город Иркутск |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А78-10931/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Приаргунский район" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2018 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года по делу N А78-10931/2018 (суд первой инстанции - Дамбаров С.Д., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
администрация муниципального района "Приаргунский район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Управление) об обязании поставить на государственный кадастровый учет недвижимое имущество, расположенное по адресу: Забайкальский край, п. Приаргунск, ул. Октябрьская, д. 10в, бокс 2, помещение гаража; об обязании зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Забайкальский край, п. Приаргунск, ул. Октябрьская, д. 10в, бокс 2, помещение гаража.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю, администрация городского поселения "Приаргунское" муниципального района "Приаргунский район".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неправильного применения судами нормы материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на ошибочность выводов судов о попытке в рамках настоящего дела оспорить законность отказов Управления о постановке на государственный кадастровый учет недвижимое имущество, поскольку администрация обратилась с требованиями не об оспаривании отказа, а с требованиями об обязании управления поставить на государственный кадастровый учет недвижимое имущество. Считает, что суды ошибочно ссылаются на помещение площадью 213,7 кв.м. с кадастровым номером 75:17:180126:117, а также, что в этом здании расположен только один гараж с кадастровым номером 75:17:180126:231 площадью 213,7 кв. м.; по мнению заявителя в состав помещения с кадастровым номером 75:17:180126:117 входит три гаража (бокс 1, бокс 2, бокс 3), при этом помещение гаража - бокс 1 поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 75:17:180126:231, общая площадь трех гаражей составляет 213,7 кв. м.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация обращалась 22.12.2017 в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет помещения, расположенного по адресу: Забайкальский край, Приаргунский район, пгт. Приаргунск, ул. Октябрьская, д. 10в, бокс 2, общей площадью 52,9 кв. м, а также о государственной регистрации права собственности на данное имущество.
По результатам рассмотрения заявления, Управлением выносились уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Решением от 16.04.2018 администрации отказано в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на помещение (гараж) по адресу: Забайкальский край, Приаргунский район, пгт. Приаргунск, ул. Октябрьская, д. 10в, бокс 2.
Полагая, что Управление незаконно уклоняется от постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества, а также от государственной регистрации права муниципальной собственности на него, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях Управления нарушений требований действующего федерального законодательства.
При разрешении спора суды исходили из следующего.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 8 Закона о недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.
В соответствии с техническим планом, приложенным к заявлению, администрация просило осуществить Управление государственный кадастровый учет и провести государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении нежилого помещения площадью 52,9 кв.м. (бокс N 2), расположенного в здании гаража с кадастровым номером 75:17:180126:117.
На основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости судами установлено, что здание гаража с кадастровым номером 75:17:180126:117, в пределах которого, как указывает заявитель, расположен гаражный бокс N 2 площадью 52,9 кв. м, имеет площадь 213,7 кв.м. и расположено по адресу: Забайкальский край, Приаргунский район, пгт. Приаргунск, ул. Октябрьская, д. 10 б. Всю эту площадь занимает бокс N 1 с кадастровым номером 75:17:180126:231, который также расположен в пределах здания гаража с кадастровым номером 75:17:180126:117. Гаражный бокс с кадастровым номером 75:17:180126:231 находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае".
Таким образом, судами сделан правомерный вывод, что площадь здания гаража как объекта недвижимого имущества и площадь помещения бокса N 1, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации, полностью совпадает и составляет 213, 7 кв. м. Сведений о нахождении в составе здания гаража дополнительного помещения площадью 52, 9 кв. м., в отношении которого администрация просит провести государственный кадастровый учет в Едином государственном кадастре недвижимости не имеется.
Правильно применяя положения пункта 4 части 5 статьи 14, пункту 8 части 4 статьи 8 Закона о недвижимости, суды верно указали, что без внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении самого здания гаража с кадастровым номером 75:17:180126:117 невозможна постановка на государственный кадастр помещения площадью 52,9 кв. м, в связи с чем обоснованно пришли к выводу об отсутствии в действиях Управления нарушений требований действующего федерального законодательства.
Также суды обоснованно указали, что предъявление администрацией требования в рамках настоящего дела является попыткой оспорить законность отказов Управления в рамках искового производства, вне установленной процедуры, предусмотренной положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также обеспечить условия для государственной регистрации права собственности в обход правил, предусмотренных положениями статей 131 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона о недвижимости. Соответствующий правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 4464/12.
Доводы администрации о нарушении судами норм процессуального права не нашли своего подтверждения, и заявителем не указано, какие именно процессуальные нормы при вынесении обжалуемых судебных актов нарушили суды, в связи с чем отклоняются судом округа.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам, выводы судов не опровергают, так как не основаны на верном толковании приведенных норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 декабря 2018 года делу N А78-10931/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применяя положения пункта 4 части 5 статьи 14, пункту 8 части 4 статьи 8 Закона о недвижимости, суды верно указали, что без внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении самого здания гаража с кадастровым номером 75:17:180126:117 невозможна постановка на государственный кадастр помещения площадью 52,9 кв. м, в связи с чем обоснованно пришли к выводу об отсутствии в действиях Управления нарушений требований действующего федерального законодательства.
Также суды обоснованно указали, что предъявление администрацией требования в рамках настоящего дела является попыткой оспорить законность отказов Управления в рамках искового производства, вне установленной процедуры, предусмотренной положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также обеспечить условия для государственной регистрации права собственности в обход правил, предусмотренных положениями статей 131 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Закона о недвижимости. Соответствующий правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 4464/12."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2019 г. N Ф02-3563/19 по делу N А78-10931/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3563/19
19.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-373/19
24.01.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-373/19
27.12.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10931/18