город Иркутск |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А78-11874/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Курочкиной И.А.,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2023 года по делу N А78-11874/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Север Связь" (ОГРН 1127524000801, ИНН 7506005060, далее - ООО "Север Связь", общество) о взыскании 101 013 рублей 52 копеек задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 2-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года и 4 квартал 2021 года; 53 814 рублей 59 копеек соответствующих пени за периоды с 18.05.2017 по 17.04.2023 и 788 рублей 47 копеек пени за неоплату в установленные сроки обязательных отчислений за 2 и 4 кварталы 2017 года за периоды с 01.08.2017 по 17.08.2017 и с 31.01.2018 по 31.01.2018, соответственно, за 2 квартал 2019 года за периоды с 31.07.2019 по 27.08.2019, за 1 квартал 2020 года за периоды с 01.05.2020 по 09.07.2020, за 1 квартал 2021 года за периоды с 01.05.2021 по 06.05.2021 и за 4 квартал 2022 года за периоды с 31.01.2023 по 31.01.2023.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2024 года, заявленные требования удовлетворены частично. С общества в пользу Министерства взыскано: 101 013 рублей 52 копейки задолженности по оплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 2-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года и 4 квартал 2021 года; 48 177 рублей 03 копейки соответствующих пени за периоды с 18.05.2017 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 17.04.2023; 788 рублей 47 копеек пени за неоплату в установленные сроки обязательных отчислений за 2 и 4 кварталы 2017 года за периоды с 01.08.2017 по 17.08.2017 и с 31.01.2018 по 31.01.2018, соответственно, за 2 квартал 2019 года за периоды с 31.07.2019 по 27.08.2019, за 1 квартал 2020 года за периоды с 01.05.2020 по 09.07.2020, за 1 квартал 2021 года за периоды с 01.05.2021 по 06.05.2021 и за 4 квартал 2022 года за периоды с 31.01.2023 по 31.01.2023. Взыскание пени на сумму долга 101 013 рублей 52 копейки продолжить с 18.04.2023 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании пени на задолженность по оплате обязательных отчислений за 2-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года и 4 квартал 2021 года, начисленных с 01.04.2022 по 01.10.2022, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление судов в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии оснований для начисления пени в период с 01.04.2022 по 01.10.2022, полагает, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) на общество не распространяется, поскольку последнее не представило доказательств того, что оно действительно пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на взыскание пеней, а судами соответствующие обстоятельства не установлены.
Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 26.04.2024.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10) на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, является оператором сети связи общего пользования.
У общества за 2-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года и 4 квартал 2021 года образовалась задолженность по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания в размере 101 013 рублей 52 копеек.
Министерством в адрес общества направлено уведомление N П14-1-09-200-21135 от 25.03.2023 о необходимости оплаты указанной задолженности, а также начисленных пени.
Неуплата обществом указанной задолженности и пени послужила основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обязанности общества по уплате задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания, а также пени за просрочку оплаты данной задолженности, за исключением пени, начисленной в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022).
В силу статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4); при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6).
Согласно статье 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания (пункт 1); средства резерва универсального обслуживания в полном объеме поступлений от источников его формирования расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2).
В соответствии со статьей 60 Названного выше Закона источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники (пункт 1); операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания; отсчет кварталов ведется с начала календарного года (пункт 5); в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (пункт 6).
Из пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ следует, что в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Исходя из буквального смысла изложенной нормы, на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2023 N 3425-О).
Аналогичные разъяснения изложены в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44).
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением лиц, указанных в пункте 2 в данном постановлении.
Пунктом 2 данного Постановления установлен перечень лиц, на которых такой мораторий не распространяется.
Пунктом 3 Постановления N 497 установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования (01.04.2022) и действует в течение 6 месяцев.
Данный мораторий, как инструмент государственного регулирования экономики антикризисной направленности, был введен в целях обеспечения развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления и направлен на минимизацию последствий и повышение устойчивости российской экономики в условиях санкционного режима в 2022 году.
Таким образом, из приведенных положений правовых актов и разъяснений следует, что мораторий на начисление неустойки применяется ко всем категориям лиц, за исключением указанных в пункте 2 Постановления N 497, и независимо от того, обладают ли данные лица признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.
Данная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2024 N 306-ЭС23-18539 и от 08.02.2024 N 305-ЭС23-17253.
Вместе с тем, положения статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ, преследующие цель обеспечения стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам, не исключают возможности применения положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о запрете злоупотребления правом и последствиях его нарушения. В частности, не исключается признание недобросовестным поведения должника, ссылающегося на мораторий, при доказанности того, что он в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, на что указано в абзаце втором пункта 7 Постановления N 44. Суд в зависимости от обстоятельств дела с учетом характера и последствий поведения ответчика, может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория.
При этом доводы взыскателя о том, что должник не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, при непредставлении данных доказательств, а также доказательств, позволяющих сделать вывод об осуществлении должником гражданских прав исключительно с намерением причинить вред взыскателю, об ином заведомо недобросовестном осуществлении гражданских прав (злоупотреблении правом), равно как и сам по себе факт подтверждения платежеспособности должника, не могут служить основанием для принятия к последнему мер, предусмотренных статьей 10 ГК РФ.
С учетом изложенного нормативного регулирования, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, лица, на которые распространяется мораторий, не обязаны доказывать факт наступления для них негативных последствий от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория; опровержение презумпции освобождения от ответственности в силу действия моратория возможно лишь в исключительных случаях и при исчерпывающей доказанности соответствующих обстоятельств.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.03.2024 N 301-ЭС23-23499.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, руководствуясь изложенными нормами материального права, с учетом правовых позиций Верховного суда Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что общество является лицом, на которое распространяется действие моратория, при этом вопреки установленному частью 4 статьи 215 АПК РФ бремени доказывания Министерство наличие правовых оснований для взыскания начисленных в период действия моратория пени на сумму задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания за 2-4 кварталы 2016 года, 1 квартал 2017 года и 4 квартал 2021 года, как и того, что общество не пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения такого моратория, не доказало, в связи с чем пришли к правильным выводам об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания с общества соответствующей суммы пени, начисленной за период действия моратория.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Ссылки Министерства на судебную практику, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, основаны на иных доказательствах, приняты при установлении иных фактических обстоятельств, не являющихся тождественными рассмотренному спору.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу требований статьи 286 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", не входит в полномочия суда округа.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2023 года по делу N А78-11874/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит обжалованию.
Судья |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил частично требования о взыскании задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания, однако отказал в части начисленных пеней за период действия моратория, поскольку не было доказано, что общество не пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для его введения. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2024 г. N Ф02-2280/24 по делу N А78-11874/2023