Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2019 г. N Ф02-2258/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А33-784/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от заявителя (АО "Красноярская региональная энергетическая компания") - Малай В.М., представителя по доверенности от 28.12.2018 N 410 (до и после перерыва),
от антимонопольного органа (Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю) - Каштысевой Е.В., представителя по доверенности от 18.01.2019 N 23 (до и после перерыва),
от третьего лица (ПАО "МРСК Сибири") - Ступина С.И., представителя по доверенности от 01.06.2016 (до и после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" октября 2018 года по делу N А33-784/2018, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "Минусинские городские электрические сети" ИНН 2455021216, ОГРН 1022401533659 (далее - заявитель, ЗАО "МГЭС"), акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - заявитель, АО "КрасЭКо") обратились в Арбитражный суд Красноярского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965 (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.11.2017 N 023-11-17.
Определением суда от 12.03.2018 заявления объединены в одно производство, делу присвоен номер А33-784/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество (ПАО) "Красноярскэнергосбыт", публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири"), Министерство тарифной политики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "31" октября 2018 года в удовлетворении заявлений отказано.
АО "КрасЭКо" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе АО "КрасЭКо" приводит следующие доводы:
- для расчетов ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" на 2016 год установлен индивидуальный тариф в размере 0 рублей по точкам поставки электросетевого хозяйства г.Минусинска, что означает учет перетока для сетевых организаций при установлении необходимой валовой выручки (НВВ) регулирующим органом, то есть переход права владения от АО "КрасЭКо" к ЗАО "МГЭС" был учтен при определении тарифов на 2016 год;
- для расчетов АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" на 2016 год был установлен денежный тариф, антимонопольным органом не исследовался вопрос об учете при установлении данного тарифа точек поставки города Минусинска;
- судом на основании информации, полученной от Министерства тарифной политики Красноярского края, сделан вывод о том, что нулевой тариф для пары ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" на 2016 год установлен с учетом неосуществления ЗАО "МГЭС" фактической деятельности с использованием спорного имущества, передачи его в субаренду АО "КрасЭКо". Между тем, судом не учтено, что согласно договорам субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14, договору аренды N 10/03 от 20.01.2003 не весь объем имущества, переданный в аренду ЗАО "МГЭС", был передан в субаренду АО "КрасЭко", а согласно ответу названного министерства основанием для установления нулевого тарифа является отсутствие расходов, подлежащих возмещению посредством установления положительного индивидуального тарифа;
- в связи с этим заявитель апелляционной жалобы считает, что ЗАО "МГЭС" осуществляло фактическую деятельность и согласно тарифному решению на 2016 год имело статус сетевой организации по отношению к ПАО "МРСК Сибири", возврат имущества электросетевого хозяйства из субаренды АО "КрасЭко" учтено тарифным решением на 2016 год, о чем свидетельствует наличие индивидуального тарифа для расчетов между ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС".
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, указывая, что при передаче АО "КрасЭКо" объектов ЗАО "МГЭС" по актка приема-передачи от 01.03.2016 ПАО "МРСК Сибири" не сможет получить оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от АО "КрасЭКо", поэтому действия группы лиц влекут ущемление интересов смежной сетевой организации.
ПАО "МРСК Сибири" в возражениях на апелляционную жалобу также не согласилось с ее доводами, указывая, что вследствие сделок в отношении точек поставок между заявителями ПАО "МРСК Сибири" не могло использовать для расчетов с ЗАО "МГЭС" индивидуальный тариф, установленный для пары смежных сетевых организаций АО "КрасЭКо" - ПАО "МРСК Сибири".
ЗАО "МГЭС", ПАО "Красноярскэнергосбыт", Министерство тарифной политики Красноярского края о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте -http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.01.2019 был объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 01.02.2019.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ПАО "МРСК Сибири" обратилось в адрес управление с заявлением на действия АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири".
Приказом от 21.02.2017 N 42 в отношении АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" возбуждено дело N 023-11-17 по признакам нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по факту согласованного манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии, выразившегося во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири".
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска и ЗАО "МГЭС" 20.01.2003 заключен договор N 10/03 аренды муниципального имущества г. Минусинска.
В соответствии с пунктом 3.2.5 ЗАО "МГЭС" обязано не сдавать имущество в субаренду без письменного разрешения арендодателя.
К договору аренды от 20.01.2003 N 10/03 муниципального имущества подписано соглашение от 02.06.2008, согласно которому договор дополнен пунктом 3.4.4 о наличии у арендатора права самостоятельно передавать имущество в субаренду, срок действия указанного договора составляет 25 лет.
Договор от 20.01.2003 N 10/03 аренды муниципального имущества зарегистрирован Управлением Росреестра по Красноярскому краю 22.02.2010.
Между ОАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС" 28.12.2009 заключен договор N 18.24.0936.09 оказания услуг по передаче электрической энергии.
Между ООО "Красноярская региональная энергетическая компания" (в настоящее время - АО "КрасЭКо") и ПАО "МРСК Сибири" 27.02.2012 заключен договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии.
Между ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" 22.04.2014 заключен договор N 2-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства, имеющий силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении N 1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением N 1 во временное владение и пользование АО "КрасЭКо" передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО "МГЭС" по договору от 20.01.2003 N 10/03 аренды муниципального имущества.
ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" 08.07.2014 на срок 11 месяцев заключили договор N 3-30/14 субаренды объектов электросетевого хозяйства, имеющий силу акта приема-передачи объектов электросетевого хозяйства, перечень которых обозначен в приложении N 1 к указанному договору. В соответствии с указанным приложением N 1 во временное владение и пользование АО "КрасЭКо" передана часть объектов электросетевого хозяйства, полученных ЗАО "МГЭС" по договору от 20.01.2003 N10/03 аренды муниципального имущества.
После заключения договоров субаренды N 2-30/14 от 22.04.2014 и N 3-30/14 от 08.16.2014 в договор 12/18.2400.263.12 оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2012 включены точки поставки г. Минусинска, по которым осуществлялась передача электрической энергии из сетей ПАО "МРСК Сибири" в сети АО "КрасЭКо" и далее до потребителей.
В соответствии с актами приема-передачи от 01.03.2016 имущество, полученное АО "КрасЭКо" по договору от 22.04.2014 N 2-30/14 и договору от 08.07.2014 N 3-30/14, возвращено ЗАО "МГЭС". Об указанных обстоятельствах ПАО "МРСК Сибири" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" уведомлены АО "КрасЭКо" письмами от 14.06.2016 N 013/4326 и от 10.06.2016 N 013/4274, соответственно.
Сопроводительным письмом от 22.09.2016 N 1.3/03/20435-исх ПАО "МРСК Сибири" направило в адрес ЗАО "МГЭС" оферту договора оказания услуг по передачи электрической энергии, результатом рассмотрения которой явилось подписание между смежными сетевыми организациями договора N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.08.2016, в соответствии с пунктом 6.1. которого договор вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.03.2016, и действует до 31.12.2016.
Согласно сноскам 1,2,3 на страницах 8 и 9 договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири" применяется двухставочный индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный приказом Региональной энергетической комиссии (РЭК) Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (ИНН 2460069527) и АО "КрасЭКо" (ИНН 2460087269)".
В соответствии с пунктом 6.2 договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 в случае, если ни одна из сторон не направила другой стороне в срок не менее чем за месяц до окончания срока действия договора, уведомление о расторжении договора либо о внесении в него изменений, либо о заключении нового договора, то указанный договор считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях.
ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" 29.12.2016 заключен договор N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства, предметом которого является предоставление на праве субаренды объектов, составляющих систему электросетевого хозяйства муниципального образования город Минусинск, указанных в приложениях N 1 и N 2 к договору субаренды, в которые включены объекты, полученные ЗАО "МГЭС" по договору от 20.01.2003 N 10/03 аренды муниципального имущества.
Согласно пункту 1.2 указанного договора целевым назначением объекта субаренды является оказания услуг по передаче электрической энергии в комплексе организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов потребителям муниципального образования город Минусинск и технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям муниципального образования город Минусинск.
В соответствии с пунктом 1.3.1.3 договора от 29.12.2016 N 4-30/16 объекты передаются в субаренду на срок с 01.01.2017 по 26.12.2017.
Письмом от 29.12.2016 N 797 ЗАО "МГЭС" сообщило РЭК Красноярского края о том, что с 01.01.2017 ЗАО "МГЭС" прекращает свою деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так как объекты электросетевого комплекса общества переданы во владение АО "КрасЭКо" по договору субаренды. Указанным письмом общество указало на факт утраты им статуса территориальной сетевой организации по критериям, установленным пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". На основании вышеизложенных обстоятельств ЗАО "МГЭС" просило регулирующий орган отменить установленные для него тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования 2016-2020 годов.
АО "КрасЭКо" 11.01.2017 обратилось в адрес ПАО "МРСК Сибири" с письмом от 11.01.2017 N 013/45 о подготовки актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, о внесении дополнений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.02.2017 N 12/18.2400.263 по объектам договора субаренды. Также АО "КрасЭКо" обратилось в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" с письмом от 11.01.2017 N 013/46 о внесении изменений в приложение N 1 договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии от 29.12.2012 N 016/3-153.
ЗАО "МГЭС" 13.01.2017 обратилось в адрес ПАО "МРСК Сибири", ПАО "Красноярскэнергосбыт" с письмами от 13.01.2017 N 08 и от 13.01.2017 N 09, соответственно, о расторжении с 01.01.2017 договора от 22.12.2006 N 016/13-13/П купли-продажи (поставки) электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии, договора от 20.11.2009 N 016/3-86 оказания услуг по передаче электрической энергии и договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии. Указанные обращения мотивированы фактом заключения между ЗАО "МГЭС" и АО "КрасЭКо" договора от 29.12.2016 N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства.
РЭК Красноярского края, рассмотрев обращение ЗАО "МГЭС" от 29.12.2016 N 797, письмом от 13.01.2017 N 02-23 сообщило о необходимости предоставления обществом документальных доказательств прекращения деятельности по передаче электрической энергии сторонним потребителям, а именно, соглашение о расторжении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ПАО "Красноярскэнергосбыт" с 01.01.2017 и соглашение о расторжении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями с 01.01.2017.
Соглашением от 20.01.2017 договор от 29.12.2016 N 4-30/16 субаренды объектов электросетевого хозяйства расторгнут, имущество передано ЗАО "МГЭС" по актам приема-передачи.
Письмами в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ПАО "МРСК Сибири" от 07.02.2017 N 013/805/1 и от 07.02.2017 N 013/805/2 АО "КрасЭКо" просило считать недействительными ранее направленные в их адрес письма от 11.01.2017 N 013/46 и от 11.01.2017 N 013/45.
Приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" установлен доходный для заявителя тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии ЗАО "МГЭС" установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.
Приказом РЭК Красноярского края от 26.12.2016 N 676-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС" установлен доходный для ПАО "МРСК Сибири" тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,85117 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,97647 руб./кВт.ч. Тем же приказом для оплаты услуг заявителя по передаче электрической энергии ОА "КрасЭКо" установлен доходный для ПАО "МРСК Сибири" тариф: с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 0,20439 руб./кВт.ч, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 0,22694 руб./кВт.ч.
В ходе рассмотрения дела N 023-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции являются группой лиц.
Также антимонопольный орган признал, что деятельность группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" является доминирующим на соответствующем товарном рынке.
При рассмотрения дела N 023-11-17 о нарушении антимонопольного на запрос управления о правомерности применения сетевой организацией, у которой возникло право владения точками поставки электроэнергии, индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации - прежнего владельца данных точек поставки, РЭК Красноярского края представлен ответ от 14.07.2017 N 02-2204, в соответствии с которым применение индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации, в том числе, прежнего владельца данных точек поставки, невозможно, так как это противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В связи с этим антимонопольный орган пришел к выводу о том, что положение договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии между ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" в части применения в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири", двухставочного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (ИНН 2460069527) и АО "КрасЭКо" (ИНН 2460087269) противоречит действующему законодательству и является ничтожным.
На основании вышеизложенного управлением принято решение от 24.11.2017 по делу N 023-11-17, которым действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", выразившиеся во взаимной передаче прав владения на объекты электросетевого хозяйства в целях минимизации платы за услуги по передаче электрической энергии смежной сетевой организации ПАО "МРСК Сибири" признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; в связи с возвратом объектов электросетевого хозяйства во владение ЗАО "МГЭС" решено предписание не выдавать.
Заявители оспорили решение управления от 24.11.2017 по делу N 023-11-17 в судебном порядке, полагая, что оно противоречит требованиям нормативных актов и нарушает их права.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения управления недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, статьей 22, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции оспариваемое решение принято антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" являются группой лиц, так как на момент совершения рассматриваемых действий АО "КрасЭКо" владело 75% акций ЗАО "МГЭС".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополях", установлено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, деятельность группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по оказанию услуг по передаче электрической энергии в географических границах города Минусинска с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся во временном владении и пользовании указанной группы лиц, осуществляется в состоянии естественной монополии, а положение АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" является доминирующим на соответствующем товарном рынке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 Правил N 861.
Из пункта 35 Правил N 861 следует, что при заключении договора между смежными сетевыми организациями стороны определяют принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых необходимо осуществить взаимную координацию изменения эксплуатационного состояния, монтажных работ, модернизацию оборудования и иные мероприятия (далее - объекты межсетевой координации). Перечень объектов межсетевой координации является неотъемлемой частью договора между смежными сетевыми организациями.
Согласно абзацу 2 пункта 36 Правил N 861 договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При рассмотрении дела N 023-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства на запрос управления о правомерности применения сетевой организацией, у которой возникло право владения точками поставки электроэнергии, индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации - прежнего владельца данных точек поставки, РЭК Красноярского края в ответе от 14.07.2017 N 02-2204 пояснила, что применение индивидуального тарифа, установленного для сетевой организации, в том числе прежнего владельца данных точек поставки, невозможно, так как это противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Антимонопольный орган, принимая во внимание вышеизложенную позицию регулирующего органа, а также положения законодательства в сфере электроэнергетике, пришел к правильному выводу о том, что положение договора от 25.08.2016 N 18.2400.8265.16 оказания услуг по передаче электрической энергии между ЗАО "МГЭС" и ПАО "МРСК Сибири" в части применения в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных ПАО "МРСК Сибири", двухставочного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и АО "КрасЭКо" противоречит действующему законодательству и является ничтожным.
Приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" установлен доходный для первого тариф: с 01.01.2016 по 30.06.2016 в размере 0,16665 руб./кВт.ч; с 01.07.2016 по 31.12.2017 в размере 0,22785 руб./кВт.ч. Указанным приказом для оплаты услуг ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии ЗАО "МГЭС" установлен тариф 0,00 руб./кВт.ч.
В связи с этим после возврата АО "КрасЭКо" из субаренды имущества ЗАО "МГЭС" в период с 01.03.2016 по 31.12.2016 для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС" подлежал применению тариф по передаче электрической энергии, равный 0,00 руб./кВт.ч., установленный приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п.
В ответ на определение суда первой инстанции от 06.09.2018 Министерство тарифной политики Красноярского края письмом от 24.09.2018 N 72/485 сообщило, что при формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год объекты электросетевого хозяйства, поименованные в договорах субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14, учитывались для АО "КрасЭКо". При формировании необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год территориальной сетевой организации ЗАО "МСЭГ" учитывался договор аренды муниципального имущества от 20.01.2003 N 10/03 с дополнительными соглашениями. Основанием для установления нулевого тарифа на 2016 год для пары территориальных сетевых организаций ЗАО "МСЭГ" и ПАО "МРСК Сибири" является отсутствие расходов, подлежащих возмещению посредством установления положительного тарифа.
Из указанного ответа следует, что приказом РЭК Красноярского края от 27.01.2016 N 8-п для взаиморасчетов между ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо" установлен тариф с учетом объектов электросетевого хозяйства, переданных АО "КрасЭКо" по договорам субаренды от 22.04.2014 N 2-30/14 и от 08.06.2014 N 3-30/14, ЗАО "МСЭГ" на регулируемый период не планировало использовать данные объекты для оказания услуг по передаче электрической энергии и нести в связи с этим расходы, поэтому для пары смежных сетевых организаций на 2016 год был установлен нулевой тариф.
В связи этим отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, ЗАО "МГЭС" осуществляло фактическую деятельность и согласно тарифному решению на 2016 год имело статус сетевой организации по отношению к ПАО "МРСК Сибири", возврат имущества электросетевого хозяйства из субаренды АО "КрасЭко" учтено тарифным решением на 2016 год, о чем свидетельствует наличие индивидуального тарифа для расчетов между ПАО "МРСК Сибири" и ЗАО "МГЭС".
Следовательно, возврат АО "КрасЭКо" из субаренды муниципального имущества по актам приема-передачи от 01.03.2016 привел к тому, что ПАО "МРСК Сибири" за оказанные услуги по передаче электрической энергии по точкам поставки города Минусинска не имело возможность использовать установленный приказом от 27.01.2016 N 8-п РЭК Красноярского края индивидуальный тариф для пары смежных сетевых организаций ПАО "МРСК Сибири" и АО "КрасЭКо", а должно было использовать нулевой тариф, установленный этим приказом для взаимоотношений с ЗАО "МГЭС".
Согласно представленному ПАО "МРСК Сибири" расчету, в результате действий АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" по взаимной передаче муниципального имущества сумма выпадающих доходов ПАО "МРСК Сибири" в период с марта 2016 года по декабрь 2016 года составила 33 804 898 рублей 50 копеек (с НДС).
Суд апелляционной инстанции считает, что размер выпадающих доходов ПАО "МРСК Сибири" не входит в предмет доказывания по настоящему спору, однако, вышеуказанные обстоятельства очевидно свидетельствуют об ущемлении интересов ПАО "МРСК Сибири".
При таких обстоятельствах имеется прямая взаимосвязь между фактами утверждения РЭК Красноярского края индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парами смежных сетевых организаций ПАО "МРСК Сибири" - АО "КрасЭКо" и ПАО "МРСК Сибири" - ЗАО "МГЭС" на 2016 год и взаимной передачи муниципального имущества города Минусинска АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС", действия группы лиц в составе АО "КрасЭКо" и ЗАО "МГЭС" являются злоупотреблением правом, ущемляющим интересы ПАО "МРСК Сибири" и правильно квалифицированы управлением по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" октября 2018 года по делу N А33-784/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-784/2018
Истец: ЗАО "Минусинские городские электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: АО "Красноярская региональная энергетическая компания", ПАО "МРСК Сибири", Министерство тарифной политики Красноярского края, ПАО "Красноярскэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2258/19
11.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7151/18
21.01.2019 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7473/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-784/18