город Иркутск |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А78-1397/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИП Кублякова Н.Г." на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2019 года по делу N А78-1397/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сюхунбин Е.С., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИП Кублякова Н.Г." (ОГРН 1067536017768, ИНН 7536068444, г. Чита; далее - ООО "ИП Кублякова Н.Г.", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края, Служба, административный орган) от 24.01.2019 N 213-Н-А/П-18 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "ИП Кублякова Н.Г." обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения статей 1, 2, 8.3, 10, 16, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статей 28.1, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Служба провела внеплановую документарную проверку с грубым нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ, на основании результатов проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с обществом; Службой собраны сведения в рамках Федерального закона N 294-ФЗ, а возбуждено административное производство на основании статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без учёта примечания к статье 28.1 Кодекса, поэтому доказательства являются недопустимыми; протокол об административном правонарушении мог быть составлен только в рамках мероприятий государственного контроля, и только после составления акта проверки; вне рамок регионального государственного контроля Служба не имеет права проводить отдельные контрольные мероприятия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.05.2018 обществу выдана лицензия N 75РПА0001852 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений, в том числе расположенного по адресу: г. Чита, ул. Евгения Гаюсана, д. 40А (магазин), сроком до 14.05.2019.
На основании приказа от 20.07.2018 N 59/дк "О проведении мероприятий по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции 23 мая 2018 года, установленных федеральным и региональным законодательством, организациями на территории г. Читы Забайкальского края" должностным лицом Службы были проведены мероприятия по анализу данных, сформированных в Единой государственной автоматизированной системе (далее - ЕГАИС).
В ходе проведенных контрольных мероприятий было установлено, что в праздничный день - Последний звонок 23 мая 2018 года в период с 08 часов 47 минут до 20 часов 55 минут местного времени в магазине, расположенном по адресу: г. Чита, ул. Евгения Гаюсана, д. 40А, осуществлялась продажа алкогольной продукции (в количестве 14 бутылок).
По данному факту нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 29.12.2011 N 616-ЗЗК "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Забайкальского края" Службой 25.12.2018 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 213-Н-А/П-18.
Постановлением РСТ Забайкальского края от 24.01.2019 N 213-Н-А/П-18 ООО "ИП Кублякова Н.Г." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Забайкальского края с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого предпринимателю правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Закона о госрегулировании производства алкогольной продукции.
Пунктом 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Забайкальского края установлены статьей 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 N 616-ЗЗК "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на территории Забайкальского края". Пунктом 2 части 1 статьи 3 названного Закона установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в праздничные дни, в том числе дни проведения выпускных мероприятий в образовательных организациях (последний звонок, выпускной вечер).
В соответствии с распоряжением Администрации городского округа "Город Чита" от 10.05.2018 N 604-р "О мерах по подготовке и проведению торжественных мероприятий, посвященных празднику "Последний звонок" на территории городского округа "Город Чита" праздник "Последний звонок" установлен 23 мая 2018 года.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды обоснованно признали доказанным административным органом факт осуществления обществом продажи алкогольной продукции с нарушением особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 25.12.2018 N 213-Н-А/П-18, данными Журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за 23.05.2018, распечаткой из ЕГАИС.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление Службы вынесено с нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ и превышением принадлежащих ей полномочий, а также об отсутствии оснований для составления протокола и возбуждения дела об административном правонарушении ввиду непроведения проверки и отсутствия акта проверки, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, как основанные на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 171-ФЗ, Положением о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 N 196, Служба является уполномоченным органом по проведению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе контроля за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов.
Статьей 23.1 названного Закона к государственному надзору за соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесена деятельность указанного уполномоченного органа государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями своей деятельности.
Согласно статье 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации отнесено к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами.
При этом в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемом случае Службой в ходе мероприятий по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции без взаимодействия с юридическим лицом были непосредственно обнаружены данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 марта 2019 года по делу N А78-1397/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации отнесено к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами.
При этом в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемом случае Службой в ходе мероприятий по анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции без взаимодействия с юридическим лицом были непосредственно обнаружены данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2019 г. N Ф02-4350/19 по делу N А78-1397/2019