город Иркутск |
|
05 июня 2019 г. |
Дело N А19-11584/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Гизей Любови Александровны (доверенность от 10.01.2019, паспорт), ассоциации "Союз автомобилистов Сибири" Габузашвили Ивана Вячеславовича (доверенность от 19.04.2018, паспорт), федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства" Забелиной Ксении Леонидовны (доверенность от 09.01.2019, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области и ассоциации "Союз автомобилистов Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2018 года по делу N А19-11584/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Курц Н.А., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, далее - УФАС по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск - Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1023801032090, ИНН 3800000140, далее - ФКУ "Упрдор "Прибайкалье", ответчик) с иском о признании недействительными закупки на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск км 1862+000 - км 1868+000 - км 1867+000" (реестровый номер 0334100007517000178) и государственного контракта от 24.04.2018 N 6/РД на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск км 1862+000 - км 1868+000 (в том числе транспортная развязка км 1868) в Иркутской области: I этап км 1862+000 - км 1867+000". Делу по указанному иску присвоен номер А19-11584/2018.
Ассоциация "Союз автомобилистов Сибири" (ОГРН 1093800002900, ИНН 3808187605, далее - ассоциация "САС") обратилась Арбитражный суд Иркутской области к ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" с требованием о признании незаконным решения аукционной комиссии ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" по заключению с обществом с ограниченной ответственностью "Сибна" (ОГРН 1023801025247, ИНН 3808047372, далее - ООО "Сибна") государственного контракта от 24.04.2018 N 6/РД на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск км 1862+000 - км 1868+000 (в том числе транспортная развязка км 1868) в Иркутской области: I этап км 1862+000 - км 1867+000". Делу по указанному иску присвоен номер А19-11193/2018.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2018 года дела N А19-11193/2018 и N А19-11584/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А19-11584/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительно-производственная база "СоюзСтрой", общество с ограниченной ответственностью "СПМК-7" и ООО "Сибна".
Определением от 15 августа 2018 года ООО "Сибна" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года решение от 06 сентября 2018 года оставлено без изменения.
УФАС по Иркутской области и ассоциация "Союз автомобилистов Сибири" обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2018 года по делу N А19-11584/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права: статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению ассоциации "Союз автомобилистов Сибири", аукционная комиссия обязана проверять участника на соответствие товара требованиям ГОСТа.
УФАС по Иркутской области в кассационной жалобе указывает на то, что информация, содержащаяся в заявке ООО "Сибна", не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе, так как показатели, указанные обществом, противоречат требованиям инструкции по заполнению заявки.
ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" в отзыве на кассационную жалобу возразило против её доводов.
ООО "Строительно-производственная база "СоюзСтрой" в отзыве на кассационную жалобу просило отменить обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители УФАС по Иркутской области и ассоциации "Союз автомобилистов Сибири" подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 27.12.2017 на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" (заказчик) разместило извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100007517000178 и документацию об аукционе в электронной форме на право заключения контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск км 1862+000 - км 1868+000 (в том числе транспортная развязка км 1868) в Иркутской области: I этап км 1862+000 - км 1867+000 (далее - документация об аукционе).
В приложении N 5 "Требования к показателям товара, используемого при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск км 1862+000 - км 1868+000 (в т.ч. транспортная развязка км 1868) в Иркутской области: I этап км 1862+000 - км 1867+000" к документации об электронном аукционе изложены требования заказчика к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
На участие в аукционе подали заявки ООО "Сибна" (заявка N 1), ООО "СМПК-7" (заявка N 2) и ООО "СПБ "СоюзСтрой" (заявка N 3).
В аукционной документации к показателям товара (материалов), используемых при выполнении работ, по позиции "Бетон тяжелый, класс В15, В22,5, В25, В30, В35" заказчик установил следующие требования: Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2015; небольшая крупность заполнителя: не более 120 мм; группа щебня (крупного заполнителя): от 1 до 4; содержание отдельной фракции крупного заполнителя1 в составе бетона: фракция от 5 до 10 мм - 5% - 40% или 100%, фракция св.10 до 20 мм - 10% - 75% или отсутствует, фракция св. 20 до 40 мм - 15% - 65% или отсутствует, фракция св. 40 до 80 мм - 20% - 55% или отсутствует, фракция св. 80 до 120 мм - 25% - 35% или отсутствует; сопротивление бетона проникновению воздуха1 (с/см3): от 6,6 до 19,6; параметр воздухопроницаемости бетона1 (см3/с): от 0,153 до 0,0510.
Решением аукционной комиссии по результатам рассмотрения первых частей заявок принято решение от 23.01.2018 N 9/Р-1, которым к участию в аукционе допущено ООО "Сибна", иным участникам в допуске к участию в аукционе отказано. Решением аукционной комиссии, оформленным протоколом от 24.01.2018 N 9/Р-2, по результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе заявка ООО "Сибна" признана соответствующей требованиям аукционной документации и требованиям законодательства.
По результатам повторного рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и подведения итогов аукциона во исполнение предписания УФАС по Иркутской области от 06.02.2018 N 35/18 об отмене протокола подведения итогов аукциона в электронной форме от 24.01.2018 и протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.01.2018 в связи с жалобой ООО "СПБ "СоюзСтрой" на решение аукционной комиссии, решением аукционной комиссии, оформленным протоколом от 13.02.2018 N 9/Р-2, ООО "СПБ "СоюзСтрой" отказано в допуске к участию в электронном аукционе; аукцион признан несостоявшимся.
ООО "СПБ "СоюзСтрой" вновь обжаловало в УФАС по Иркутской области решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе. По результатам проверки и рассмотрения жалобы УФАС по Иркутской области решением от 21.02.2018 N 208/18 признало жалобу ООО "СПБ "СоюзСтрой" обоснованной и выдало аукционной комиссии предписание от 27.02.2018 N 46/18 о назначении новой даты рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, даты проведения электронного аукциона.
По заявлению ООО "Сибна", вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2018 года, принятым в деле N А19-4153/2018, решение от 27.02.2018 N 208/18 и предписание от 27.02.2018 N 46/18, вынесенные УФАС по Иркутской области, признаны незаконными как несоответствующие требованиям действующего законодательства.
По результатам рассмотрения второй части заявки ООО "Сибна" в связи с признанием аукциона несостоявшимся ФКУ "Упрдор "Прибайкалье" заключило с обществом, как единственным подрядчиком, государственный контракт от 21.04.2018 N 6/РД.
Указывая на то, что ООО "Сибна" не соответствует требованиям аукционной документации, заявка составлена с грубыми и очевидными нарушениями обязательных к применению требований ГОСТа относительно характеристик материалов, используемых при выполнении подрядных работ, аукционная комиссия неправомерно приняла решение о признании заявки ООО "Сибна" соответствующей требованиям аукционной документации, УФАС по Иркутской области и ассоциации "Союз автомобилистов Сибири" обратились в арбитражный суд с настоящими исками.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что первая часть заявки ООО "Сибна" на участие в аукционе содержит определенные показатели материалов, предлагаемых для использования при выполнении работ по государственному заказу, параметры показателей материалов приведены в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме, с разъяснениями заказчика о конкретных характеристиках материалов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что суд учел отсутствие в деле сведений о нарушении прав и законных и интересов участников закупки и неопределенного круга лиц, материальной заинтересованности истцов в оспаривании государственной закупки и частичное исполнение заключенного ответчиками контракта.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Исходя из пункта 2 статьи 42, статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта.
В документации об аукционе заказчиком установлены требования к показателям материалов, необходимых для использования при выполнении работ по государственному заказу.
В соответствии с положениями документации об аукционе комиссия пришла к выводу, что заявленные обществом параметры материалов, используемых для выполнения работ, в первой части заявки соответствуют параметрам, указанным в требованиях, изложенных в техническом задании к аукционной документации.
Учитывая, что показатели материалов, предлагаемых для использования при выполнении работ по государственному заказу, и параметры показателей материалов позволили определить их соответствие потребностям заказчика, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационных жалоб по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2018 года по делу N А19-11584/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 сентября 2018 года по делу N А19-11584/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В аукционной документации к показателям товара (материалов), используемых при выполнении работ, по позиции "Бетон тяжелый, класс В15, В22,5, В25, В30, В35" заказчик установил следующие требования: Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2015; небольшая крупность заполнителя: не более 120 мм; группа щебня (крупного заполнителя): от 1 до 4; содержание отдельной фракции крупного заполнителя1 в составе бетона: фракция от 5 до 10 мм - 5% - 40% или 100%, фракция св.10 до 20 мм - 10% - 75% или отсутствует, фракция св. 20 до 40 мм - 15% - 65% или отсутствует, фракция св. 40 до 80 мм - 20% - 55% или отсутствует, фракция св. 80 до 120 мм - 25% - 35% или отсутствует; сопротивление бетона проникновению воздуха1 (с/см3): от 6,6 до 19,6; параметр воздухопроницаемости бетона1 (см3/с): от 0,153 до 0,0510.
...
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (подпункт "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Исходя из пункта 2 статьи 42, статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве товара, являющегося предметом контракта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2019 г. N Ф02-1819/19 по делу N А19-11584/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1819/19
07.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3544/18
11.10.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4689/18
06.09.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11584/18
30.07.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3544/18
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11584/18