город Иркутск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А19-5487/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Паюсова В.В., при ведении протокола отдельного процессуального помощником судьи Недвецкой Я.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: общества с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "АРТА" Апуник П.П. (доверенность от 29.05.2019), Скударнова А.С. (доверенность от 25.06.2019),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Ресчикова В.В. (доверенность от 09.01.2019 N 007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года по делу N А19-5487/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговая компания "АРТА" (ОГРН 1132468058150, ИНН 2466267229, г. Красноярск; далее - ООО ПТК "АРТА", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, Управление, административный орган) от 13.02.2017 N 2/42.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05 марта 2018 года решение суда и постановление апелляционного суда отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года решение суда первой инстанции отменено; принят новый судебный акт. Предписание Управления в части приостановления действия декларации о соответствии от 29.12.2015 ТС N RU Д-RU АЯ08.B.02598 в отношении молока питьевого ультрапастеризованного с массовой долей жира 1,5%, 2,5%, 3,5%, 4%, 5%, 6%, и молока питьевого ультрапастеризованного топленого с массовой долей жира 3,2% и 3,5% признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Управление Роспотребнадзора по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт в части удовлетворения заявления по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), пунктов 11, 13, 14 Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 76 (далее - Положение от 09.04.2013 N 76), Порядка регистрации деклараций о соответствии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 N 76 (далее - Порядок от 21.02.2012 N 76), Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 (далее - Порядок N 41), Порядка формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 N 127 (далее - Порядок N 127), Порядка регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2014 N 752 (далее - Порядок N 752), нарушения норм процессуального права, оставить в силе решение Арбитражного суда Иркутской области.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о том, что действие декларации о соответствии подлежало прекращению в части, ссылаясь на то, что действующее законодательство, в том числе акты национального и международного законодательства (решения Комиссии Евразийской экономической комиссии) не предусматривает возможность приостановления действия декларации о соответствии в части продукции, в отношении которой установлено несоответствие; законодательством предусмотрена возможность получения одной декларации на различные виды продукции, при этом такая декларация является единым документом; действие декларации приостанавливается полностью; установление несоответствия продукции требованиям технических регламентов только в отношении одного вида продукции, заявленного в декларации, не имеет правового значения для решения вопроса о приостановления действия декларации; получив декларацию на серийный выпуск продукции, заявитель должен предусмотреть все возможные негативные последствия от такого решения; ссылка суда апелляционной инстанции на административную практику опровергается самой информацией с сайта Росаккредитации о прекращении действия декларации в целом на всю продукцию.
В отзыве на кассационную жалобу ООО ПТК "АРТА" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители Управления Роспотребнадзора по Иркутской области и ООО ПТК "АРТА" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ОГКУЗ "Ангарский областной специализированный дом ребенка" в период с 20.01.2017 по 16.02.2017 Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании исследовано "молоко питьевое ультрапастеризованное "Млада счастье в дом" с массовой долей жира 3,2 процента" дата изготовления 12.10.2016 года, объем партии 32 штуки по 1 литру, изготовитель ООО ПТК "АРТА", декларация о соответствии от 29.12.2015 ТС N RU Д-RU.AЯ08.В.02598.
Согласно экспертному заключению о соответствии нормативным документам результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений от 10.02.2017, протоколу лабораторных испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" от 09.02.2017 N 656, исследованное молоко не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - ТР ТС 033/2013), ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), МУ 4.1./4.2.2484 - 09 "Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции" по жирно-кислотному составу.
Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области с целью устранениях выявленных нарушений в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ ООО ПТК "АРТА" выдано предписание от 13.02.2017 года N 2/42, которым обществу предложено приостановить действие декларации о соответствии ТС N RU Д-RU.AЯ08.В.02598 с 29.12.2015 по 28.12.2018 в течение 10 дней с момента получения предписания. О выполнении предписания необходимо сообщить в Управление в срок до 13.03.2016.
ООО ПТК "АРТА", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал на необоснованность вывода судов о незаконности вынесения предписания только на основании факта непроведения выездной проверки деятельности общества без установления соответствующих обстоятельств и без учёта норм Федеральных законов N 29-ФЗ и N 184-ФЗ; при оценке на соответствие закону предписания о приостановлении действия декларации необходимо установить, в рамках каких мероприятий по надзору и с какой целью Управлением принято оспариваемое предписание с учетом того, что проведение проверок не является единственной формой государственного контроля (надзора), а также достоверность и достаточность сведений, послуживших основанием для выдачи предписания; влияние вменяемых обществу нарушений на безопасность изготавливаемой молочной продукции; направлена ли выдача оспариваемого предписания на достижение публично-значимой цели охраны здоровья граждан, принимая во внимание, что согласно пункту 1 ТР ТС 033/2013 данный документ разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности; также суды не исследовали, является ли примененная к обществу мера соразмерной и может ли она рассматриваться как нарушающая права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (экономической) деятельности; способно ли приостановление действия сертификата обеспечить ее эффективное достижение, и соответствуют ли ограничения деятельности общества, обусловленные выдачей предписания, характеру допущенных нарушений (не нарушают ли баланс частных и публичных интересов); судами не дана оценка доводам общества о том, что результаты исследований не являются достоверными.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции в части вывода о законности предписания в отношении молока питьевого ультрапастеризованного с массовой долей жира 1,5%, 2,5%, 3,5%, 4%, 5%, 6%, и молока питьевого ультрапастеризованного топленого с массовой долей жира 3,2% и 3,5%, суд апелляционной инстанции исходил из несоответствия предписания Управления в этой части требованиям Федерального закона N 184-ФЗ и нарушения прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 13 Федерального закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяются, в том числе положения Закона о техническом регулировании.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля (надзора) обладает достоверной информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно пункту 2 статьи 28 названного Федерального закона влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.
Судами установлено, что предписание выдано Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в пределах полномочий, предоставленным статьей 34 Федерального закона N 184-ФЗ в результате выявленного несоответствия продукции - "молоко питьевое ультрапастеризованное "Млада счастье в дом" с массовой долей жира 3,2 процента", изготовителем которого является ООО ПТК "АРТА", требованиям ТР ТС 033/2013, ТР ТС 021/2011 по жирно-кислотному составу, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний от 09.02.2017 и экспертным заключением от 10.02.2017, проведенными аккредитованным испытательным лабораторным центром, имеющим необходимые аттестаты аккредитации. Результаты исследований признаны судами достоверными.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что Управление Роспотребнадзора вправе было в силу статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ выдать ООО ПТК "АРТА" предписание о приостановлении действия декларации о соответствии ТС N RU Д-RU АЯ08.B.02598 в отношении указанной молочной продукции.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества о признании недействительным предписания в отношении молока питьевого ультрапастеризованного с массовой долей жира 1,5%, 2,5%, 3,5%, 4%, 5%, 6%, и молока питьевого ультрапастеризованного топленого с массовой долей жира 3,2% и 3,5%, признал возложение на общество обязанности приостановить действие декларации о соответствии полностью (а не только в отношении молока питьевого ультрапастеризивоанного с массовой долей жира 3,2%) явно несоразмерной мерой государственной принуждения.
При этом Четвертый арбитражный апелляционный суд исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона N 184-ФЗ выдача предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствия продукции влечет за собой обязанность лица, которому выдана такая декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично-значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели (принцип соразмерности).
Принимая во внимание существенный характер ограничения деятельности изготовителя пищевой продукции или иного лица, в отношении которого вынесено предписание, исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такому лицу должна быть гарантирована возможность защиты в административном и (или) судебном порядке от неправомерного приостановления действия декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции по основаниям, связанным с необоснованностью и (или) несоразмерностью данной меры.
Установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов должна применяться органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
Такой подход к правовой оценке обстоятельств при оспаривании применённой органом государственного контроля (надзора) меры в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов, приведён Верховным Судом Российской Федерации в определении от 31.01.2018 по делу N 302-КГ17-13396.
В рассматриваемом случае судом установлено и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, что факт несоответствия продукции требованиям технических регламентов по жирно-кислотному составу установлен и подтвержден только в отношении молока питьевого ультрапастеризивоанного с массовой долей жира 3,2%.
В отношении остальной молочной продукции, на которую распространялась действовавшая до 28.12.2018 декларация о соответствии ТС N RU Д-RU АЯ08.B.02598, Управление не располагало достоверными сведениями (документами), подтверждающими несоответствие такой продукции нормативным требованиям, равно как и доказательствами, что такая молочная продукция может повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
При таких условиях суд апелляционной инстанции посчитал, что адекватной мерой реагирования являлось в данном случае приостановление названной декларации о соответствии только в отношении молока питьевого ультрапастеризивоанного с массовой долей жира 3,2%.
Апелляционный суд также учел, что предписанием Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 20.05.2016, законность которого установлена судебными актами по делу по делу N А33-16286/2016 (в том числе упомянутым определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 по делу N 302-КГ17-13396), действие декларации соответствия ТС N RU Д-RU АЯ08.B.02598, рассматриваемой и в настоящем деле, приостановлено только в отношении молока питьевого ультрапастеризованного, массовая доля жира 2,5% и 3,2%.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает возможность приостановления действия декларации о соответствии в части продукции, в отношении которой установлено несоответствие, со ссылкой на акты национального (утвержденные Министерством экономического развития Российской Федерации) и международного (решения Комиссии Евразийской экономической комиссии) законодательства (приведены в кассационной жалобе), не могут быть приняты во внимание.
Приведенные Управлением в кассационной жалобе Положение от 09.04.2013 N 76, Порядок от 21.02.2012 N 76, Порядок N 41, Порядок N 127, Порядок N 752 устанавливают порядок и правила регистрации уполномоченными органами деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов в едином реестре деклараций, правила ведения этого реестра. Однако они не устанавливают обязанность Управления выдать предписание о приостановлении действия декларации о соответствии в полном объеме, принимая во внимание подтвержденный факт несоответствия техническим регламентам только одного вида продукции и того, что выдача предписания о приостановлении должна быть направлена на достижение указанной цели, приостановление действия декларации должно обеспечить ее эффективное достижение, а ограничения деятельности общества, обусловленные выдачей предписания, должны соответствовать характеру допущенных нарушений (не нарушать баланс частных и публичных интересов).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно и мотивированно признал, что у Управления Роспотребнадзора отсутствовали законные основания для возложения на общество обязанности приостановить действие декларации в полном объеме, а не в той части продукции, в отношении которой выявлены нарушения обязательных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года по делу N А19-5487/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание существенный характер ограничения деятельности изготовителя пищевой продукции или иного лица, в отношении которого вынесено предписание, исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", такому лицу должна быть гарантирована возможность защиты в административном и (или) судебном порядке от неправомерного приостановления действия декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции по основаниям, связанным с необоснованностью и (или) несоразмерностью данной меры.
...
Приведенные Управлением в кассационной жалобе Положение от 09.04.2013 N 76, Порядок от 21.02.2012 N 76, Порядок N 41, Порядок N 127, Порядок N 752 устанавливают порядок и правила регистрации уполномоченными органами деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов в едином реестре деклараций, правила ведения этого реестра. Однако они не устанавливают обязанность Управления выдать предписание о приостановлении действия декларации о соответствии в полном объеме, принимая во внимание подтвержденный факт несоответствия техническим регламентам только одного вида продукции и того, что выдача предписания о приостановлении должна быть направлена на достижение указанной цели, приостановление действия декларации должно обеспечить ее эффективное достижение, а ограничения деятельности общества, обусловленные выдачей предписания, должны соответствовать характеру допущенных нарушений (не нарушать баланс частных и публичных интересов)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2019 г. N Ф02-3516/19 по делу N А19-5487/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3516/19
22.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4831/17
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5487/17
05.03.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7172/17
22.09.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4831/17
28.06.2017 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-5487/17