город Иркутск |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А58-4913/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда 27 февраля 2019 года по делу N А58-4913/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Южно-Якутские электрические сети" (ОГРН 1052800111308, ИНН 2801108200; г. Благовещенск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным бездействия, выразившегося в невнесении сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 14:02:0:0024/4, об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2018 года отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным постановлением апелляционного суда, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судом дана неверная оценка существу обращения общества в Управление Росреестра, поскольку данное обращение нельзя расценить как заявление о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке; обращение общества не соответствует форме заявления о проведении кадастрового учета объектов недвижимости, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920; ссылка суда на статью 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) несостоятельна, так как, несмотря на отсутствие в указанной статье прямого указания на необходимость подачи соответствующего заявления в определенном порядке, статьей 18 Федерального закона N 218-ФЗ и приказами Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, от 08.12.2015 N 920 установлена конкретная форма для заявления о проведении кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости; поскольку заявление общества не соответствовало установленной форме, Управление Росреестра не имело оснований для рассмотрения его по существу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество 25.10.2017 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельных участках, в том числе земельном участке с кадастровым номером 14:02:0:0024/4.
В письме от 27.11.2017 Управление Росреестра, указав на большой объем необходимых мероприятий по поиску и идентификации объектов в сведениях ЕГРН, известило заявителя о продлении срока рассмотрения обращения до 23.12.2017 в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В письме от 05.03.2018 Управление Росреестра направило список кадастровых номеров единых землепользований с обособленными земельными участками, по которым совпадают кадастровые номера.
Поскольку по заявлению общества действий по государственному кадастровому учету спорного земельного участка осуществлено не было, общество оспорило соответствующее бездействие Управления Росреестра в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество фактически не обращалось за услугой по внесению сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Исходя из характера изложения заявления общества, суд согласился с позицией Управления Росреестра об отсутствии оснований для рассмотрения такого заявления по существу ввиду его несоответствия установленной законом форме.
Отменяя решение суда первой инстанции, Четвёртый арбитражный апелляционный суд указал, что из заявления общества явно усматривается его волеизъявление относительно получения соответствующей государственной услуги, в связи с чем у Управления Росреестра не имелось правовых оснований для рассмотрения данного заявления в порядке Федерального закона N 59-ФЗ.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьёй 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1).
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 4).
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 5).
В силу статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1).
Данный порядок установлен Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости".
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, требования к её заполнению, требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме также утверждены Приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 920 (далее - Приказ N 920).
Несмотря на то обстоятельство, что представленное в Управление Росреестра обращение общества N 12-02-19/2855 от 25.10.2017 было составлено в свободной форме, апелляционный суд верно указал, что это не свидетельствует о правомерности бездействия Управления Росреестра, выразившегося в не рассмотрении данного обращения в качестве заявления для осуществления процедуры внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН.
Так, положения статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ не содержат каких-либо указаний и требований к такому заявлению, а также на установление таковых органом нормативно-правового регулирования, тогда как в иных нормах, а именно: части 11 статьи 18, части 1 статьи 33, части 2 статьи 39, части 3 статьи 43, части 2 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, такие требования прямо оговорены законом.
Кроме того, из преамбулы Приказа N 920 следует, что формы заявлений, требования к заполнению форм заявлений и к формату заявлений утверждены в соответствии с частью 11 статьи 18, частью 1 статьи 33, частью 2 статьи 39, частью 3 статьи 43, частью 2 статьи 61 Федерального закона N 218-ФЗ, а ссылки на статью 69 данного закона, регулирующую правоотношения, связанные с внесением в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, также отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что из заявления общества от 25.10.2017 явно усматривается его волеизъявление относительно получения государственной услуги по внесению сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН; общество, обращаясь с соответствующим заявлением, представило распоряжения администрации МО "Алданский район", договоры аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:02:0:0024/4, кадастровый паспорт от 04.08.2004, выданный Алданским филиалом ФГУ Земельная кадастровая палата.
Следовательно, Управлению Росреестра были представлены все предусмотренные Федеральным законом N 218-ФЗ документы, необходимые для совершения действий по внесению в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Апелляционный суд также обоснованно исходил из того, что из писем Управления Росреестра N 16-9.1/07923-17 от 27.11.2017, N 12-01028 от 05.03.2018 не следует, что представление обществом заявления в форме, не соответствующей установленным требованиям, явилось основанием для неосуществления действий по внесению в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, в данных письмах отсутствует указание на подачу обществом заявления в ненадлежащем виде.
Таким образом, поскольку Управление Росреестра в установленный срок не осуществило предусмотренные статьёй 69 Федерального закона N 218-ФЗ действия по кадастровому учету, суд апелляционной инстанции правомерно признал допущенное Управлением Росреестра бездействие незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической и иной деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы суда основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения по рассмотрению заявлений о внесении сведений в ЕГРН.
Доводы, изложенные Управлением Росреестра в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судом, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года по делу N А58-4913/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что из заявления общества от 25.10.2017 явно усматривается его волеизъявление относительно получения государственной услуги по внесению сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН; общество, обращаясь с соответствующим заявлением, представило распоряжения администрации МО "Алданский район", договоры аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 14:02:0:0024/4, кадастровый паспорт от 04.08.2004, выданный Алданским филиалом ФГУ Земельная кадастровая палата.
Следовательно, Управлению Росреестра были представлены все предусмотренные Федеральным законом N 218-ФЗ документы, необходимые для совершения действий по внесению в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Апелляционный суд также обоснованно исходил из того, что из писем Управления Росреестра N 16-9.1/07923-17 от 27.11.2017, N 12-01028 от 05.03.2018 не следует, что представление обществом заявления в форме, не соответствующей установленным требованиям, явилось основанием для неосуществления действий по внесению в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, в данных письмах отсутствует указание на подачу обществом заявления в ненадлежащем виде.
Таким образом, поскольку Управление Росреестра в установленный срок не осуществило предусмотренные статьёй 69 Федерального закона N 218-ФЗ действия по кадастровому учету, суд апелляционной инстанции правомерно признал допущенное Управлением Росреестра бездействие незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической и иной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2019 г. N Ф02-2704/19 по делу N А58-4913/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2704/19
27.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-337/19
17.01.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-337/19
17.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4913/18