город Иркутск |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А33-784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Болуж Е.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Манчак Н.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" Малай В.М. (доверенность от 28.12.2018 N 410); Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Куштысевой Е.Д. (доверенность от 18.01.2019 N 23),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2018 года по делу N А33-784/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Минусинские городские электрические сети" (ОГРН 1022401533659, ИНН 2455021216, г. Минусинск Красноярского края; далее - ЗАО "МГЭС"), акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ОГРН 1152468001773, ИНН 2460087269, г. Красноярск; далее - АО "КрасЭКо") обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями о признании недействительным решения от 24.11.2017 N 023-11-17 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
Заявления приняты к производству суда, делам присвоены номера А33-201/2018, А33-784/2018. Названные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А33-784/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество (ПАО) "Красноярскэнергосбыт", публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири"), Министерство тарифной политики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года, в удовлетворении заявлений отказано.
АО "КрасЭКо" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности упомянутого решения антимонопольного органа, ссылаясь на то, что для расчетов ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" установлен на 2016 год индивидуальный тариф в размере 0 рублей; установление индивидуального тарифа означает учет перетока электрической энергии для сетевых организаций при установлении необходимой валовой выручки (НВВ) регулирующим органом на соответствующий период, то есть переход права владения от АО "КрасЭКо" к ЗАО "МГЭС" был учтен при тарифообразовании на 2016 год; для расчетов АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" на 2016 год установлен денежный тариф, который применяется для расчетов за оказанные услуги по всем точкам поставки, в которых имеется переток; вопрос о том, учтены ли при установлении данного тарифа точки поставки г. Минусинска, а также о том, учтена ли выручка ПАО "МРСК Сибири" при установлении НВВ на 2016 год, антимонопольным органом не исследовался; судами не учтено, что предметом договоров субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14 и договора аренды от 20.01.2003 N 10/03 являются различные объекты (не весь объем имущества, переданный в аренду ЗАО "МГЭС"); факт отсутствия у ЗАО "МГЭС" расходов, подлежащих возмещению посредством установления индивидуального тарифа, не означает, что данный тариф установлен с учетом фактического неосуществления деятельности последним; Министерство тарифной политики не указывало на неосуществление фактической деятельности ЗАО "МГЭС", следовательно, оно имело статус сетевой организации по отношению к ПАО "МРСК Сибири".
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "МРСК Сибири" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ЗАО "МГЭС", ПАО "МРСК Сибири", ПАО "Красноярскэнергосбыт", Министерство тарифной политики Красноярского края своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель АО "КрасЭКо" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Красноярского УФАС России указала на законность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ПАО "МРСК Сибири" на действия АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири".
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено следующее.
20.01.2003 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска (арендодатель) и ЗАО "МГЭС" (арендатор) заключен договор N 10/03 аренды муниципального имущества г. Минусинска сроком на 25 лет. ПАО "МРСК Сибири" заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии: от 28.12.2009 N 18.24.0936.09 с ЗАО "МГЭС" и от 27.02.2012 N 12/18.2400.263.12 с ООО "КрасЭКо".
22.04.2014 и 08.07.2014 между ЗАО "МГЭС" и ООО "КрасЭКо" заключены договоры N 2-30/14, N 3-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства, имеющие силу актов приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложениях N 1 к указанным договорам. В соответствии с указанными приложениями N 1 во временное владение и пользование ООО "КрасЭКо" передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО "МГЭС" по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска от 20.01.2003 N 10/03.
После заключения упомянутых договоров субаренды в договор от 27.02.2012 N 12/18.2400.263.12 включены точки поставки г. Минусинска, по которым осуществлялась передача электрической энергии из сетей ПАО "МРСК Сибири" в сети АО "КрасЭКо" и далее до потребителей.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" установлен доходный для заявителя тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии ЗАО "МГЭС" установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.
В соответствии с актами приема-передачи от 01.03.2016 имущество, полученное АО "КрасЭКо" по договорам субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.07.2014 N 3-30/14, возвращено ЗАО "МГЭС", о чем ПАО "МРСК Сибири" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" уведомлены письмами от 14.06.2016 и от 10.06.2016.
ПАО "МРСК Сибири" 22.09.2016 направило ЗАО "МГЭС" оферту договора оказания услуг по передачи электрической энергии, и 25.08.2016 подписан между смежными сетевыми организациями договор N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с пунктом 6.1 которого договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.03.2016, действует до 31.12.2016. Согласно сноскам 1, 2, 3 на страницах 8 и 9 договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири", применяется двухставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК) от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Филиалом публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Красноярскэнерго" (г. Красноярск, ИНН 2460069527) и акционерным обществом "Красноярская региональная энергетическая компания" (г. Красноярск, ИНН 2460087269)".
Приказом РЭК Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п для взаиморасчетов между Филиалом ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС" установлен доходный для ПАО "МРСК Сибири" тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,85117 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,97647 руб./кВт.ч. Тем же приказом для оплаты услуг заявителя по передаче электрической энергии ОА "КрасЭКо" установлен доходный для ПАО "МРСК Сибири" тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,20439 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,22694 руб./кВт.ч.
29.12.2016 между ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" заключен договор N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства, предметом которого является предоставление на праве субаренды объектов, составляющих систему электросетевого хозяйства муниципального образования город Минусинск, перечень которых определен Приложениями N 1 и N 2 к договору субаренды. При этом перечень объектов электросетевого хозяйства, передаваемых в субаренду по Договору, аналогичен перечню объектов, полученных ЗАО "МГЭС" по договору аренды муниципального имущества г. Минусинска от 20.01.2003 N 10/03. В соответствии с пунктом 1.3.1.3 договора от 29.12.2016 N 4-30/16 объекты передаются в субаренду на срок с 01.01.2017 по 26.12.2017.
Письмом от 29.12.2016 N 797 ЗАО "МГЭС" сообщило РЭК о прекращении с 01.01.2017 деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так как объекты электросетевого комплекса общества переданы во владение АО "КрасЭКо" по договору субаренды; указало на факт утраты с указанной даты статуса территориальной сетевой организации по критериям, установленным пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". На основании вышеизложенного просило регулирующий орган отменить установленные для него тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2016-2020 годов.
13.01.2017 ЗАО "МГЭС" обратилось к ПАО "МРСК Сибири", ПАО "Красноярскэнергосбыт" о расторжении с 01.01.2017 договора от 22.12.2006 N 016/13-13/П купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии, договора от 20.11.2009 N 016/3-86 оказания услуг по передаче электрической энергии и договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии. Указанные обращения мотивированы фактом заключения между ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" договора от 29.12.2016 N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства.
Соглашением от 20.01.2017 договор N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства от 29.12.2016 сторонами расторгнут, имущество передано ЗАО "МГЭС" по актам приема-передачи.
Письмами в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибири" от 07.02.2017 АО "КрасЭКо" просило считать недействительными ранее направленные в их адрес письма от 11.01.2017 N 013/46, N 013/45.
Антимонопольным органом установлено, что АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) составляют группу лиц. Деятельность группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" является доминирующим на соответствующем товарном рынке.
При рассмотрения дела N 023-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства на запрос Управления о правомерности применения сетевой организацией, у которой возникло право владения точками поставки электроэнергии, индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации - прежнего владельца данных точек поставки, РЭК Красноярского края представлен ответ от 14.07.2017 N 02-2204, в соответствии с которым применение индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации, в том числе прежнего владельца данных точек поставки, невозможно, так как это противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
С учетом изложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что положение договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии между ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" в части применения в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири", двухставочного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и АО "КрасЭКо" противоречит действующему законодательству и является ничтожным.
Согласно расчету, представленному ПАО "МРСК Сибири" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в результате действий АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по взаимной передаче муниципального имущества сумма выпадающих доходов ПАО "МРСК Сибири" в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года составила 33 804 898 рублей 50 копеек (с НДС).
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что в данном случае усматривается прямая взаимосвязь между фактами утверждения РЭК индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО "МРСК Сибири" - АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" - ЗАО "МГЭС" и взаимной передачей муниципального имущества г. Минусинска АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", в связи с чем действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" являются злоупотреблением правом, ущемляющими интересы ПАО "МРСК Сибири".
Решением Красноярского УФАС России от 24.11.2017 N 023-11-17 действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири", признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", полагая, что названное решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы, обратились в Арбитражный суд Красноярского края с указанными заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С учетом положений статьи 5 Закона о защите конкуренции, статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополях" суды установили, что деятельность группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" является доминирующим на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.
При заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, монтажных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия (далее - объекты межсетевой координации). Перечень объектов межсетевой координации является неотъемлемой частью договора между смежными сетевыми организациями (пункт 35 Правил недискриминационного доступа).
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Руководствуясь приведённым правовым регулированием, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства и доводы сторон, суды установили, что приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" установлен доходный для первого тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии ЗАО "МГЭС" установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.
В связи с этим после возврата АО "КрасЭКо" с 01.03.2016 из субаренды имущества ЗАО "МГЭС" в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС" подлежал применению тариф по передаче электрической энергии, равный 0,00 руб./кВт.ч., установленный приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п.
С учетом статьи 23.1 Федерального закона от 23.03.2003 N 35-ФЗ "О электроэнергетике" расчеты между смежными сетевыми организациями осуществляются по утвержденным органом регулирования тарифам.
Учитывая наличие установленного для ЗАО "МГЭС" тарифа для расчета с ПАО "МРСК Сибири" суды признали обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что расчеты не могли быть произведены по тарифу, установленному для пары ПАО "МРСК Сибири" - АО "КрасЭКо".
Судами также принято во внимание сообщение Министерства тарифной политики Красноярского края на запрос суда в письме от 24.09.2018 N 72/485 о том, что при формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год объекты электросетевого хозяйства, поименованные в договорах субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14, учитывались для АО "КрасЭКо". При формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год территориальной сетевой организации ЗАО "МГЭС" учитывался договор аренды муниципального имущества от 20.01.2003 N 10/03 с дополнительными соглашениями. Основанием для установления нулевого тарифа на 2016 год для пары территориальных сетевых организаций ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" является отсутствие расходов, подлежащих возмещению посредством установления положительного тарифа.
На основании изложенного суды пришли к выводу об установлении приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" тарифа с учетом объектов электросетевого хозяйства, переданных АО "КрасЭКо" по договорам субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14, ЗАО "МГЭС" на регулируемый период не планировало использовать данные объекты для оказания услуг по передаче электрической энергии и нести в связи с этим расходы, поэтому для этой пары смежных сетевых организаций на 2016 год был установлен нулевой тариф.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что переход права владения от АО "КрасЭКо" к ЗАО "МГЭС" был учтен при тарифообразовании на 2016 год, обоснованно отклонены судами. Возвращенное 01.03.2016 имущество не могло быть учтено в тарифных решениях на 2016 год, утвержденных приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о том, что предметом договоров субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14 и договора аренды от 20.01.2003 N 10/03 являются различные объекты (не весь объем имущества, переданный в аренду ЗАО "МГЭС"), поскольку как следует из пояснений Министерства, при формировании НВВ и индивидуальных тарифов для ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" учитывались объекты, указанные в договоре аренды и договорах субаренды.
Установив наличие прямой взаимосвязи между фактами утверждения РЭК Красноярского края индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО "МРСК Сибири" - АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" - ЗАО "МГЭС" на 2016 год и взаимной передачи муниципального имущества города Минусинска АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом, что действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" являются злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, повлекшим ущемление интересов ПАО "МРСК Сибири", в связи с чем правильно квалифицированы Красноярским УФАС по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 октября 2018 года по делу N А33-784/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.
...
Установив наличие прямой взаимосвязи между фактами утверждения РЭК Красноярского края индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО "МРСК Сибири" - АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" - ЗАО "МГЭС" на 2016 год и взаимной передачи муниципального имущества города Минусинска АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", суды обоснованно признали доказанным антимонопольным органом, что действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" являются злоупотреблением доминирующим положением на соответствующем товарном рынке, повлекшим ущемление интересов ПАО "МРСК Сибири", в связи с чем правильно квалифицированы Красноярским УФАС по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2019 г. N Ф02-2258/19 по делу N А33-784/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2258/19
11.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7151/18
21.01.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7473/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-784/18