город Иркутск |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А33-27642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевым Р.Л.,
при содействии судьи Арбитражного суда Республики Хакасия Ишь Н.Ю. и при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Республики Хакасия секретарем судебного заседания Ковалевой А.В.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" Долгова Е.Л. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2019 года по делу N А33-27642/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Усипова Д.А., Хабибулина Ю.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (ОГРН 1022401128683, ИНН 2442000890, Красноярский край, район Шушенский, пгт. Шушенское, далее - МУП "ШТЭС") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" (ОГРН 1072442000432, ИНН 2442011193, Красноярский край, район Шушенский, пгт. Шушенское, далее - ООО "УК "Жилсервис") о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы за период с октября 2016 года по май 2017 года в размере 6 128 614 рублей 19 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций, ООО "УК "Жилсервис" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015 не действовал в спорном периоде, поскольку не содержал условия о продлении срока; между собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, и истцом заключены прямые договоры на предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению;
у ответчика отсутствовали обязательства по оплате услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды в спорном периоде как по нормативу, так и сверх норматива;
судами не применена часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ).
МУП "ШТЭС" в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
27.08.2019 в судебном заседании директор ООО "УК "Жилсервис" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, ответил на вопросы суда.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между МУП "ШТЭС" (теплоснабжающая организация, ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "УК "Жилсервис" (потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды в жилые дома от 17.12.2014, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель согласно перечню находящихся в управлении потребителя жилых домов, согласованному в приложении 1 к договору, а потребитель - принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В пунктах 3.1, 3.2, 3.4-3.6 договора предусмотрено, что объем (количество) потребленных тепловой энергии и теплоносителя определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета и иными способами, указанными в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается по тарифам (ценам), установленным ТСО в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). С даты введения в действие тарифы становятся обязательными для сторон. При наличии общедомовых (квартирных) приборов учета (ОПУ) размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается, исходя из их показаний.
Между сторонами также заключен договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015, предмет которого - порядок поставки коммунального ресурса горячей воды от сети ресурсоснабжающей организации и ее использования на общедомовые нужды в многоквартирных домах в целях предоставления коммунальных услуг через присоединенную сеть на ее границе, теплоносителя в составе горячей воды, обеспечение безопасности используемых энергетических сетей, оборудования и приборов, обязанности и права сторон, порядок учета горячей воды и финансовых расчетов за их потребление.
Согласно пункту 2.2 договора оплата услуг производится на основании показаний общедомового прибора учета энергоресурса с учетом суммарного объема потребленного ресурса в жилых и нежилых помещениях: при наличии индивидуального прибора учета - по его показаниям; при отсутствии индивидуального прибора учета - по нормативам потребления на каждого зарегистрированного человека в квартире.
Договор действует с момента подписания сторонами; распространяется на отношения, возникшие между сторонами с 01.01.2015, считается заключенным на срок один год (пункт 7.1 договора).
Во исполнение условий договора от 17.12.2014 теплоснабжения и поставки горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении управляющей организации, договора от 23.03.2015 на оказание услуг по горячему водоснабжению с октября 2016 года по май 2017 года истцом поставлены тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода на объекты ответчика, указанные в приложении N 1 к договорам, на сумму 6 128 614 рублей 19 копеек.
Расчет задолженности произведен истцом с учетом тарифов, установленных Региональной энергетической комиссией Красноярского края (Приказы РЭК Красноярского края от 16.12.2015 N /N 567-п, 568-п, 569-п), с учетом показаний приборов учета горячей воды (в случае их представления ответчиком) по нормативам, утвержденным постановлением администрации Шушенского района N 450 от 18.06.2003.
12.04.2016 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить имеющуюся у последнего задолженность.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения МУП "ШТЭС" в суд с иском по настоящему делу.
Оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, принимая во внимание доказанность факта оказания услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Обжалуемые судебные акты приняты со ссылкой на статьи 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 154, 156, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из анализа положений пунктов 31, 38, 40, 44, 48 Правил N 354 и пунктов 16, 29, 31, 33 Правил N 491 следует, что при оплате коммунальных услуг на содержание общедомового имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При этом с учетом изменений, внесенных в Правила N 124 с 01.01.2017, судами правомерно учтено, что данные Правила не устанавливают исключений для управляющей организации, товарищества, кооператива в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Так, принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу (тепловая энергия, горячая вода на общедомовые нужды) в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, находящиеся в ее управлении.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией предусмотрена в пункте 21.1 Правил N 124, с учетом положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами N 124, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 Информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Как обоснованно указано судами, с 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п, пунктами 42 (1), 43 Правил N 354, по формулам 2 (1), 3 (1), 3 (2) Правил N 354. При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Довод заявителя о том, что договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015 закончил свое действие и не действовал в спорном периоде, рассмотрен судами и отклонен на основании следующего.
В спорный период ответчик осуществлял управление многоквартирными домами, то есть являлся исполнителем коммунальных услуг. Обязанность ответчика как исполнителя коммунальных услуг заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, предусмотрена частями 1, 2, 9 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Из материалов дела следует, что во исполнение условий договора от 17.12.2014 теплоснабжения и поставки горячей воды в жилых домах, находящихся в управлении управляющей организации, договора от 23.03.2015 на оказание услуг по горячему водоснабжению с октября 2016 года по май 2017 года истцом поставлены тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода на объекты ответчика, указанные в приложении N 1 к договорам, на сумму 6 128 614 рублей 19 копеек.
Факт поставки ресурсов на объекты ответчика в спорный период по указанным договорам на общедомовые нужды подтвержден представленными в материалы дела данными теплосчетчиков, реестрами начислений горячего водоснабжения, сводами начислений горячего водоснабжения, расчетами стоимости горячей воды на общедомовые нужды.
Доводы заявителя о том, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно часть 9 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, суды не выяснили, что истец напрямую начислял собственникам помещений в многоквартирном доме, находящихся в управлении ответчика, плату за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, поэтому ответчик в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 не имел обязательств перед истцом, правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилых помещений.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги и наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор для определения видов и объемов коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что при управлении многоквартирного дома управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2019 года по делу N А33-27642/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилых помещений.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги и наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор для определения видов и объемов коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф02-3809/19 по делу N А33-27642/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3809/19
26.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1542/19
04.02.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27642/17
21.06.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-27642/17