город Иркутск |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А19-29190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей администрации Ангарского городского округа Петровой С.В. (доверенность от 02.04.2024, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Дорожковой И.Э. (доверенность от 09.01.2024, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-29190/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ангарского городского округа (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 11.09.2023 N 038/4505/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Тожибаев Захиджон Пазилжонович.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе Администрация приводит доводы о том, что основания для установления к участникам закупок требований, определённых в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), у заказчика отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выразило несогласие с доводами заявителя жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третье лицо, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители Администрации и Управления поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.08.2023 Администрацией на сайте https:zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0134300095623000374 о проведении аукциона по капитальному ремонту спортивных площадок на территории муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Ангарский лицей N 2 имени М.К. Янгеля".
Начальная (максимальная) цента контракта составляет 12 048 200 рублей.
Согласно описанию объекта закупки, выполнению подлежат следующие работы:
- Подготовительные работы, включая: валку деревьев, корчевку пней, вырубку кустарников; демонтаж малых архитектурных форм, бордюрных камней, разборка асфальтобетонного покрытия; разработку грунта, планировку территории; погрузо-разгрузочные работы, вывоз грунта.
- Устройство проездов, включая: устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня; установку бордюрного камня; устройство асфальтобетонного покрытия толщиной 50 мм.
- Устройство многофункциональной площадки размером 18 30 м, включая: установку бордюрного камня; подготовку основания; устройство покрытия из резиновой крошки; установку ограждения площадки высотой 3-м; нанесение разметки; установку волейбольных стоек - 2 шт. и баскетбольных стоек - 2 шт.
- Устройство игровой спортивной площадки размером 18 х 30 м, включая: установку бордюрного камня; подготовку основания; устройство покрытия из резиновой крошки; установку ограждения площадки высотой 3-м.; нанесение разметки; установку волейбольных стоек - 2 шт. и баскетбольных стоек - 2 шт.
- Устройство спортивной площадки размером 14 х 26 м., включая: установку бордюрного камня; подготовку основания; устройство покрытия из резиновой крошки; установку малых архитектурных форм и спортивного оборудования.
- Наружное освещение, включая: установку опор освещения и светильников; монтаж кабельных линий в траншее; монтаж щитов освещения; пусконаладочные работы наружного освещения.
- Озеленение, включая: посев газона семенами газонных трав.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.09.2023 N ИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано две заявки (159 и 230), заявка 159 признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заявка N 230 отклонена.
В Управление поступила жалоба предпринимателя Тожибаева З.П. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0134300095623000374 ввиду неустановления в документации дополнительных требований к участникам закупки.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришел к выводу, что работы, подлежащие выполнению в рамках рассматриваемой закупки, относятся к благоустройству территории, в связи с чем на заказчика распространяется обязанность по установлению дополнительного требования к участникам согласно позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, которое не было установлено в документации проводимой закупки.
Комиссией Иркутского УФАС России принято решение от 11.09.2023 N 038/4505/23, которым жалоба предпринимателя Тожибаева З.П. признана обоснованной, заказчик - Администрация признан нарушившим пункт 12 части 2 статьи 42, части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункт "а" пункта 1 Постановления N 2571, позицию 9 Приложения к Постановлению N 2571.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что решение Управления является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Положение пункта 9 указанного приложения применяется при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 миллионов рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 миллионов рублей (пункт 3 Постановления N 2571).
Понятие благоустройства территории дано в пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 3.2 "Свода правил 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП Ш-10-75", утвержденного Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - Свод правил), благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Учитывая положения пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункт 3.11 Свода правил, Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр, суды правильно указали, что из совокупного толкования указанных норм, следует, что к элементам благоустройства территории, относится в том числе, устройство покрытий, размещение малых архитектурных форм, направленных на улучшение функционального состава участка, а также покрытия объектов благоустройства, ограждения, ограждающие устройства, ограждающие элементы, придорожные экраны, системы наружного освещения, детское игровое, спортивно-развивающее и спортивное оборудование, в том числе инклюзивное спортивно-развивающее и инклюзивное спортивное оборудование.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в перечне работ, подлежащих выполнению в рамках электронного аукциона N 0134300095623000374, указаны в том числе: устройство покрытия из резиновой крошки; установка ограждения площадки высотой 3-м.; устройство асфальтобетонного покрытия; устройство наружного освещения. Пунктом 2 описания объекта закупки, установлено, что "Работы выполняются в соответствии с требованиями СП 82.13330.2016. СНиП III-10-75. Благоустройство территорий".
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных норм, суды установив, что данные работы отнесены к работам по благоустройству, правильно указали, что извещение о проведении электронного аукциона, должно было содержать предусмотренные пунктом 9 приложения к Постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам, устанавливающие наличие опыта работ.
В рассматриваемом случае извещение о проведении электронного аукциона данные дополнительные требования к участникам закупки не содержит.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы Администрации о том, что в рассматриваемом случае имело место не благоустройство территории, а улучшение земельного участка, суды обоснованно отметили, что указанное противоречит закупочной документации, в которой прямо указано на выполнение работ по благоустройству согласно СП 82.13330.2016. СНиП III-10-75. Кроме того, работы указанные в извещение о проведении электронного аукциона в полной мере согласуются с работами по благоустройству определенными названным сводом правил.
Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2024 года по делу N А19-29190/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения антимонопольного органа, признав, что заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки, что нарушает законодательство. Кассационная жалоба администрации отклонена, поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права и установили, что работы по благоустройству должны сопровождаться соответствующими требованиями к участникам.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 июня 2024 г. N Ф02-2511/24 по делу N А19-29190/2023