город Иркутск |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А78-14974/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2019 года по делу N А78-14974/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Попова И.П., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Юдин С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис Томской Домостроительной компании" (ОГРН 1037000103513, ИНН 7017065961, г. Томск, далее - ООО "ЖТДК") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, г. Чита, далее - учреждение, ФГКУ "Сибирское ТУИО") и к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, г. Москва, далее - Министерство) о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств субсидиарно с Министерства за счет средств казны Российской Федерации задолженности в размере 80 359 рублей 44 копеек за период с 01.01.2017 по 27.07.2017.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Учреждение и Министерство, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Министерство полагает, что истцом не соблюден претензионный порядок;
в материалы дела не представлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом в период с 01.01.2017 по 27.07.2017; истец не направлял в адрес Министерства платежные документы; судами не проверен расчет задолженности истца; суды необоснованно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности.
Учреждение полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, поскольку у ФГКУ "Сибирское ТУИО" отсутствовала обязанность по оплате спорной задолженности в связи с тем, что учреждение не является собственником имущества и лимиты бюджетных обязательств не предусматривают выделение средств на содержание общего имущества и капитальный ремонт; Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным лицом, на которое возложена обязанность по оплате соответствующих расходов.
Отзывы на кассационные жалобы не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Российская Федерация является собственником квартир N N 60, 61, 117, 120, 249, 305, 308, 312, 368 (9 квартир), расположенных в многоквартирном доме по адресу:
г. Томск, ул. Герасименко, 1/6, что подтверждается представленным в материалы дела государственным контрактом купли-продажи квартир (т. 1, л. д. 54-70).
В спорном периоде зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО" указанными квартирами, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН, т. 1, л. д. 82-99).
ООО "ЖТДК" имеет лицензию от 30.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (т. 1, л. д. 52-53).
Согласно протоколу общего собрания от 01.01.2015 собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. Герасименко, 1/6 в г. Томске, принято решение об управлении данным домом посредством управляющей организации ООО "ЖТДК" (т. 2, л. д. 51-53). ООО "ЖТДК" подписало с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом от 16.01.2015 на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества (т. 2, л. д. 15-26, 33-50).
Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности заявленных требований о взыскании расходов на содержание общедомового имущества.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
На основании положений статей 210, 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме (обладатели права оперативного управления) несут бремя содержания принадлежащего им имущества (коммунальные услуги) и бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Следовательно, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного в оперативное управление имущества.
Принадлежность квартир на праве оперативного управления учреждению в спорном периоде подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела, и не оспаривается сторонами.
В соответствии с пунктами 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Принимая во внимание то, что действующим законодательством на обладателя права оперативного управления возлагается обязанность по несению расходов на содержание переданного в оперативное управление имущества, вывод судов о том, что управляющая организация вправе компенсировать расходы на содержание и ремонт общего имущества непосредственно с учреждения как с законного владельца помещений и потребителя, является обоснованным.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что именно учреждение в данном случае является надлежащим ответчиком по делу.
Довод Министерства о несоблюдении истцом претензионного порядка рассмотрен судами и отклонен в связи со следующим.
Материалами дела подтвержден факт направления истцом ответчикам претензий с требованием произвести оплату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в течение 30-дневного срока (т. 3, л. д. 84-88, 92-96).
ФГКУ "Сибирское ТУИО" в ответе на претензию указало, что поручений от собственника о необходимости оплаты за содержание и ремонт жилых помещений ему не поступало, лимиты не выделялись, основания для удовлетворения претензии отсутствуют.
Министерство на претензию не ответило. Вместе с тем, как обоснованно указано судами, из письма Министерства от 20.12.2016 следует, что ранее направлявшееся обращение истца о возмещении затрат на содержание в отношении пустующих квартир, в том числе спорных, рассмотрено, проводится выверка, после которой будут приняты решения по оплате задолженности за счет средств бюджета в соответствии с действующим законодательством (т. 3, л. д. 83).
Довод Министерства о недоказанности того, что в спорный период управление многоквартирным домом осуществляло ООО "ЖТДК", подлежит отклонению как не нашедший отражения в материалах дела.
Напротив, как следует из решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 01.01.2015, договора управления от 16.01.2015, управление многоквартирным домом в спорном периоде осуществлял именно истец.
Доказательства признания договора управления и протокола собрания собственников помещений недействительными в материалах дела отсутствуют.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ином способе управления многоквартирным домом, ответчики в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представили.
Довод заявителя о ненаправлении истцом ответчику платежных документов правомерно отклонен судами, поскольку само по себе данное обстоятельство не освобождает ФГКУ "Сибирское ТУИО" от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества. Кроме того, учреждение, зная о наличии у него обязанности по несению расходов на содержание общего имущества, могло самостоятельно обратиться к истцу за оформлением платежных документов и на их основании произвести оплату.
Довод о необоснованном привлечении Министерства к субсидиарной ответственности отклонен судами на основании следующего.
Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Выплата денежных средств производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органом исполнительной власти как главным распорядителем средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение о Министерстве), Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно подпункту 31 пункта 10 данного Положения Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГКУ "Сибирское ТУИО", а также функции главного распорядителя средств федерального бюджета, руководствуясь изложенными нормативными положениями, суды правомерно указали в обжалуемых судебных актах на то, что при недостаточности денежных средств у основного должника взыскание долга необходимо произвести в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации.
С учетом изложенного одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам действующего процессуального законодательства, а вопрос об имущественном положении учреждения при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность Российской Федерации наступит лишь в случае установления в предусмотренном законом порядке при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него денежных средств.
Довод Министерства относительно несогласия с расчетом истца также обоснованно отклонен судами, поскольку расчет проверен судами и признан верным.
Ответчики контррасчеты не представили, расчет истца по существу не оспорили.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 марта 2019 года по делу N А78-14974/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
...
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение о Министерстве), Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2019 г. N Ф02-3381/19 по делу N А78-14974/2018