город Иркутск |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А58-11523/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2019 года по делу N А58-11523/2018 (суд первой инстанции: Андреев В.А.),
установил:
акционерное общество "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (г. Якутск, ИНН: 1435178584, ОГРН: 1061435055637, далее АО ФАПК "Сахабулт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 1/15.15.5-2018/418 от 31.10.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/418 от 11.10.2018, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил полностью постановление Минфина N 1/15.15.5-2018/418 от 31.10.2018 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/418 от 11.10.2018, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации, в отношении общества.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года Минфину отказано в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, жалоба возвращена заявителю.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2019 года кассационная жалоба на определение суда апелляционной инстанции от 29 апреля 2019 года возвращена заявителю.
В кассационной жалобе Минфин ставит вопрос о проверке законности решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права; указывает на то, что общество допустило вменяемое ему административное правонарушение, так как условием предоставления субсидии являлось целевое использование кредитных (заёмных) средств; факт нецелевого использования бюджетной субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) был установлен; просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявления АО ФАПК "Сахабулт".
В отзыве на кассационную жалобу АО ФАПК "Сахабулт" просит отказать в её удовлетворении.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.12.2015 между обществом и АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО был заключен договор об открытии кредитной линии N 150000172 на общую сумму 100,0 млн. рублей под 18 % годовых с целью закупа пушнины, кожевенного сырья и вспомогательных материалов для кожевенно - мехового производства.
Полученные кредитные средства были использованы в период с 02.12.2015 по 23.12.2015 в полном объеме с учетом собственных средств общества.
Общество на основании Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 23.05.2017 N 424 (далее - Порядок N 424), подало заявку на получение данной субсидии с предоставлением всех необходимых документов.
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), рассмотрев заявку общества, пришло к выводу о соответствии представленных обществом документов для получения указанной субсидии и заключило с обществом Соглашение от 22.11.2017 N С-1336/07/2 на предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору об открытии кредитной линии от 02.12.2015 N 150000172, заключенному с АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО, в сумме 7 638 353,35 рублей.
Указанная субсидия предоставлена за период 03.12.2015 - 25.08.2017.
Минфином в процессе проведения выездной проверки общества (акт от 14.07.2016) было установлено, что общество допустило нецелевое использование кредитных средств в размере 4 418,7 тыс. рублей, предоставленных АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО по договору об открытии кредитной линии от 02.12.2015 N 150000172, использовав полученные кредитные средства на финансирование затрат общества на закуп пушнины, кожевенного сырья, комплектующих и вспомогательных материалов для кожевенно-мехового сырья (фактически средства в размере 3 284,5 тыс. рублей направлены охотникам-волчатникам в виде субсидии на закупку шкур волков и щенков волков и 1 134,2 тыс. рублей - в оплату процентов за пользование кредитными средствами, предоставленными АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО по договору от 02.12.2015 N 150000172).
С учетом данного обстоятельства Минфин пришел к выводу о том, что общество, обращаясь с заявлением о получении субсидии, нарушило п. 2.11 Порядка N 424 для получения субсидии, поскольку лицо, претендующие на ее получение, должно соответствовать определенным условиям, в т.ч. обеспечить целевое использование кредитных средств, а, следовательно, был установлен факт нарушения обществом условий предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских организациях.
11.10.2018 зам. руководителя отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина Республики Саха (Якутия) Соловьевой М.А. составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия общества были квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации.
Постановлением N 1/15.15.5-2018/418 о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 1/15.15.5-2018/418 от 11.10.2018, вынесенным 31.102018 зам. министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С., общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 152 767,07 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании указанного постановления незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В развитие положений бюджетного законодательства на территории Республики Саха (Якутия) постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 57 утвержден Порядок предоставления в 2015 году и в плановый период 2016 - 2017 годов субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Порядок), который определяет категории получателей субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в соответствующий бюджет в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и орган государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.
В силу пункта 2.3 Порядка для получения субсидии согласно настоящему Порядку юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на ее получение, должны соответствовать ряду условий.
Согласно пункту 3.1 Порядка субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между Министерством и получателями субсидий.
С учётом установленного, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.
Как указал суд, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил в дело надлежащих доказательств того, что общество при прохождении отбора на получение указанной субсидии не представило необходимых документов для ее получения.
Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена уполномоченным органом уже после оплаты обществом соответствующих расходов и при наличии полного пакета обосновывающих получение субсидии документов. Ни из материалов дела, ни из пояснений представителя административного органа не следует, что при привлечении общества к ответственности оспариваемым постановлением в распоряжении административного органа появились иные документы, свидетельствующие о совершении обществом административного правонарушения.
При этом суд сослался на правовую позицию, содержащуюся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921 по делу N А40-186686/2017, и признал отсутствующей вину общества в совершении административного правонарушения.
Не соглашаясь с выводами суда, заявитель кассационной жалобы считает, что согласно подпункту "б" пункта 2.24 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 31.01.2018 N 57, условием предоставления субсидии является целевое использование кредитных (заемных) средств.
Заявитель указывает на то, что факт нецелевого использования бюджетных средств был установлен, тем самым, общество нарушило условие предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Заявитель указывает, что фактически за счёт кредитных средств 3 284,5 тысяч рублей направлено на погашение задолженности перед охотниками - волчатниками за шкуры волков и щенков волков и 1 134,2 тысячи рублей - на оплату процентов по данному же кредитному договору N 150000172 от 02.12.2015, что в корне не соответствует цели кредитования.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут, поскольку факт нецелевого использования бюджетных средств, на что ссылается Минфин, исключает возможность квалификации соответствующих действий получателя бюджетных средств по части 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации, что видно из описания объективной стороны этого нарушения (нарушение условий предоставления субсидии за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП Российской Федерации (нецелевое использование бюджетных средств).
Основная часть доводов кассационной жалобы касается доказывания в действиях общества нецелевого использования бюджетных средств, однако, в этом случае действия общества подлежали квалификации по статье 15.14 КоАП Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2019 года по делу N А58-11523/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель указывает на то, что факт нецелевого использования бюджетных средств был установлен, тем самым, общество нарушило условие предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Заявитель указывает, что фактически за счёт кредитных средств 3 284,5 тысяч рублей направлено на погашение задолженности перед охотниками - волчатниками за шкуры волков и щенков волков и 1 134,2 тысячи рублей - на оплату процентов по данному же кредитному договору N 150000172 от 02.12.2015, что в корне не соответствует цели кредитования.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут, поскольку факт нецелевого использования бюджетных средств, на что ссылается Минфин, исключает возможность квалификации соответствующих действий получателя бюджетных средств по части 2 статьи 15.15.5 КоАП Российской Федерации, что видно из описания объективной стороны этого нарушения (нарушение условий предоставления субсидии за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП Российской Федерации (нецелевое использование бюджетных средств).
Основная часть доводов кассационной жалобы касается доказывания в действиях общества нецелевого использования бюджетных средств, однако, в этом случае действия общества подлежали квалификации по статье 15.14 КоАП Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июля 2019 г. N Ф02-3295/19 по делу N А58-11523/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5210/19
16.09.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5245/19
05.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2405/19
29.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11523/18
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3295/19
16.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11523/18
14.06.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3267/19
29.04.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2405/19
19.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11523/18