Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф02-3809/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
26 апреля 2019 г. |
Дело N А33-27642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Усиповой Д.А., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии: от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис": Долгова Е.Л., директора, согласно решения от 25.12.2018,
от истца - муниципального унитарного предприятия Шушенского района "Тепловые и электрические сети": Сергеева Ю.А., представителя по доверенности от 10.01.2019 N 1, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 2442011193, ОГРН 1072442000432)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 04 февраля 2019 года по делу N А33-27642/2017, принятое судьёй Медведевой О.И.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Шушенского района "Тепловые и электрические сети" (далее - МУП "ШТЭС"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" (далее - ООО "Управляющая компания "Жилсервис"; ответчик) о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы за период с октября 2016 года по май 2017 года в размере 6 128 614 рублей 19 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, указал, что суд не выяснил, что договор между ответчиком и истцом от 23.03.2015 не содержит условия о продлении срока его действия на очередной период, следовательно, договор закончил свое действие 23.03.2016 и не может быть применен к правоотношениям сторон в спорный период; истец не предъявлял к оплате стоимость горячей воды; суд не выяснил, что ответчик никогда не был исполнителем коммунальных услуг, поскольку между собственниками МКД и истцом заключены прямые договоры; суд не выяснил, что истец напрямую начислял собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), находящихся в управлении ответчика, плату за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в МКД, поэтому ответчик в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 не имел обязательств перед истцом судом неправильно применены нормы материального права, а именно не применена часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.04.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии договора на оказание услуг по горячему водоснабжению сроком действия с 01.01.2015; копий платежных документов за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 год, за январь, февраль, март, апрель, май 2017 год; копий счетов-квитанций за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 год, за январь, февраль, март, апрель, май 2017 год; копий кассовых чеков за указанный период.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что указанные дополнительные документы имеются в материалах дела, возразил против удовлетворения заявленного представителем ответчика ходатайства о приобщении к материалам дела вышеуказанных дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов, руководствуясь статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между МУП "ШТЭС" (теплоснабжающая организация, ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "Управляющая компания "Жилсервис" (потребитель) заключены следующие договоры:
- договор теплоснабжения и поставки горячей воды в жилых домах, находящихся в управлении управляющей организации от 17.12.2014, по которому теплоснабжающая организация обязуется поставлять потребителю через присоединенную сеть коммунальные услуги - тепловую энергию и теплоноситель согласно перечню находящихся в управлении потребителя жилых домов, который согласовывается в Приложении 1 к договору, а потребитель - принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В пунктах 3.1, 3.2, 3.4-3.6 договора предусмотрено, что объем (количество) потребленных тепловой энергии и теплоносителя определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета и иными, указанными в Правилах предоставления коммунальных услуг способами, а также Правилами коммерческого учета.
Размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается по тарифам (ценам), установленным ТСО в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). С даты введения в действие тарифы становятся обязательными для сторон.
При наличии общедомовых (квартирных) приборов учета (ОПУ) размер платы за коммунальные ресурсы рассчитывается, исходя из их показаний.
При непредставлении (несвоевременном представлении) ведомости учета, а также в случае выхода из строя ОПУ или временного его отсутствия плата за коммунальный ресурс определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания ОПУ, до расчетного периода, за который потребитель представил теплоснабжающей организации показания ОПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении 3 расчетных периодов плата за коммунальный ресурс определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов.
При отсутствии ОПУ размер платы за коммунальный ресурс определяется по нормативам потребления коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 8.1 договора он вступает в силу, является обязательным для сторон со дня его подписания и действует до избрания жильцами домов, находящихся в управлении потребителя, иной управляющей организации либо иного способа управления;
- договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015, предмет которого - порядок поставки коммунального ресурса горячей воды от сети ресурсоснабжающей организации и ее использования на общедомовые нужды (далее - ОДН) в многоквартирных домах в целях предоставления коммунальных услуг через присоединенную сеть на ее границе, теплоносителя в составе горячей воды, обеспечение безопасности используемых энергетических сетей, оборудования и приборов, обязанности и права сторон, порядок учета горячей воды и финансовых расчетов за их потребление.
Согласно пункту 2.2 договора оплата услуг производится на основе показаний общедомового прибора учета энергоресурса, с учетом суммарного объема потребленного ресурса в жилых и нежилых помещениях: при наличии индивидуального прибора учета - по его показаниям; при отсутствии индивидуального прибора учета - по нормативам потребления на каждого зарегистрированного человека в квартире.
Договор действует с момента подписания сторонами; распространяется на отношения, возникшие между сторонами с 01.01.2015, считается заключенным на срок один год (пункт 7.1 договора).
Во исполнение условий договора от 17.12.2014 теплоснабжения и поставки горячей воды в жилых домах, находящихся в управлении управляющей организации, договора от 23.03.2015 на оказание услуг по горячему водоснабжению с октября 2016 года по май 2017 года истцом поставлены тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода на объекты ответчика, указанные в Приложении N 1 к договорам, на сумму 6 128 614 рублей 19 копеек.
Расчет задолженности произведен истцом с учетом тарифов, установленных Региональной энергетической комиссией Красноярского края (Приказы РЭК Красноярского края от 16.12.2015 N /N 567-п, 568-п, 569-п), с учетом показаний приборов учета горячей воды (в случае их представления ответчиком), по нормативам, утвержденным Постановлением администрации Шушенского района N 450 от 18.06.2003.
12.04.2016 N 466 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить имеющуюся у последнего задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В пункте 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: предоставлять ресурсоснабжающими организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в МКД, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из данных изменений, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в МКД будет производиться собственниками н нанимателями помещений в период управления МКД управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в МКД в качестве управляющих МКД организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
Потребители коммунальных услуг в таких МКД с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Исходя из изложенных норм, в каждом МКД плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится следующим образом:
- или в составе платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в течение периода времени, когда многоквартирный дом будет находиться без управления управляющей организацией, товариществом, кооперативом (часть 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 40 Правил N 354);
- или в составе платы за содержание жилого помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (части 1, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 29, 31, 33, подпункт "л" пункта 11 Правил N 491).
При этом виды коммунальных ресурсов, плата за которые включается в плату за содержание жилого помещения, определяются видами коммунальных ресурсов, подаваемых в МКД в целях содержания общего имущества, что непосредственно связано с видами коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, предоставление которых возможно в МКД, если такой МКД окажется без управления управляющей организации, товарищества, кооператива.
Порядок предоставления коммунальных услуг в МКД, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Поскольку ресурсы (тепловая энергия, горячая вода) поставлялась в жилые МКД, к отношениям сторон в спорный период подлежат применению положения Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
На основании Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителям в МКД, указаны в пункте 4 Правил N 354, к числу которых относится холодное водоснабжение.
С учетом изменений, внесенных в пункты 2, 4 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в МКД с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД в случаях установленных Правилами N 354.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту е пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребители в каждом МКД вносят плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом, нежилом помещении, а в МКД, в котором выбран непосредственный способ управления, или способ управления не выбран или не реализован, - дополнительно плату за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, потребленные при содержании общего имущества в МКД.
Плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, вносится потребителями в указанных МКД одновременно с платой за коммунальные услуги, потребленные в жилых, нежилых помещениях.
Под конструктивными особенностями МКД, предусматривающими возможность потребления коммунальных услуг при содержании общего имущества, понимается степень благоустройства МКД, определяемая наличием внутридомовых инженерных систем, с использованием которых обеспечивается предоставление потребителям коммунальных услуг соответствующего вида в жилые, нежилые помещения МКД и коммунальных услуг при содержании общего имущества в МКД.
В соответствии с пунктом 42(1) Привил N 354 в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В пункте 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктами 44, 48 Правил N 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, определяется в МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, - исходя из объемов коммунальных ресурсов, определяемых в зависимости от фактического потребления коммунальных ресурсов, но не выше нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в МКД, если иное решение не будет принято общим собранием собственников помещений в МКД, а в МКД, не оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в МКД.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления МКД обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил N 491 при выполнении в МКД перечня работ, услуг, превышающих минимальный перечень, общим собранием собственников может быть принято решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, определенных из расчета их объемов, превышающих нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в МКД.
Анализ изложенных норм Правил N 354 и Правил N 491 свидетельствует о том, что при оплате коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в МКД.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены также в пункты 1, 2 Правил N 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие "коммунальный ресурс", под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям о инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление МКД относится заключение с ресурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в МКД для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в МКД.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объёмах коммунальных ресурсов, поданных в МКД, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого МКД, а при подаче коммунальных ресурсов в МКД, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами "а", "б", "в", "в.2", "г" пункта 21, подпунктами "а", "б", "в" пункта 21.1 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие МКД, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в МКД, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в МКД, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в МКД для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях МКД. При этом в указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом МКД, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком МКД.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими МКД коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
С учетом изложенного, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Исходя из вышеизложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил N 124 (с учетом изменений, действующих с 01.01.2017), принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на ОДН, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу (тепловая энергия, горячая вода на ОДН) в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в ее управлении.
При этом пункт 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016, действующей с 01.01.2017) предусматривает, что потребитель в МКД вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления МКД собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в МКД не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией предусмотрена в пункте 21.1 Правил N 214, с учетом положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами N 124, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 Информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Указанные нормы и разъяснения предусматривают обязанность ответчика как управляющей организации заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунальных ресурсов на содержание общего имущества, а также обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, в том числе за сверхнормативное потребление ресурса на ОДН, т.е. за объем ресурса, превышающий нормативное потребление на ОДН (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, пункт 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603); с 01.01.2017 объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД представляет собой весь объем коммунального ресурса на ОДН (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края" до вступления в силу решения Правительства Красноярского края об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" на территории города Красноярска равномерно в течение календарного года.
Исходя из изложенных норм, с 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края производятся равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год, в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п, пунктами 42 (1), 43 Правил N 354, по формулам 2 (1), 3 (1), 3 (2) Правил N 354. При этом корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из материалов дела следует, что во исполнение условий договора от 17.12.2014 теплоснабжения и поставки горячей воды в жилых домах, находящихся в управлении управляющей организации, договора от 23.03.2015 на оказание услуг по горячему водоснабжению с октября 2016 года по май 2017 года истцом поставлены тепловая энергия, теплоноситель и горячая вода на объекты ответчика, указанные в Приложении N 1 к договорам, на сумму 6 128 614 рублей 19 копеек.
Факт поставки ресурсов на объекты ответчика в спорный период по указанным договорам на ОДН подтверждается материалами дела (данные теплосчетчиков, реестры начислений ГВС, своды начислений ГВС, расчеты стоимости горячей воды на ОДН). Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства ответчик суду первой инстанции не представил.
На оплату поставленных ресурсов истцом выставлены ответчику счета-фактуры на сумму 6 128 614 рублей 19 копеек, которые не оплачены ответчиком.
Согласно пункту 3.7 договора от 17.12.2014 теплоснабжения и поставки горячей воды в жилых домах находящихся в управлении управляющей организации, потребитель осуществляет оплату коммунальных ресурсов не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, но не ранее чем через один рабочий день после получения потребителем актов оказанных услуг, путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет ТСО.
В соответствии с пунктом 2.4 договора на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015 оплата услуг по договору производится потребителем ежемесячно, не позднее 5 дней с момента получения счета-фактуры от ресурсоснабжающей организации числа месяца, следующего за расчетным.
Расчет задолженности произведен истцом с учетом тарифов, установленных Региональной энергетической комиссией Красноярского края (Приказы РЭК Красноярского края от 16.12.2015 N /N 567-п, 568-п, 569-п), с учетом показаний приборов учета горячей воды (в случае их представления ответчиком), по нормативам, утвержденным Постановлением администрации Шушенского района N 450 от 18.06.2003.
Повторно проверив расчет задолженности, апелляционная коллегия признает его арифметически верным, выполненным в соответствии с действующим законодательством
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов сторон и представленных по делу доказательств, а также не предоставление ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств оплаты долга, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе приводит довод о том, что договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 23.03.2015 закончил свое действие и не может быть применен к спорному периоду.
Рассмотрев указанный доводы суд апелляционной инстанции, отклоняет данный доводы в силу следующего.
Как выше уже указывалось, факт поставки ресурсов на объекты ответчика в спорный период подтверждается материалами дела (данные теплосчетчиков, реестры начислений ГВС, своды начислений ГВС, расчеты стоимости горячей воды на ОДН).
В спорный период ответчик осуществлял управление многоквартирными домами, то
есть являлся исполнителем коммунальных услуг. Обязанность ответчика как исполнителя коммунальных услуг заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктами 1, 2, 9 статьи 161, пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Основных положений
функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Также является несостоятельным довод ответчика о том, что истец не предъявлял к оплате стоимость горячей воды, поскольку в материалы дела представлены доказательства направления истцом в адрес ответчика актов оказанных услуг и счет - фактур за каждый месяц, которые ответчик не возвращал.
Доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; суд не выяснил, что истец напрямую начислял собственникам помещений в МКД, находящихся в управлении ответчика, плату за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в МКД, поэтому ответчик в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 не имел обязательств перед истцом, отклоняются апелляционной коллегией, как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд учитывает, что сложившиеся взаимоотношения сторон являлись предметом рассмотрения по делу N А33-28822/2016 и получили соответствующую правовую оценку. Судебные акты по указанному делу вступили в законную силу.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2019 года по делу N А33-27642/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Д.А. Усипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.