город Иркутск |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А19-21939/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стандарт" - Худяковой М.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-21939/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции:
Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ломако Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стандарт" (ОГРН 1153850017815; ИНН 3814023147; г.Зима Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) о признании незаконным предписания N 542/18 от 07.05.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (далее - ООО "Энергия").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о неправомерности оспариваемого предписания являются незаконными и необоснованными, а судебные акты - подлежащими отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права; ссылаясь на положения жилищного законодательства, служба указывает на недопустимость произвольного установления управляющей или ресурсоснабжающей организацией норм потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды с целью предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; обществу вменяется нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354), выразившееся в неверном применении "коэффициента на подогрев" и необоснованном завышении платы за горячее водоснабжение; выводы службы подтверждаются сложившейся судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2017 года N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2014, решения Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2018 года по делу N А19-28929/2017, от 15 октября 2018 года по делу N А19-1371/2018); на протяжении десяти лет (с 2007 по 2018 г.г.) на территории Зиминского городского муниципального образования отсутствовал утвержденный в установленном порядке норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем определение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению должно производиться до 01.01.2018 с применением ранее установленного норматива.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, службой на основании распоряжения N 542-ср-п от 30.03.2018 проведена внеплановая документарная проверка по лицензионному контролю в отношении общества с целью проверки информации, содержащейся в обращениях потребителей (вх. NN 04-86-3382, 04-86-3383, 04-86-3384 от 01.03.2018), о нарушении лицензионных требований в части правильности начисления платы за горячее водоснабжение в период 2015-2018 г.г. по жилым помещениям NN 32, 33, 36, 43, 45 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Зима, ул. Григорьева, 22, по жилому помещению N 9 в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Зима, ул. Садовая, 2, по жилым помещениям N N 18, 22, 23, 30, 84 в многоквартирном доме по адресу: г. Зима, ул. Щорса, 3.
Проверкой установлен и в акте проверки N 542/17 от 07.05.2018 отражен факт нарушения обществом требований пункта 42 Правил N 354, что выразилось в осуществлении начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с применением "коэффициента на подогрев" в размерах, которые в разные периоды времени превысили размер норматива 0,07336 Гкал/куб. м, утвержденного Постановлением администрации городского округа Зиминского городского муниципального образования от 30.05.2007 N 654 (далее - Постановление N 654).
По данным службы, превышение обществом установленного Постановлением N 654 норматива составило в разные периоды от 0,01355 до 0,16665 Гкал/куб. м.
На основании указанного службой обществу выдано предписание N 542/18 от 07.05.2018, в котором предложено в срок до 12.10.2018 в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,07336 Гкал/куб м, утвержденного Постановлением N 654, в том числе: по квартирам 13, 22, 23, 30, 84 многоквартирного дома N 3 по ул. Щорса - за период с 01.10.2017 по 31.12.2017; по квартире 9 многоквартирного дома N 2 по ул. Садовая - за период с 01.02.2016 по 31.12.2017; по квартирам 32, 33, 36, 43, 45 многоквартирного дома N 22 по ул. Григорьева - за период с 01.06.2017 по 31.12.2017; предоставить в службу документы, подтверждающие исполнение предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности и неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку в основу требований службы о выполнении перерасчета размера платы за горячее водоснабжение положено утратившее силу с 01.01.2008 Постановление N 654.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075) органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Как предусмотрено пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с пунктом 26 указанного приложения формула 23 содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение показателя Viп и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как установлено судами, предписанием службы N 542/18 от 07.05.2018 обществу вменено нарушение пункта 42 Правил N 354, выразившееся в использовании количества тепловой энергии на подогрев воды (коэффициент на подогрев), определенного по показаниям общедомовых приборов учета на горячее водоснабжение, превышающего норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в спорных многоквартирных домах, что повлекло необоснованное завышение размера платы за горячее водоснабжение. При этом в основу требований предписания службы о выполнении обществом перерасчета размера платы за горячее водоснабжение положено Постановление N 654.
Постановлением администрации городского округа Зиминское городское муниципальное образование от 21.12.2006 N 1928 "О плате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами, проживающими в жилищном фонде г. Зимы" были введены в действие с 01.01.2007, в том числе, "Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения г. Зимы с 1 января 2007 года для предоставления льгот и субсидий, а также для оплаты коммунальных услуг при отсутствии приборов учета" согласно приложению N 5 к постановлению. В данном приложении были установлены нормы потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение в размере 0,07336 Гкал/куб.м.
Вместе с тем, согласно Постановлению N 654 в Постановление от 21.12.2006 N 1928 внесены изменения: нормы потребления коммунальных услуг установлены согласно приложению N 4. Нормативы потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение в данном приложении отсутствуют, равно, как и отсутствуют они в других приложениях к Постановлению N 654.
Постановлением администрации городского округа Зиминское городское муниципальное образование от 23.11.2007 N 1489 с 01.01.2008 введены новые нормативы потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилищном фонде г. Зимы - согласно приложениям NN1,2 к указанному постановлению. Однако в данных приложениях также отсутствуют нормативы потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, а ранее действовавшие нормативы отменены (пункт 3 постановления от 23.11.2007 N 1489).
Как верно указали суды, с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исполнимость и законность предписания являются важными требованиями к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, совершить предписанные действия по его устранению, не возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
По правилам распределения бремени доказывания, установленным статьёй 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Поскольку в спорные периоды (с 01.02.2016 по 31.12.2017, с 01.10.2017 по 31.12.2017, с 01.06.2017 по 31.12.2017) норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Зиминского городского муниципального образования, в установленном порядке утвержден не был и отсутствовал, правовая неопределенность в указанном вопросе могла привести к нарушению прав конечных потребителей, осуществляющих расчеты по установленным управляющей организацией (обществом) тарифам.
Обеспечение, в том числе посредством выдачи предписаний, расчетов за оказанную коммунальную услугу по установленным органами государственной и муниципальной власти нормативам соответствует нормам законодательства и направлено на защиту прав конечных потребителей.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенных норм права и конкретных фактических обстоятельств по настоящему делу, оспариваемое предписание службы не может быть признано законным в связи со следующим.
Арбитражные суды правильно указали, что предписание содержит ссылку на утративший силу с 01.01.2008 нормативный правовой акт - Постановление N 654, который в спорные периоды времени не подлежал применению.
При этом, возлагая на общество обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в 2016 и 2017 г.г., служба не обосновала правомерность применения именно норматива потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного утратившим силу и недействующим нормативным правовым актом. Следовательно, службой не доказано соответствие возлагаемых на общество обязанностей требованиям закона.
Отклоняя приведенные в кассационной жалобе доводы о недопустимости произвольного установления управляющей организацией норм потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение, суд кассационной инстанции, в свою очередь, указывает на недопустимость и произвольного возложения органом государственной власти Иркутской области на общество обязанности по осуществлению перерасчёта размера платы за коммунальную услугу на основании утратившего силу и недействующего нормативного правового акта с учетом предмета настоящего судебного разбирательства.
Доводы службы со ссылкой на судебную практику по делам N N А41-27683/2014, А19-28929/2017, А19-1371/2018 обоснованно отклонены судами как не имеющие правового значения, относящиеся к делам с иными фактическими обстоятельствами.
Иные доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права или нарушении норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по данному делу основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-21939/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, предписанием службы N 542/18 от 07.05.2018 обществу вменено нарушение пункта 42 Правил N 354, выразившееся в использовании количества тепловой энергии на подогрев воды (коэффициент на подогрев), определенного по показаниям общедомовых приборов учета на горячее водоснабжение, превышающего норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в спорных многоквартирных домах, что повлекло необоснованное завышение размера платы за горячее водоснабжение. При этом в основу требований предписания службы о выполнении обществом перерасчета размера платы за горячее водоснабжение положено Постановление N 654.
...
Как верно указали суды, с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исполнимость и законность предписания являются важными требованиями к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2019 г. N Ф02-3564/19 по делу N А19-21939/2018