" пункта 2 Положения N 320-пп под транспортными услугами понимается деятельность, связанная с предоставлением транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом регулированию в рамках настоящего Положения подлежат следующие виды услуг: маневровая работа, не связанная с подачей и (или) уборкой вагонов, выполняемая по отдельному требованию грузовладельцев; подача и (или) уборка вагонов (перевозка грузов); погрузочно-разгрузочные работы; подача и (или) уборка порожних вагонов.
Из изложенного следует, что законодательством предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от наличия у субъекта регулируемой деятельности статуса субъекта естественной монополии, в связи с чем доводы кассационной жалобы общества о регулировании ценообразования осуществляемой им деятельности исключительно на договорной основе со ссылкой на отсутствие у него статуса субъекта естественной монополии подлежит отклонению.
Суды признали доказанными факты осуществления обществом на эксплуатируемых им железнодорожных путях погрузочно-разгрузочных работ на основании заключенных с иными организациями договоров (контрактов) (ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Речсервис", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа") и необращения заявителя в уполномоченный орган (Службу по тарифам Иркутской области) для установления тарифов на указанные работы, на основании чего в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием пришли к обоснованному выводу о правомерности требований оспариваемого представления прокуратуры.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылка общества на положения КВВТ РФ не может иметь правового значения, поскольку нормы КВВТ РФ, в частности, статьи 6, 56, не регулируют рассматриваемые правоотношения, так как определяют правоотношения, связанные с эксплуатацией портов, установлением провозной платы, сборов (тарифов) с судов, в то время как в настоящем деле рассматривался вопрос соблюдения порядка ценообразования при оказании транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2018 года по делу N А19-22131/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством (пункт 2).
Кроме того, согласно Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного указанным постановлением (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2019 г. N Ф02-1913/19 по делу N А19-22131/2018