город Иркутск |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А19-15412/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Иркутскслюда" - Юрченко А.Л. (доверенность N юр001 от 09.01.2019); Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Новиковой И.В. (доверенность N 58/19 от 10.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иркутскслюда" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года по делу N А19-15412/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутскслюда" (ОГРН 1143850040476; ИНН 3808238634; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 194/18 от 20.04.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами нарушен принцип презумпции невиновности, поскольку обязанность доказывания невиновности была возложена на общество, а антимонопольный орган не представил доказательств вины общества; антимонопольным органом не представлено доказательств, что именно общество является собственником спорных водопроводных сетей, в связи с чем выводы судов о том, что общество является надлежащим субъектом правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) противоречат материалам дела и документально не подтверждены; судами не дана оценка доводам общества о принадлежности спорных сетей иному лицу - ООО "Иркутскслюда-С"; на производственной площадке по адресу г.Иркутск, ул. Свердлова, 40, фактически находятся не водопроводные сети, а внутренний водопровод комплекса зданий; в дело не представлены доказательства технологического присоединения сетей многоквартирных жилых домов к внутренним водопроводным сетям общества на законных основаниях, равно как доказательства невозможности водоснабжения данных жилых домов в обход указанных сетей; протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит отказать в её удовлетворении.
В судебном заседании представители общества и антимонопольного органа поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании жалобы МУП "Водоканал" г. Иркутска N 11-17-03937 от 14.06.2017, содержащей данные, свидетельствующие о нарушении обществом требований антимонопольного законодательства, антимонопольным органом определением N 1704 от 18.08.2017 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что выразилось в препятствовании транспортировке воды по водопроводным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности (свидетельство о регистрации права N 38АД 727892 от 18.04.2012), расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40-41, к многоквартирным жилым домам по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, ул. Карла Маркса, 35в, определено провести административное расследование.
В ходе проведения административного расследования установлено, что объекты, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40 (административное здание и хозяйственный корпус с гаражом), принадлежат обществу. Вплотную к хозяйственному корпусу построены многоквартирные жилые дома, которые обслуживались ТСЖ "Свердлова 40" (дом по адресу: ул. Свердлова,40) и ООО УК "Троицкая" (по адресу: ул. Карла Маркса, 35в). Водоснабжение данных объектов осуществляется по водопроводному вводу диаметром 100 мм, врезанному в водопроводную линию по улице Свердлова, находящуюся в хозяйственном ведении МУП "Водоканал" г.Иркутска. Водопроводный ввод проходит через административное здание по ул. Свердлова, 40 по закрытой территории до хозяйственного корпуса; находится в собственности общества, граница эксплуатационной ответственности установлена по внешней стенке колодца на улице Свердлова. Многоквартирные жилые дома подключены к водопроводу по внутренней разводке трубопровода в цокольном помещении хозяйственного корпуса общества. На внутренних сетях холодного водоснабжения установлены приборы учета воды, которые определяют объемы водопотребления каждого абонента.
16.05.2017 в диспетчерскую службу МУП "Водоканал" г. Иркутска стали поступать обращения жителей многоквартирных жилых домов по улице Свердлова, 40 и улице Карла Маркса, 35в, об отсутствии холодной воды. Причиной отсутствия холодной воды в указанных домах стало отключение водопровода, произведенное обществом в связи с проведением ремонтных работ на внутренних сетях. Официальной информации об отключении и прекращении холодного водоснабжения, а также о сроках выполнения ремонтных работ общество в адрес МУП "Водоканал" г. Иркутска не направляло. Централизованное водоснабжение указанных многоквартирных жилых домов не осуществлялось до 03.09.2017, в связи с чем МУП "Водоканал" г.Иркутска организовало доставку питьевой воды автоцистернами.
Между МУП "Водоканал" г. Иркутска и обществом (преобразовано из ЗАО "Иркутскслюда") заключен договор N 370 от 16.07.2008, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется в соответствии действующим законодательством осуществлять отпуск питьевой воды по двум вводам диаметрами 100 мм и по двум вводам по 57 мм (в канале теплосети) через сети общества из коммунального водопровода МУП "Водоканал" г. Иркутска, а также осуществлять прием сточных вод по 12 впускам диаметром по 100 мм через сети общества в коммунальную канализацию МУП "Водоканал" г. Иркутска.
Актом обследования установки холодного водоснабжения и (или) водоотведения от 03.11.2015, подписанным представителем МУП "Водоканал" г. Иркутска (инженер Падерин А.В.) и представителем общества (бухгалтер Скиндерис Е.В.), установлено, что субабонентами общества являются многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: ул. Свердлова, 40 и ул. Карла Маркса, 35в.
Согласно письменным пояснениям МУП "Водоканал" г.Иркутска водопотребление потребителями, расположенными по адресам: ул. Свердлова, 40 и ул. Карла Маркса, 35в, осуществляется опосредованно через водопроводные сети, принадлежащие обществу, расположенные по адресу: ул.Свердлова, 40, 41. Учитывая особенности предоставления услуг водоснабжения, в связи со сложившейся схемой водоснабжения, водоснабжение и водоотведение многоквартирных жилых домов по адресам: ул.Свердлова, 40 и ул.Карла Маркса, 35в, может осуществляться только через водопроводные сети общества. Подключение водопроводных сетей указанных домов в обход водопроводных сетей общества является невозможным.
Из представленной переписки между обществом, Администрацией Правобережного округа г.Иркутска и МУП "Водоканал" г.Иркутска антимонопольным органом установлено, что общество проводило ремонтные работы на собственных сетях холодного водоснабжения.
Согласно акту общества и ООО УК "Иркутскслюда" от 17.05.2017 произведено отключение холодного водоснабжения путем перекрытия задвижки водопроводного ввода в здании производственного корпуса на месте соединения с водопроводной сетью холодного водоснабжения. Отключение произошло без соответствующего уведомления МУП "Водоканал" г.Иркутска о возникших повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах.
По факту препятствования со стороны общества транспортировке воды по принадлежащим ему водопроводным сетям к многоквартирным жилым домам по адресам: ул. Свердлова, 40 и ул. Карла Маркса, 35в в период с 16.05.2017 по 31.08.2017, антимонопольным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 312 от 10.10.2017 и по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление N 194/18 от 20.04.2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды пришли к выводу о законности оспариваемого постановления, соблюдении предусмотренного законодательством порядка привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как верно указали суды, субъектом ответственности за данное правонарушение выступает собственник или иной законный владелец водопроводных и (или) канализационных сетей. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере водоснабжения и водоотведения. Объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе действия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей, которые привели к препятствованию транспортировки воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировки сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям.
Как предусмотрено статьёй 2 Федерального закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2). Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4). Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5).
Судами в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что на основании договора N 370 от 16.07.2008 общество осуществляет отпуск питьевой воды субабонентам (многоквартирным жилым домам, расположенным по адресу: ул. Свердлова, 40 и ул. Карла Маркса, 35) в через принадлежащие ему сети из коммунального водопровода МУП "Водоканал" г. Иркутска, а также осуществляет прием сточных вод через свои сети в коммунальную канализацию МУП "Водоканал" г. Иркутска. Также общество обязано немедленно сообщать МУП "Водоканал" г. Иркутска обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах.
Согласно Акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон ул. Свердлова, 40, 41, являющегося неотъемлемой частью договора N 370 от 16.07.2008, граница ответственности за состояние и эксплуатацию сети водопровода для абонента установлена: ВК-1; ВК-3; от ВК-1 до наружной стенки здания; от ВК-3 до наружной стенки здания (через ВК-2); водопровод между зданиями через ВК-4; ВК-5 и внутренняя разводка. Граница ответственности за состояние и эксплуатацию сети канализации для абонента устанавливается: от К-1 до К-2; от К-3 до К-8 (через К-4, К-5, К-6, К-7); от К-0 до К-4 (через К-10); от К-19 до К-5; от К-11 до К-7 (через К-12); от К-18 до К-17 (через К2, К-1, К-14, К-15, К-16); выпуски из зданий и внутренняя разводка.
Снабжение указанных многоквартирных жилых домов холодной водой и прием сточных вод от них осуществляется и возможно только через соответствующие сети общества, что также установлено судами в ходе судебного разбирательства и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе схемами подключения, прилагаемыми к договору холодного водоснабжения и (или) водоотведения N 2529 от 29.08.2013, заключенного с ООО УК "Троицкая", и к договору холодного водоснабжения и (или) водоотведения N 2383 от 16.04.2013, заключенного с ТСЖ "Свердлова, 40", актом обследования установки холодного водоснабжения и (или) водоотведения от 03.11.2015, актом разграничения эксплуатационной ответственности к договору N 370 от 16.07.2008, письменными пояснениями МУП "Водоканал" г. Иркутска N И17-03937 от 14.06.2017, и какими-либо надлежащими доказательствами со стороны общества не опровергнуто.
Антимонопольным органом обществу вменяется препятствование транспортировке воды по водопроводным сетям к многоквартирным жилым домам по адресу: г. Иркутск, ул. Свердлова, 40, ул. Карла Маркса, 35в, в период с 16.05.2017 по 31.08.2017.
Факт воспрепятствования транспортировке воды по водопроводным сетям путем отключения сотрудниками общества и ООО "УК "Иркутскслюда" холодного водоснабжения посредством перекрывания задвижки водопроводного ввода в здании производственного корпуса на месте соединения с водопроводной сетью холодного водоснабжения подтверждается актом от 17.05.2017, при этом общество в нарушение установленного порядка не уведомило МУП "Водоканал" г. Иркутска о возникших повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, а также об отключении холодного водоснабжения.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества выявлены признаки нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ, выразившиеся в неправомерном препятствовании транспортировке воды по водопроводным сетям, принадлежащим обществу на праве собственности.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств дела суды обосновано признали правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Предусмотренный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом соблюден, каких-либо нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судами не установлено.
Доводы общества, также заявленные в кассационной жалобе, о том, что оно не является законным владельцем водопроводных сетей, являлись предметом судебной проверки и отклонены судами как необоснованные.
В обжалуемых судебных актах отражено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права 38 АД 727892 от 18.04.2012 именно общество является собственником водопроводной сети, расположенной по адресу г. Иркутск, ул. Свердлова 40-41, кадастровый номер 38:36:000000:0:2440. В свою очередь, какие-либо документы, подтверждающие, что водопроводные сети, расположенные по вышеуказанному адресу не принадлежат обществу или переданы во владение и (или) пользование иным лицам, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 33 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644) при переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, а также при передаче устройств и сооружений абонента, предназначенных для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) абонент сообщает об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в срок, установленный соответствующим договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, а новый собственник (законный владелец, пользователь) до начала пользования этими объектами, устройствами и сооружениями заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения таких договоров.
Аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 3.2.6 договора N 370 от 16.07.2008, однако доказательства ее исполнения обществом материалы дела не содержат.
Кроме того, факт отчуждения обществом производственного здания, назначение: нежилое, 4-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 2965,6 кв.м, инв.
N 25:401:001:020137370, лит А, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 40, кадастровый номер 38:36:000034:0000:25:401:001:020137370, ЗАО "Иркутскслюда-С" (свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2013 38АЕ 044451), как правильно указали суды, не свидетельствует об одновременном переходе права собственности на водопроводные сети, принадлежащие обществу на основании свидетельства о регистрации права 38 АД 727892 от 18.04.2012.
Оснований для переоценки указанных выводов суд кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеет.
Доводы общества о нарушении антимонопольным органом предусмотренного законодательством порядка привлечения к административной ответственности подлежат отклонению как неподтвержденные.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года по делу N А19-15412/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 33 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644) при переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, а также при передаче устройств и сооружений абонента, предназначенных для подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) абонент сообщает об этом организации водопроводно-канализационного хозяйства в срок, установленный соответствующим договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, а новый собственник (законный владелец, пользователь) до начала пользования этими объектами, устройствами и сооружениями заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения таких договоров."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 августа 2019 г. N Ф02-3919/19 по делу N А19-15412/2018