город Иркутск |
|
09 октября 2019 г. |
Дело N А19-11911/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Железняк Е.Г., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Балсунаева В.И. (доверенность от 17.07.2018, диплом ЦВ N 588402),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года по делу N А19-11911/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2019 года по тому же делу,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, г. Москва; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" (ОГРН: 1023801003764, ИНН: 3808069986, г. Иркутск; далее - ООО "Востсибуголь") о взыскании 1 509 455 рублей неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2019 года, с ответчика в пользу истца взыскано 754 727 рублей 50 копеек неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Востсибуголь" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по делу является ООО "Востсибуглесбыт" - плательщик провозных платежей и неустоек согласно условиям договора от 30.12.2011 N ВСУС-12/140с, транспортной железнодорожной накладной. ООО "Востсибуголь" выражает несогласие со взысканной судами суммой неустойки, полагает возможным снижение размера штрафа до однократного размера провозной платы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в составе председательствующего Соколовой Л.М., судей Белоножко Т.В., Скубаева А.И. определением от 17 июля 2019 года производство по кассационной жалобе по настоящему делу приостановлено применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до опубликования Верховным Судом Российской Федерации мотивированного определения по делу N А76-15950/2017.
Определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Клепиковой М.А. от 11 сентября 2019 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судей Белоножко Т.В., Скубаева А.И. судьями Железняк Е.Г., Тютриной Н.Н.
Определением суда от 11 сентября 2019 года приостановленное производство по кассационной жалобе ООО "Востсибуголь" возобновлено.
В судебном заседании представитель истца поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
ООО "Востсибуголь" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, истец на станции Черемхово ВСЖД принял от ответчика вагоны N N 55485445, 52311057, 55485197, 55170773, 52773611, 54111133, 54109210 с грузом - уголь каменный марки Д для перевозки до станции назначения Чжалатунь КЖД по накладной N 23584498.
При проверке на пограничной станции Маньчжурия КЖД выявлено превышение грузоподъемности вагонов, неправильность указания в накладной сведений о массе груза, вследствие чего произошло занижение провозных платежей, что зафиксировано в коммерческих актах N 0162160 от 09.07.2017, N 0162162 от 09.07.2017, N 0162176 от 10.07.2017, N 0162159 от 09.07.2017 и актах общей формы N 0541481 от 09.07.2017, N 051504 от 09.07.2017, N 052109 от 10.07.2017, N 051489 от 09.07.2017.
В связи с допущенным превышением грузоподъемности вагонов, искажением сведений в перевозочном документе истец начислил ответчику неустойку в размере 1 509 455 рублей.
Неуплата ответчиком неустойки явилась основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из обоснованности иска по праву и по размеру, наличии оснований для снижения суммы неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем выводы судов сделаны при неправильном истолковании норм материального права и неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Заключение договора перевозки подтверждается накладной (параграф 3 статьи 14 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, далее - СМГС).
Если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное, уплата провозных платежей является обязанностью: отправителя - в пользу участвующих в перевозке груза перевозчиков, за исключением перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую ими перевозку; получателя - в пользу перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую им перевозку. В отношении неустоек действует такой же порядок (параграф 1 статьи 31 СМГС).
Если отправитель или получатель выполнение своих обязанностей, предусмотренных в параграфе 1 статьи 31 СМГС, возлагает на третье лицо, то это лицо должно быть указано отправителем в накладной в качестве плательщика и должно иметь договор с соответствующим перевозчиком (параграф 2 статьи 31 СМГС).
Таким образом, законодательно определена возможность привлечения к ответственности за недостоверные сведения о массе груза, перегруз вагона сверх его грузоподъемности не только грузоотправителя, но и лица, которое указано в железнодорожной накладной в качестве плательщика.
Учитывая вышеизложенные нормы права, в предмет судебного исследования входили вопросы, связанные с условиями, при которых были отражены в графе 23 накладной СМГС (л.д. 28, т. 1) сведения о плательщике, его Едином лицевом счете (Положение о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р).
Данные выводы согласуются с правовой позицией, указанной Верховным Судом Российской Федерации в определении от 18 июля 2019 года N 309-ЭС19-3168 по делу N А76-15950/2017.
Судами не включен в предмет судебного исследования вопрос, связанный с определением лица, оплатившего услуги перевозки по спорной отправке.
Как следует из отзыва ответчика на исковое заявление и условий договора от 30.12.2011 N ВСУС-12/140с, заключенного между ООО "Востсибуглесбыт" и ООО "Востсибуголь" (л.д. 70-105 т. 1), оплата должна осуществляться непосредственно покупателем - ООО "Востсибуглесбыт" (пункт 5.4 договора).
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что расчет излишка массы груза произведен истцом и проверен судами с применением положений пункта 35.4 Правил перевозки грузов к СМГС по каждому вагону, в отношении которого начислена неустойка.
Исходя из положений пунктов 1.9, 5.2 и 7.2.1 Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденной 30.05.2008 ФГУП "ВНИИМС", масса груза считается правильной, если разница между массой груза, установленной при перевеске, и массой, указанной в накладной, не превышает предельного отклонения результата измерений массы груза.
Пунктом 35.4 Правил перевозки грузов, являющихся приложением к СМГС, предусмотрено, что если при проверке массы груза констатируют несоответствие массы груза данным, указанным в накладной, коммерческий акт составляют только в том случае, когда уменьшение массы груза превышает нормы, установленные в статье 43 "Ограничение ответственности при недостаче массы груза" СМГС, а излишек массы груза, перевозимого насыпью или навалом, превышает 1%, для остальных грузов - 0,2% от массы груза, указанной в накладной.
Указанные коэффициенты установлены в целях исключения случаев составления коммерческих актов по незначительным расхождениям массы груза. Таким образом, превышение данных допустимых погрешностей (коэффициентов) является основанием для составления коммерческого акта и привлечения грузоотправителя к ответственности.
В данном случае суды не применили пункт 35.4 Правил перевозки грузов к рассматриваемому спору и не включили в предмет судебного исследования вопрос о том, превышает ли выявленный излишек массы груза коэффициенты "малозначительности", предусмотренные названной нормой.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущено неправильное применение норм материального права и неполностью установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить, имели ли место выявленные перевозчиком нарушения (перегруз вагонов сверх их грузоподъемности) и искажение массы груза с превышением допустимых погрешностей (в данном случае 1% от массы груза, указанной в перевозочном документе), с учетом этого определить, имеются ли основания для начисления неустойки по пунктам 3, 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС; а также установить субъект ответственности за перегруз вагонов сверх грузоподъемности по спорный перевозке с учетом положений статей 16, 31 СМГС, и в зависимости от установленного разрешить спор по существу, распределив при этом судебные расходы, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2018 года по делу N А19-11911/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2019 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 35.4 Правил перевозки грузов, являющихся приложением к СМГС, предусмотрено, что если при проверке массы груза констатируют несоответствие массы груза данным, указанным в накладной, коммерческий акт составляют только в том случае, когда уменьшение массы груза превышает нормы, установленные в статье 43 "Ограничение ответственности при недостаче массы груза" СМГС, а излишек массы груза, перевозимого насыпью или навалом, превышает 1%, для остальных грузов - 0,2% от массы груза, указанной в накладной.
...
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить, имели ли место выявленные перевозчиком нарушения (перегруз вагонов сверх их грузоподъемности) и искажение массы груза с превышением допустимых погрешностей (в данном случае 1% от массы груза, указанной в перевозочном документе), с учетом этого определить, имеются ли основания для начисления неустойки по пунктам 3, 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС; а также установить субъект ответственности за перегруз вагонов сверх грузоподъемности по спорный перевозке с учетом положений статей 16, 31 СМГС, и в зависимости от установленного разрешить спор по существу, распределив при этом судебные расходы, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2019 г. N Ф02-3219/19 по делу N А19-11911/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7300/20
20.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-170/19
16.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11911/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11911/18
09.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3219/19
28.03.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-170/19
19.11.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-11911/18