город Иркутск |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А10-7487/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Тарнуевой В.В. (доверенность от 11.03.2019 N 3-38/4514); муниципального образования городского округа "Город Улан-Удэ" в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ" Авериной Е.А. (доверенность от 27.11.2018 N 126),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу N А10-7487/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
муниципальное образование городской округ "Город Улан-Удэ" в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ" (далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - Управление, МТУ Росимущества) с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в письме N 02-02-5010 от 15.09.2017, об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:212, 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022802:1, 03:24:022803:22, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:022803:18, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11, 03:24:022803:14, 03:24:022218:131, 03:24:022218:132; возложении обязанности безвозмездно передать названные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - ФГБНУ БурНИИСХ), Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО), Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия), федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС"), религиозная организация Буддийская традиционная Сангха России, дачное некоммерческое товарищество "Ботаника", дачное некоммерческое товарищество "Труд", дачное некоммерческое товарищество "Орбита", дачное некоммерческое товарищество "Дацанское", дачное некоммерческое товарищество "Терра", Иванилова Анеля Ивановна, Васильева Тамара Батомункуевна.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 октября 2018 года Федеральное агентство научных организаций заменено на правопреемника Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение МТУ Росимущества, выраженное в письме N 02-02-5010 от 15.09.2017, в части отказа в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации.
На МТУ Росимущество возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о безвозмездной передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года решение суда от 25 марта 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части признания недействительным решения Управления; просит в этой части судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных Комитетом требований; указывает на неправильное применение судами статей 39.32, 45, 54, 222 Земельного кодекса Российской Федерации; полагает, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка; таких судебных актов не выносилось; суды также не учли, что на дату обращения Комитета в МТУ Росимущества не истёк трёхлетний срок возможного неиспользования спорного земельного участка.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества также ссылается на неправильное применение вышеуказанных норм материального права; полагает отсутствующими основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ и необоснованным истребование земель, находящихся в федеральной собственности; просит учесть, что не было допущено нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022801:14, 03:24:022801:13; просит судебные акты отменить в части признания его решения недействительным; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержала доводы своей кассационной жалобы, а также доводы кассационной жалобы Министерства.
Представитель Комитета считает доводы кассационных жалоб несостоятельными.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 21.06. 2017 Комитет обратился в МТУ Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность 46 земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023701:6, 03:24:022218:38, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:000000:212, 03:24:022218:131, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022802:1, 03:24:022803:22, 03:24:022803:20, 03:24:022803:21, 03:24:022803:14, 03:24:022803:17, 03:24:022803:18, 03:24:022803:19, 03:24:023702:49, 03:24:023703:11, 03:24:023711:23, 03:24:023704:10, 03:24:023710:3, 03:24:023712:47, 03:24:023712:43, 03:24:023714:11, 03:24:023713:15, 03:24:023708:26, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11.
20.07.2017 Комитет обратился в МТУ Росимущества с заявлением о передаче в муниципальную собственность 11 земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:023704:11.
Заявления о безвозмездной передаче земельных участков подписаны мэром города Улан-Удэ - высшим должностным лицом г. Улан-Удэ (статья 23 Устава г. Улан-Удэ). В них приведен перечень подлежащих передаче земельных участков с указанием кадастровых номеров.
Решением, выраженным в письме N 02-02-5010 от 15.09.2017, МТУ Росимущества отказало Комитету в передаче указанных земельных участков из федеральной собственности со ссылкой на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022218:123, 03:24:022218:124, 03:24:022218:125, 03:24:022218:126, 03:24:022218:127, 03:24:022218:128, 03:24:022218:129 переданы в муниципальную собственность; рассмотреть вопрос о передаче земельных участков, находящихся в пользовании ФГБНУ БурНИИСХ, ФГУП "РТРС" не представляется возможным; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132 не представлены утвержденные в установленном порядке генеральный план г. Улан-Удэ и правила землепользования и застройки.
Комитет оспорил отказ в Арбитражном суде Республики Бурятия.
Арбитражный суд Республики Бурятии заявленные требования удовлетворил в вышеуказанной части, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Заявители кассационных жалоб обжаловали судебные акты в части удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о признании недействительным решения Управления об отказе в безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132, 03:24:023705:169, 03:24:023705:170, 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, вопреки доводам кассационных жалоб, основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно статье 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).
В заявлении о передаче земельного участка на основании пункта 2 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка согласно пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Исходя из приведённого правового регулирования, суды верно посчитали, что главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрен порядок передачи земельных участков.
Отношения по безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований прямо урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Применительно к конкретным испрашиваемым земельным участкам суды установили следующее.
Оспариваемое решение об отказе в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:022218:132 обосновано тем, что не представлена информация об утверждении Генерального плана города Улан-Удэ и Правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень документов, которые заинтересованный орган местного самоуправления обязан представить для решения вопроса о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности. К их числу помимо заявления отнесены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка. Данной статьей установлен запрет на истребование иных документов, за исключением перечисленных.
С учетом этого, суды признали, что требование МТУ Росимущества о представлении Генерального плана г. Улан-Удэ и Правил землепользования и застройки противоречит названной норме.
Кроме того, Генеральный план города Улан-Удэ утвержден решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 816-82, а Правила землепользования и застройки - решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82. Указанные нормативные правовые акты опубликованы для всеобщего сведения в установленном порядке.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 мотивы отказа в их безвозмездной передаче в обжалуемом решении не приведены.
Заявителем в материалы дела представлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, скриншоты из публичной кадастровой карты. Согласно названным документам на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022218:131, 03:24:023705:169 и 03:24:023705:170 расположены жилые дома; на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022218:131 расположены также постройки Религиозной организации Буддийская традиционная Сангха России; земельный участок с кадастровым номером 03:24:022218:132 является полосой вдоль дороги.
Установив отсутствие мотивов отказа в передаче земельных участков, что нарушает требования, установленные пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, о наличии в отказе всех оснований, а также не усмотрев оснований для принятия такого решения, перечисленных в пункте 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, суды правомерно в этой части признали оспариваемое решение Управления недействительным.
Суды также признали незаконным решение Управления в части отказа в передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования ФБГНУ БурНИИСХ, с кадастровыми номерами: 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:0605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Основанием для принятия Управлением оспариваемого решения по названным участкам послужило то, что испрашиваемые земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ и предусмотренные законом основания для прекращения указанного права отсутствуют.
Между тем суды правомерно установили наличие оснований для прекращения в отношении данных участков права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ, при том, что в отношении спорных земельных участков ФБГНУ БурНИИСХ в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования не обращалось и решение о прекращении указанного права не принимало.
Как указано выше, согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии, в частности, следующего основания - земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному государственному учреждению и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения его права постоянного (бессрочного) пользования этим участком.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно, в частности, при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при: использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; порче земель.
Как следует из статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. При этом возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования таким земельным участком и с досрочным расторжением договора его аренды или его безвозмездного пользования не осуществляется. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 10 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
При таких условиях суды правильно включили в предмет доказывания по делу вопросы о том, использовало ли ФБГНУ БурНИИСХ вышеуказанные земельные участки, находящиеся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, не по целевому назначению.
Как признали суды, постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Бурятия от 17.11.2010 ФБГНУ БурНИИСХ признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Указанное правонарушение выразилось в использовании ФБГНУ БурНИИСХ, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022801:14, 03:24:022801:13, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022611:27, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11, не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием - для размещения опытной станции, а для строительства жилых домов, сооружений культа, магазинов, заведений общественного питания, производственных баз.
Кроме того, суды оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства нецелевого использования данных земельных участков (результаты обследований, скриншоты из публичной кадастровой карты, схемы расположения земельных участков, выписки из Единого государственного реестра прав недвижимости и сделок с ним, пояснения лиц, участвующих в деле) и установили, что на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022217:70, 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:022801:15, 03:24:022803:21, 03:24:022803:17, 03:24:023714:11, 03:24:023707:10, 03:24:023709:12, 03:24:023706:11, 03:24:023705:18, 03:24:022605:48, 03:24:022601:50, 03:24:023704:11 возведены многочисленные постройки, жилые дома, часть земельных участков используется дачными некоммерческими товариществами. На земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:022217:74, 03:24:022213:23, 03:24:023705:18 также имеются территории общего пользования. Вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022605:48, 03:24:022611:27 проходят высоковольтные линии электропередач. Земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:022801:14, 03:24:022801:13 не используются (пустые). На земельном участке с кадастровым номером 03:24:023709:12 расположена также школа, на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022601:50 - магазин.
В этой связи суды верно посчитали, что ФБГНУ БурНИИСХ на протяжении длительного времени ненадлежащим образом использует земельные участки, которые испрашиваются Комитетом, поскольку они используются не в соответствии с их назначением "для размещения опытной станции", сельскохозяйственное производство на них не ведется, на земельных участках допущено самовольное строительство различных объектов, какие-либо объекты, относящиеся к сельскохозяйственному производству, в том числе посадки сельскохозяйственных культур, на участках отсутствуют.
Кроме того, как установили суды, право ФГБНУ БурНИИСХ в отношении спорных земельных участков зарегистрировано в 2012, 2016 годах. При этом спорные земельные участки, начиная с 2010 года и до настоящего времени ФГБНУ БурНИИСХ фактически не используются, в связи с чем довод Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о трехлетнем сроке возможного неиспользования спорных земельных участков отклоняется, как необоснованный.
Доводы заявителей кассационных жалоб о неправильном применении вышеприведённых норм земельного законодательства проверены и признаны основанными на ином толковании норм права; выводы судов по настоящему делу соответствуют правовому подходу, изложенному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 302-КГ17-7397.
Заявители кассационных жалоб считают, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ могло быть в силу статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации осуществлено только на основании вступивших в законную силу судебных актов об их изъятии.
Между тем, в настоящем деле речь о принудительном изъятии не идёт.
В данном случае решался вопрос о передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, определённом статьёй 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу нормы пункта 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования принимается при наличии оснований, предусмотренных статьями 45, 47 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отсылки к статье 54 Земельного кодекса Российской Федерации вышеприведённая норма не содержит.
В данном случае имелись основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, судебного решения не требовалось.
Кроме того, в силу правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 302-КГ17-7397, суды верно приняли во внимание положения пункта 10 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
При таких условиях доводы заявителей кассационных жалоб о несоответствии выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и неправильном применении норм Земельного кодекса Российской Федерации являются необоснованными. При наличии заявления Комитета о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную и установлении оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ, испрашиваемые земельные участки подлежали передаче в муниципальную собственность.
Ссылки Управления на недоказанность нецелевого использования земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022801:13, 03:24:022801:14 учтены быть не могут, так как само по себе отсутствие каких-либо строений на этих участках, при том, что они свыше трёх лет не использовались по назначению - для размещения опытной станции, свидетельствует о их нецелевом использовании. Это обстоятельство, кроме того, подтверждено постановлением по делу об административном правонарушении от 17.11.2010 (часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Не могут быть учтены и доводы кассационной жалобы Управления об отсутствии у него полномочий по распоряжению испрашиваемыми земельными участками.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в силу Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, утверждённого приказом Росимущества от 16.12.2016 N 454, Управление вправе передавать земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектар в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; решения о передаче земельных участков площадью более 10 гектар принимаются территориальными органами исключительно по поручению Росимущества.
Названные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако, учтены быть не могут.
Как верно посчитали суды, в соответствии с пунктом 4 Положения территориальное Управление осуществляет свои полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которым территориальный орган осуществляет среди прочих полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, именно МТУ Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков в муниципальную собственность.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объем полномочий МТУ Росимущества.
В свою очередь вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков в муниципальную собственность, как верно признали суды, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, на получение соответствующего решения.
Доводы кассационной жалобы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о том, что ни ФАНО, ни Министерство не предпринимали никаких мер, направленных на добровольный отказ от земельных участков, действительно находят подтверждение в материалах дела. Однако, отсутствие таких доказательств не влияет на правильность выводов судов, верно посчитавших, что при наличии заявления Комитета о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную и установлении оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ БурНИИСХ испрашиваемые земельные участки подлежали передаче в муниципальную собственность.
Иные доводы кассационных жалоб направлены на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу N А10-7487/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу N А10-7487/2017, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2019 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 сентября 2019 года по тому же делу, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно посчитали суды, в соответствии с пунктом 4 Положения территориальное Управление осуществляет свои полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, в соответствии с которым территориальный орган осуществляет среди прочих полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, именно МТУ Росимущества, являющееся федеральным органом исполнительной власти, наделено соответствующими полномочиями по рассмотрению заявлений о передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков в муниципальную собственность.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объем полномочий МТУ Росимущества."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 октября 2019 г. N Ф02-4880/19 по делу N А10-7487/2017
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4880/19
10.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-189/18
25.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-7487/17
05.07.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-189/18
26.02.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-189/18
24.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-7487/17