город Иркутск |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А19-12853/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бандурова Д.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью фирма "Мастер СТМ" - Галазий А.А. (доверенность от 01.01.2019, паспорт) и Сипаковой Ю.Е. (доверенность от 01.01.2019, паспорт), представителя администрации города Иркутска - Рассикас М.С. (доверенность от 15.01.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Мастер СТМ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-12853/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Уразаева А.Р., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Фирма "Мастер СТМ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) о взыскании излишне уплаченной арендной платы в размере 3 720 321,73 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2019 года, в иске отказано.
Четвертым арбитражным апелляционным судом произведено процессуальное правопреемство на стороне ответчика, Министерство имущественных отношений Иркутской области заменено на правопреемника - Администрацию города Иркутска (далее - администрация).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе приведены доводы о том, что суды согласились с расчетом арендной платы, произведенным ответчиком, при котором последним вместо кадастровой стоимости земельного участка необоснованно применены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные для кадастрового квартала в разрезе видов разрешенного использования. Однако выводы о правильности такого расчета надлежащим образом не мотивировали. Доводы общества о том, что эксплуатация культурно-досугового центра подразумевает размещение объектов общественного питания, оценки в обжалуемых судебных актах не получили. Экономический показатель вида разрешенного использования учтен при расчете арендной платы дважды.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, ссылаясь на несостоятельность ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.09.2010 между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка N 4412, по условиям которого за плату во временное владение и пользование обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:2386, площадью 2 248 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Иркутск, бул. Гагарина, д. 9, для использования в целях эксплуатации культурно-досугового центра.
В пункте 3.5 договора определено, что размер арендной платы на текущий календарный год определяется расчетом, прилагаемым к настоящему договору и являющимся неотъемлемой его частью.
Размер арендной платы пересматривается ежегодно. В случае изменения размера арендной платы на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска изменение условий договора производится арендодателем в одностороннем порядке (пункт 3.6).
Согласно расчету, согласованному сторонами, арендная плата на 2010 год рассчитана с учетом кадастровой стоимости земельного участка, налоговой ставки и коэффициентов к размеру арендной платы.
В соответствии со статьями 2 и 4 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Иркутской области сроком до 01 января 2019 года.
Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп, указанные полномочия от лица Правительства Иркутской области, осуществляет министерство. Соответственно, права арендодателя по указанному договору перешли к министерству, после 01 января 2019 года к администрации города Иркутска.
Согласно подписанному сторонами расчету арендной платы на 2015 год, являющемуся приложением к договору, размер арендной платы за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 составил 1 629 193,32 рублей, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. в размере 11 803,23 рублей, налоговой ставки в размере 1,5, коэффициента к размеру арендной платы 3,88 и коэффициента инфляции 1,055.
Размер арендной платы на 2016 год составил 1 843 548,83 рублей, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. в размере 11 803,23 рублей, налоговой ставки в размере 1,5, коэффициента к размеру арендной платы 3,88 и коэффициента инфляции 1,193808.
В 2017 году размер арендной платы составил 1 906 542,25 рублей, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. в размере 11 803,23 рублей, налоговой ставки в размере 1,5, коэффициента к размеру арендной платы 3,88 и коэффициента инфляции 1,2346.
Размер арендной платы на 2018 год составил 1 967 540,48 рублей, исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. в размере 11 803,23 рублей, налоговой ставки в размере 1,5, коэффициента к размеру арендной платы 3,88 и коэффициента инфляции 1,2741.
13.04.2018 общество обратилось к министерству с требованием произвести перерасчет арендной платы.
Получив ответ об отсутствии оснований для перерасчета арендной платы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор по существу, суды исходили из того, что арендная плата за земельный участок носит регулируемый характер, ее размер правильно установлен ответчиком с учетом Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, постановления Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N517-пп. При этом суды посчитали, что при расчете арендной платы министерством правильно применены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные для кадастрового квартала в разрезе видов разрешенного использования, а также коэффициент к размеру арендной платы - 3,88. С учетом данных обстоятельств суды не установили факт излишнего внесения обществом арендной платы и неосновательного обогащения.
Между тем судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а приведенные в обоснование иска доводы надлежащим образом не проверены и не оценены.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Из разъяснений, приведенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", следует, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
При рассмотрении настоящего спора суды установили, что спорный земельный участок предоставлен обществу без проведения торгов и арендная плата за него является регулируемой и не может определяться по усмотрению сторон. При этом суды отметили, что в соответствии с условиями договора ее размер определяется с учетом кадастровой стоимости, налоговой ставки, коэффициента к размеру арендной платы и коэффициента инфляции.
Однако в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не привели ссылки на нормативный правовой акт, принятый полномочным органом власти Иркутской области, устанавливающий порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков (приложение 1); результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования (приложение 2).
В приложении 1 к указанному постановлению кадастровая стоимость 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:2386 определена в размере 5 230,72 рублей.
При расчете арендной платы ответчиком применены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровому кварталу 38:36:000021 в разрезе 5 вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 11 803,23 рублей (приложение 2 к постановлению от 15.11.2013 N 517-пп).
Вместе с тем убедительные мотивы, в соответствии с которыми при расчете арендной платы применено приложение N 2 к названному выше постановлению, а не приложение N 1, на которое ссылалось общество в обоснование иска, судами в обжалуемых актах не приведены.
При этом Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на которые сослались суды в обоснование своих выводов, не содержат положений о применении при расчете арендной платы средних удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка по кадастровому кварталу в разрезе вида разрешенного использования или кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Как видно из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен обществу для эксплуатации культурно-досугового центра и вид разрешенного использования в установленном порядке не изменялся.
В то же время вопрос о том, соответствует ли заявленный вид разрешенного использования земельного участка фактическому землепользованию, судами должным образом не выяснялся, оценка актам обследования земельного участка, представленным ответчиком, и доводам истца о том, что эксплуатация указанного центра включает в себя размещение объектов общественного питания, судами не дана. При этом судами не выяснен вопрос о том, каким приложением к постановлению Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп надлежит руководствоваться при определении кадастровой стоимости в случае, если фактический вид разрешенного использования не соответствует содержащемуся в государственном кадастре недвижимости или указанному в договоре.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор. Кроме того, при новом рассмотрении дела суду также следует распределить расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ответчиком при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-12853/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2019 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При расчете арендной платы ответчиком применены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровому кварталу 38:36:000021 в разрезе 5 вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 11 803,23 рублей (приложение 2 к постановлению от 15.11.2013 N 517-пп).
Вместе с тем убедительные мотивы, в соответствии с которыми при расчете арендной платы применено приложение N 2 к названному выше постановлению, а не приложение N 1, на которое ссылалось общество в обоснование иска, судами в обжалуемых актах не приведены.
При этом Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на которые сослались суды в обоснование своих выводов, не содержат положений о применении при расчете арендной платы средних удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка по кадастровому кварталу в разрезе вида разрешенного использования или кадастровой стоимости конкретного земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июля 2019 г. N Ф02-3214/19 по делу N А19-12853/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4725/20
06.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-777/19
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12853/18
15.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3214/19
04.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-777/19
25.12.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12853/18