город Иркутск |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А58-11400/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-11400/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 29.10.2018 по делу N 02-11/18А о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное предприятие Республики Саха (Якутия) "Дороги Арктики" (далее - КП "Дороги Арктики").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о том, что министерство должно определять исполнителя работ по осуществлению дорожной деятельности в соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд, основаны на неверном применении норм материального права; за КП "Дороги Арктики" на праве оперативного управления закреплены автомобильные дороги общего пользования, в связи с чем осуществление дорожной деятельности в части содержания и ремонта соответствующих автомобильных дорог является полномочием их владельца; согласно Правилам предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также с приобретением специализированной техники (утв. Приказом министерства N 13-289 от 29.11.2016) (далее - Правила N 13-289) субсидия предоставляется субъектам, которые уже осуществляют дорожную деятельность в силу закрепленного за ними права или ранее заключенного договора на содержание и ремонт, отбор лица, которому предстоит выполнять работу в качестве подрядчика, не производится; оспариваемые акты антимонопольного органа нарушают положения части 11 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), препятствуют реализации министерством права на утверждение порядка предоставления соответствующих субсидий.
КП "Дороги Арктики" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы, изложенные в ней, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа N 1 от 10.01.2018 антимонопольным органом проведена внеплановая документарная проверка в отношении министерства с целью проверки информации, изложенной в требовании прокуратуры Республики Саха (Якутия) N 71-27-2017/2820 от 20.12.2017.
По результатам проведенной проверки составлен акт N 02-01/18ВП от 16.04.2018, в котором антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), в связи с чем управлением на основании статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ министерству выдано предупреждение N 02-1880 от 08.06.2018 о необходимости прекращения действий, имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены приказа министерства N 13-110 от 23.05.2016 "Об утверждении порядка предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны Республики Саха (Якутия)" (далее- Порядок N 13-110), без обратной силы (без возврата денежных средств), отмены приказа министерства, утвердившего Правила N 13-289.
Неисполнение министерством указанного предупреждения в установленный срок послужило основанием для принятия антимонопольным органом приказа N 17 от 29.05.2018 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также определения от 31.05.2018 о назначении дела N 02-11/18А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа установлено, что в соответствии с Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) N 757-РГ от 12.08.2014 "О создании казенного предприятия Республики Саха (Якутия) Дороги Арктики" (далее - Распоряжение N 757-РГ) в целях государственной поддержки, развития дорожной отрасли и обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния дорог в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) образовано КП "Дороги Арктики".
Распоряжением N 757-РГ КП "Дороги Арктики" отнесено к ведению министерства (пункт 2). Учредителем КП "Дороги Арктики" и собственником его имущества является Республика Саха (Якутия). КП "Дороги Арктики" находится в ведомственном подчинении министерства (пункты 1.3-1.4). Предметом деятельности являются строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и объектов дорожной инфраструктуры, расположенных в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) (пункт 2.1).
В силу пункта 1.1 Порядка N 13-110 целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Предоставление субсидии осуществляется главным распорядителем бюджетных средств - министерством (пункт 1.2). Получателем субсидии из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) является юридическое лицо (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальный предприниматель, осуществляющий дорожную деятельность (пункт 1.3).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 13-110 для получения субсидии организация представляет в министерство заявку на участие в конкурсном отборе. К заявке на участие в конкурсном отборе прилагаются: справка о непроведении ликвидации юридического лица и об отсутствии решения арбитражного суда о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; справка о неприостановлении деятельности организации в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки; наличие согласия получателя субсидии на осуществление главным распорядителем бюджетных средств и органом государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия) обязательной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями и соблюдение запрета приобретения за счет средств субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам; план мероприятий по урегулированию кредиторской задолженности организации, утвержденный руководителем организации (при наличии задолженности); список дорожной техники, находящейся в собственности или на ином вещном праве организации; справка о наличии в штате организации сотрудников, имеющих высшее профессиональное инженерно-техническое образование в сфере дорожного хозяйства; дефектная ведомость на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в отдельных северных и арктических улусах Республики Саха (Якутия) в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством; документы, подтверждающие соответствие организации требованиям, установленным пунктом 2.1 настоящих Правил.
В силу пункта 2.3 Порядка N 13-110 субсидии предоставляются организации, которая станет победителем по итогам конкурсного отбора.
Согласно пункту 2.8 данного Порядка в случае, если в министерство поступила только одна заявка, признанная соответствующей требованиям, установленным пунктами 2.1, 2.2 настоящих Правил, то организация, подавшая такую заявку, автоматически становится победителем конкурсного отбора.
На основании положений Порядка N 13-110 министерством 24.06.2016 опубликовано извещение о начале конкурсного отбора на предоставление субсидии из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии N пр-03/1-89 от 26.07.2016 КП "Дороги Арктики" признано победителем конкурсного отбора в связи с поступлением только заявки данной организации.
Приказом министерства N 13-325 от 27.12.2016, соглашением N 1 от 13.01.2017, дополнительными соглашениями NN 63, 64, 94, 98 к соглашению N 1 министерством была выделена КП "Дороги Арктики" субсидия на осуществление дорожной деятельности в размере 700 126 807 рублей.
В соответствии с Правилами N 13-289 осуществлялся конкурсный отбор на предоставление субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также в связи с приобретением специализированной техники. Извещение по данному отбору не публиковалось.
Проанализировав указанные приказы министерства, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что в Порядке N 13-110 отсутствует информация об автомобильных дорогах, которые необходимо отремонтировать и составить по ним дефектную ведомость, что является ограничением конкуренции, поскольку любой потенциальный участник отбора не обладает информацией по подлежащим ремонту автомобильным дорогам. Также в Порядке N 13-110 установлены ограничения по кругу участников, а именно субсидия выдается в связи с осуществлением дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны Республики Саха (Якутия), следовательно, для участия в отборе хозяйствующему субъекту необходимо осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог именно на указанной территории.
Для участия в конкурсном отборе на получение субсидии по Правилам N 13-289 необходимо предоставление проекта производства работ (подпункт "ж" пункта 2.2). Для составления проекта производства работ хозяйствующему субъекту необходимо обладать сведениями об автомобильной дороге, которую необходимо отремонтировать либо осуществлять её содержание.
В Правилах N 13-289 отсутствует информация об автомобильных дорогах, по которым необходимо осуществлять дорожную деятельность и составить проект производства работ, что является ограничением конкуренции, поскольку любой потенциальный участник отбора не обладает информацией по соответствующим автомобильным дорогам. Также в данных Правилах установлены ограничения по кругу участников, а именно, субсидия выдается в связи с осуществлением дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточно-экономической зоны Pеспублики Cаха (Якутия), следовательно, для участия в отборе хозяйствующему субъекту необходимо осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог именно на указанной территории.
Комиссией антимонопольного органа сделан вывод о том, что неопубликование извещения о проведении конкурсного отбора по Правилам N 13-289 свидетельствует о том, что потенциальные участники данного рынка, осуществляющие дорожную деятельность, не могут располагать сведениями о конкурсном отборе и войти на рассматриваемый рынок. Так, согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (N 04-02-028/638 от 10.04.2018) на территории Республики Саха (Якутия) осуществляли дорожную деятельность за 2016 год - 70 хозяйствующих субъектов, за 2017 год - 81 хозяйствующий субъект. Следовательно, вышеуказанные хозяйствующие субъекты являются потенциальными участниками для осуществления ремонта автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в антимонопольный орган 12.09.2018 поступил приказ N ОД-155 от 17.08.2018 "О внесении изменений и признании утратившим силу отдельных правовых актов Министерства транспорта и дорожного хозяйства Pеспублики Cаха (Якутия)", которым признан утратившим силу приказ, утвердивший Порядок N 13-110.
Комиссия антимонопольного органа по делу N 02-11/18А пришла к выводу о том, что в Правилах N 13-289 установлены ограничения по кругу участников, а именно, участвовать могут только хозяйствующие субъекты, которые уже осуществляют деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) и должны составить проект производства работ, а также дефектную ведомость, что является ограничением конкуренции, поскольку иные потенциальные хозяйствующие субъекты не могут войти на рассматриваемый рынок.
Министерство осуществляет функции государственного заказчика по планированию и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Поскольку дорожная деятельность (деятельность по осуществлению капитального ремонта, ремонта, эксплуатации, проектированию, строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог) является государственной нуждой, следовательно, министерство обязано организовать проведение торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что принятие органами государственной власти (органами местного самоуправления) решений о выделении бюджетных средств на выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд без осуществления закупки товаров, работ, услуг без проведения конкурсных процедур, регламентированных Федеральным законом N 44-ФЗ, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела N 02-11/18А 29.10.2018 антимонопольным органом принято решение, согласно которому министерство признано нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, и выдано предписание об отмене приказа, утвердившего Правила N 13-289, в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, министерство оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятие министерством решения о выделении бюджетных средств на выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд без проведения конкурсных процедур, регламентированных положениями Федерального закона N 44-ФЗ, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании решения и предписания могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) (часть 1).
Перечень запретов, установленных частью 1 указанной статьи, не является исчерпывающим.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке (пункт 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).
Из пункта 1 статьи 72 БК РФ следует, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1). Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также положениями пункта 6 статьи 3, пункта 6 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ, арбитражные суды правильно указали, что дорожная деятельность, то есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, является государственной нуждой, а обеспечение проведения и финансирования соответствующих работ возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку в силу регулирующего деятельность министерства Положения оно уполномочено на осуществление функций государственного заказчика по планированию и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а осуществление дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), приобретение специализированной техники является государственной нуждой субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия), суды верно указали, что, производя конкурсный отбор на право получения соответствующей субсидии, министерство обязано руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных нужд, и соблюдать ограничения и запреты, установленные статьёй 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Судами обоснованно признаны подтвержденными доводы антимонопольного органа о том, что рынок по осуществлению дорожной деятельности на территории Республики Саха (Якутия) является конкурентным, а действия (бездействие) министерства могли повлечь ограничение конкуренции в отношении хозяйствующих субъектов, действующих на указанном товарном рынке. Анализ товарного рынка проведен антимонопольным органом согласно требованиям Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 22.
В частности, неопубликование извещения о проведении конкурсного отбора по Правилам N 13-289 свидетельствует о том, что потенциальные участники рынка, осуществляющие дорожную деятельность, не могут располагать сведениями о конкурсном отборе и войти на соответствующий рынок. Для участия в конкурсном отборе на получение субсидии согласно Правилам N 13-289 необходимо предоставление проекта производства работ, а также дефектной ведомости, для составления которых хозяйствующему субъекту необходимо обладать сведениями о конкретной автомобильной дороге (дорогах) на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Вместе с тем, в Правилах N 13-289 отсутствует информация об автомобильных дорогах, в отношении которых необходимо осуществление дорожной деятельности.
Кроме того, указанными Правилами установлены ограничения по кругу участников, поскольку субсидия выдается в связи с осуществлением дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточно-экономической зоны Республики Саха (Якутия), следовательно, для участия в отборе хозяйствующему субъекту необходимо осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог именно на территории Арктической зоны и Восточно-экономической зоны Республики Саха (Якутия).
Фактически участвовать в конкурсе на право предоставления субсидии могут только хозяйствующие субъекты, которые уже осуществляют деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) (КП "Дороги Арктики), что является ограничением конкуренции, поскольку иные потенциальные хозяйствующие субъекты не могут войти на рассматриваемый рынок.
В этой связи выводы судов о том, что предоставление министерством субсидии на основании Правил N 13-289 без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, ограничило права хозяйствующих субъектов, потенциально способных осуществлять дорожную деятельность на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), следовательно, привело к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке, являются верными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы кассационной жалобы министерства о предоставлении субсидии хозяйствующим субъектам, которые уже осуществляют дорожную деятельность, в связи с чем применение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ не требуется, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов о допущенном министерством ограничении конкуренции путем создания препятствий в доступе потенциальным участникам конкурса на предоставление субсидии.
Иные доводы, изложенные министерством в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-11400/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактически участвовать в конкурсе на право предоставления субсидии могут только хозяйствующие субъекты, которые уже осуществляют деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) (КП "Дороги Арктики), что является ограничением конкуренции, поскольку иные потенциальные хозяйствующие субъекты не могут войти на рассматриваемый рынок.
В этой связи выводы судов о том, что предоставление министерством субсидии на основании Правил N 13-289 без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, ограничило права хозяйствующих субъектов, потенциально способных осуществлять дорожную деятельность на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), следовательно, привело к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке, являются верными.
...
Доводы кассационной жалобы министерства о предоставлении субсидии хозяйствующим субъектам, которые уже осуществляют дорожную деятельность, в связи с чем применение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ не требуется, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов о допущенном министерством ограничении конкуренции путем создания препятствий в доступе потенциальным участникам конкурса на предоставление субсидии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2019 г. N Ф02-3868/19 по делу N А58-11400/2018