город Иркутск |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А10-4708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего КадниковойЛ.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Новиковой С.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Богдановой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Багряновой В.Ю. (доверенность от 22.03.2019 N 542); акционерного общества "Читаэнергосбыт" Снегирева А.Е. (доверенность от 29.12.2018 N 35/ТП); общества с ограниченной ответственностью "Икибзяк" Снегирева А.Е. (доверенность от 05.09.2018 N 2),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя ПАО "МРСК Сибири" Цыбиковой С.С. (доверенность от 27.12.2018 N 00/241),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 января 2019 года по делу N А10-4708/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Логинова Н.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Улан-Удэ, ИНН: 2460069527, ОГРН: 1052460054327, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Управление, Бурятское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, N 05-18/82-2018 от 19.07.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - АО "Читаэнергосбыт"), общество с ограниченной ответственностью "Икибзяк" (далее - ООО "Икибзяк").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 января 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года решение суда от 30 января 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бурятское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции), пункта 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861); заявитель не согласен с выводами судов о неисполнимости выданного предупреждения; просит судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе ПАО "МРСК Сибири", не соглашаясь с выводами судов о несущественности условий пунктов 7.2.1, 7.5, 8.1, 8.3, 8,4, 8.10, 8.11, 9.1, 9.1.1, 9.1.2, 9.2, 10.1, 10.2 договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.1521.18 от 07.05.2018 и о возможности их исключения при отсутствии согласия стороны ООО "Икибзяк", просит, не изменяя резолютивную часть решения и постановления по настоящему делу, изменить мотивировочную часть судебных актов по указанному вопросу.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ПАО "МРСК Сибири" поддержали доводы своей кассационной жалобы, возразили против доводов кассационной жалобы Бурятского УФАС России.
Представитель АО "Читаэнергосбыт", ООО "Икибзяк" поддержал доводы кассационной жалобы Бурятского УФАС России, возразил против доводов общества.
Бурятское УФАС России о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие. Бурятское УФАС России заявило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия его представителя.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.02.2018 между АО "Читаэнергосбыт" и ООО "Икибзяк" заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 332-00351.
16.02.2018 ООО "Икибзяк" направило в адрес ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" оферту договора оказания услуг по передаче электрической энергии
В связи с уклонением от заключения данного договора ПАО "МРСК Сибири" было выдано предупреждение от 18.04.2018, во исполнение которого общество направило в адрес ООО "Икибзяк" проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.1521.18.
ООО "Икибзяк" направило в адрес ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" протокол разногласий от 15.06.2018 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.1521.18.
08.06.2018 ООО "Икибзяк", полагая, что оферта договора N 18.0300.1521.18 содержит невыгодные и ущемляющие его права условия в пунктах 3.4.7, 3.4.10, 3.4.24, 3.4.25, 7.2.1, 7.5, 8.1, 8.3, 8.4, 8.10, 8.11, 9.1, 9.1.1, 9.1.2, 9.1.3, 9.1.4, 9.2, 10.1, 10.2, 10.2.1, 10.2.2, 10.2.3, обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" в части навязывания условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством и ущемляющих права потребителя.
19.07.2018 ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" направило в адрес ООО "Икибзяк" протокол разногласий от 15.06.2018 и протокол согласования разногласий от 18.07.2018 к протоколу разногласий от 15.06.2018 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.1521.18 от 07.05.2018
19.07.2018 Бурятским УФАС России в адрес ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" вынесено предупреждение N 05-18/3524 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании ООО "Икибзяк" условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии, невыгодных для него и результатом которого может быть ущемление интересов потребителя и гарантирующего поставщика, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с типовой формой, размещенной на официальном сайте ПАО "МРСК Сибири", в срок до 17.08.2018.
ПАО "МРСК Сибири" оспорило в Арбитражном суде Республики Бурятия предупреждение от 19.07.2018.
Удовлетворяя заявление общества и признавая предупреждение незаконным, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение) (часть 1 статьи 39.1).
Частью 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Основанием выдачи оспариваемого по настоящему делу предупреждения явился вывод антимонопольного органа о наличии в действиях ПАО "МРСК Сибири" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-Э ПАО "МРСК Сибири" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливноэнергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической энергии" под регистрационным номером 24.1.58.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах Республики Бурятия.
Суды двух инстанций по результатам проверки законности предупреждения исходили из того, что антимонопольным органом наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (навязывание невыгодных условий договора) установлено в связи с проверкой доводов ООО "Икибзяк" о включении ПАО "МРСК Сибири" в оферту договора N 18.0300.1521.18 от 07.05.2018 невыгодных и ущемляющих его права условий, предусмотренных в пунктах 3.4.7, 3.4.10, 3.4.24, 3.4.25, 7.2.1, 7.5, 8.1, 8.3, 8.4, 8.10, 8.11, 9.1, 9.1.1, 9.1.2, 9.1.3, 9.1.4, 9.2, 10.1, 10.2, 10.2.1, 10.2.2, 10.2.3.
Суды, правильно толкуя положения статей 420, 421, 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к мотивированным выводам о том, что по результатам рассмотрения заявления ООО "Икибзяк" и представленных к нему документов, в том числе проекта протокола разногласий антимонопольный орган преждевременно квалифицировал действия ПАО "МРСК Сибири" как навязывание контрагенту невыгодных условий; антимонопольным органом не дана оценка имеющим значение обстоятельствам в целях установления факта навязывания невыгодных условий, а именно, осталось не учтённым то обстоятельство, что ООО "Икибзяк" направило в адрес общества по спорному проекту договора протокол разногласий от 15.06.2018.
Кроме того, суды двух инстанций исходили из того, что указание в оспариваемом предупреждении N 05-18/3524 от 19.07.2018 на необходимость прекращения вышеназванных действий путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с типовой формой, размещенной на официальном сайте ПАО "МРСК Сибири", свидетельствует о несоразмерности действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и потому, что в отношении иных условий соглашение сторонами достигнуто.
Доводы кассационной жалобы антимонопольного органа сводятся к утверждению наличия в действиях ПАО "МРСК Сибири" признаков нарушения антимонопольного законодательства в форме навязывания потребителю невыгодных условий договора, с которыми потребитель не согласился, поскольку это может повлечь ущемление интересов и потребителя и гарантирующего поставщика.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16.03.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения.
Поскольку суды пришли к мотивированным выводам о том, что антимонопольный орган, выдавая предупреждение, не обнаружил при вышеуказанных обстоятельствах признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то признание данного предупреждения незаконным соответствует Закону о защите конкуренции.
Как верно посчитали суды, направление ПАО "МРСК Сибири" в адрес ООО "Икибзяк" проекта договора N 18.0300.1521.18 от 07.05.2018 не может свидетельствовать о неоднократном предложении (навязывании) ПАО "МРСК Сибири" условий договора, в отношении которых ООО "Икибзяк" ранее заявлялись возражения.
Направление 19.07.2018 ПАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" в адрес ООО "Икибзяк" протокола согласования разногласий от 18.07.2018 к протоколу разногласий от 15.06.2018 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 18.0300.1521.18 от 07.05.2018 не являлось предметом оценки Бурятского УФАС России.
Поскольку антимонопольный орган не установил по имеющимся у него документам признаков навязывания потребителю невыгодных для него условий договора, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Бурятского УФАС России не имеется.
Не усматривается также оснований для изменения мотивировочной части судебных актов, о чём указано в кассационной жалобе ПАО "МРСК Сибири".
Из материалов дела видно, что предупреждение антимонопольного органа было необоснованным, так как действия общества преждевременно квалифицированы как навязывание невыгодных условий.
Следовательно, оценка судами содержания конкретных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.05.2018 как не являющихся существенными не повлияла на правильность выводов судов, поскольку в предупреждении не были отражены признаки объективной стороны нарушения антимонопольного законодательства - навязывания контрагенту невыгодных для него условий.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 января 2019 года по делу N А10-4708/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16.03.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения.
Поскольку суды пришли к мотивированным выводам о том, что антимонопольный орган, выдавая предупреждение, не обнаружил при вышеуказанных обстоятельствах признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, то признание данного предупреждения незаконным соответствует Закону о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2019 г. N Ф02-3179/19 по делу N А10-4708/2018
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3179/19
29.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1563/19
30.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4708/18
17.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4708/18