город Иркутск |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А33-16886/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Шевцовой Т.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Толстихиным М.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя акционерного общества "Канская ТЭЦ" Гущиной Н.Р. (доверенность от 10.12.2018 N 294),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Канская ТЭЦ" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года по делу N А33-16886/2018 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции - Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Канская ТЭЦ" (ОГРН 1122468025680, ИНН 2460237891, г. Красноярск; далее - АО "Канская ТЭЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Канска (далее - Администрация), выраженного в неисполнении обязанности по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2018 года заявление удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
АО "Канская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктов 3, 6, 18 Требований к порядку разработки и утверждения схемы теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - Требования N 154), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение Арбитражного суда Красноярского края.
По мнению заявителя кассационной жалобы, соблюдение процедуры разработки и утверждения актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год не свидетельствует об отсутствии неправомерного бездействия Администрации и исполнении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения, поскольку результат в виде утвержденного решения об актуализации на соответствующий год не достигнут ввиду признания постановления от 14.04.2017 N 346 недействительным и не подлежащим применению; Администрация с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14937/2017 не предприняла действия, направленные на утверждение актуализации схемы на 2018 год; вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Администрации возможности соблюдения порядка и сроков, установленных пунктами 37-39 Требований N 154, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и выводам суда первой инстанции; актуализация схемы теплоснабжения на 2019 год не может подменять юридическую обязанность по актуализации схемы на 2018 год, так как это две самостоятельные процедуры; оспариваемым бездействием нарушены прав и законные интересы общества, поскольку отсутствие сведений, подлежащих отражению в актуализированной схеме теплоснабжения, которые являются основанием для принятия оптимальных инвестиционных, тарифных решений, не позволяло обществу планировать свою предпринимательскую деятельность.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Администрация ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия ее представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель АО "Канская ТЭЦ" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30.03.2017 N 286 в газете "Канский вестник" от 05.04.2017 N 14 размещена информация о назначении публичных слушаний актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 год, аналогичная информация размещена на сайте Администрации.
Публичные слушания по вопросу актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска состоялись 11.04.2017; по итогам публичных слушаний и голосования схема теплоснабжения города Канска принята.
В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 11.04.2017 публичные слушания считаются состоявшимися, проект актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения принят, проект представлен Главе города Канска для принятия решения об утверждении.
Постановлением Администрации от 14.04.2017 N 346 утверждена актуализация на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 годы согласно приложению N 1 к постановлению.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2018 года по делу N А33-14937/2017 по заявлению ОА "Канская ТЭЦ" постановление Администрации от 14.04.2017 N 346 "Об утверждении актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 год" признано недействительным как не соответствующее Закону о теплоснабжении, Требованиям N 154.
Постановлением Администрации от 30.05.2018 N 503 утверждена актуализация на 2019 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 годы согласно приложению N 1 к постановлению.
АО "Канская ТЭЦ", полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении обязанности по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год после отмены ее постановления N 346 решением суда по делу N А33-14937/2017, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Администрацией допущено бездействие, выраженное в неисполнении возложенной на нее обязанности по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия бездействия Администрации, поскольку решением арбитражного суда по делу N А33-14937/2017 установлено соблюдение Администрацией процедуры разработки и утверждения актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год, а также - отсутствия у Администрации возможности актуализировать схему теплоснабжения на 2018 год с соблюдением порядка и сроков, установленных Требованиями N 154, и недоказанности обществом нарушения оспариваемым бездействием его прав и законных интересов с учетом обращения в суд с рассматриваемым требованием после принятия постановления от 30.05.2018 N 503 об актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ) схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункт 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении). Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения (часть 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона о теплоснабжении требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. При наличии в поселении, городском округе нескольких единых теплоснабжающих организаций органы местного самоуправления на основании схем теплоснабжения, разработанных едиными теплоснабжающими организациями в части систем теплоснабжения, относящихся к зонам их деятельности, разрабатывают схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа с участием единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организаций), указанной в пункте 3 части 1 статьи 23.3 настоящего Федерального закона.
Требованиями N 154, регламентирующими порядок разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также порядок их актуализации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2016 N 666) предусмотрено, что схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением принципов, перечисленных в данном пункте (пункт 6). Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации (пункт 22). Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (пункт 23). Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта (пункт 24).
Проанализировав названное, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что ежегодная актуализация схемы теплоснабжения является обязанностью органа местного самоуправления.
Установив, что постановлением Администрации от 14.04.2017 N 346 утверждена актуализация на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 годы согласно приложению N 1 к постановлению; решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2018 года по делу N А33-14937/2017 постановление Администрации от 14.04.2017 N 346 признано недействительным; при этом установлено соблюдение Администрацией процедуры разработки и утверждения актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год, суд апелляционной инстанции пришел к мотивированному выводу об отсутствии бездействия Администрации, выразившегося в неисполнении обязанности по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Канска на 2018 год.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что бездействие выражается в невыполнении Администрацией обязанности по актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Канска после признания арбитражным судом по делу N А33-14937/2017 недействительным постановления Администрации от 14.04.2017 N 346, не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены судебного акта.
Упомянутый вывод суда апелляционной инстанции постановлен с учётом того, что Арбитражный суд Красноярского края в решении по делу N А33-14937/2017 отказал в применении восстановительной меры путем возложения обязанности проведения процедуры актуализации на 2018 год, и с учётом сроков и порядка подготовки и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, установленных Требованиями N 154.
В соответствии с пунктами 37-39 Требований N 154 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения. Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, в установленном порядке: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения; б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект актуализированной схемы теплоснабжения на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту. Уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего документа, утверждение или направление проекта схемы теплоснабжения, разработанного в указанных случаях, в уполномоченный федеральный орган для утверждения осуществляется в сроки, установленные пунктами 37 и 38 настоящего документа.
Учитывая изложенное, суд апелляционной пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2018 года по делу N А33-14937/2017 не имела возможности актуализировать схему теплоснабжения города Канска на 2018 год с соблюдением приведенных порядка и сроков, а иной порядок законодательством не установлен.
Таким образом, обоснованным является вывод апелляционного суда о том, что в рассматриваемом случае обязанность по ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Администрация могла исполнить только проведением процедуры актуализации на 2019 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 год, которая была завершена принятием Администрацией постановления от 30.05.2018 N 503 об утверждении актуализация на 2019 год схемы теплоснабжения города Канска на период с 2013 по 2028 годы.
Учитывая, что с общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием после принятия Администрацией постановления от 30.05.2018 N 503, принимая во внимание отсутствие у Администрации возможности актуализации схемы теплоснабжения на предыдущий период с соблюдением установленных законодательством порядка и сроков, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы суда, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2019 года по делу N А33-16886/2018 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 37-39 Требований N 154 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения. Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, в установленном порядке: а) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения; б) глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, руководитель органа исполнительной власти города федерального значения направляет для утверждения в уполномоченный федеральный орган проект актуализированной схемы теплоснабжения на бумажном носителе и в электронной форме, а также итоговый документ (протокол) публичных слушаний по указанному проекту. Уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения в случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего документа, утверждение или направление проекта схемы теплоснабжения, разработанного в указанных случаях, в уполномоченный федеральный орган для утверждения осуществляется в сроки, установленные пунктами 37 и 38 настоящего документа.
Учитывая изложенное, суд апелляционной пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 февраля 2018 года по делу N А33-14937/2017 не имела возможности актуализировать схему теплоснабжения города Канска на 2018 год с соблюдением приведенных порядка и сроков, а иной порядок законодательством не установлен."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2019 г. N Ф02-1716/19 по делу N А33-16886/2018