город Иркутск |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А33-20708/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Бурковой О.Н., Качукова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании представителей министерства лесного хозяйства Красноярского края - Матюшевой И.И. (доверенность от 28.12.2018, паспорт) и общества с ограниченной ответственностью "Медвежий угол" - Бадаловой Д.И. (доверенность от 25.01.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медвежий угол" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года по делу N А33-20708/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медвежий угол" (далее - общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 45 от 01.02.2013.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Красноярское лесничество" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года, иск удовлетворен, суд обязал внести изменения в договор аренды лесного участка N 45 от 01.02.2013, путем заключения дополнительного соглашения к договору в редакции, приведенной в решении.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе приведены доводы о неправомерном применении при расчете арендной платы удвоенного коэффициента для лесного участка с крутизной уклонов свыше 20 градусов, суды необоснованно не приняли заключение инженера в этой части. Арендатор фактически осуществляет эксплуатацию лесной дороги, в связи с чем к арендной плате подлежал применению коэффициент 0,5. Арендованный лесной участок относится к нелесным землям. Отсутствуют правовые основания для распространения действия дополнительного соглашения к договору на ранее возникшие отношения. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство ссылается на несостоятельность содержащихся в ней доводов.
Присутствующие в судебном заседании представители министерства и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Третье лицо, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.02.2013 сторонами заключен договор аренды N 45, по условиям которого общество приняло во временное владение и пользование сроком по 31.01.2062 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линии электропередач) лесные участки защитных лесов площадью 2,2850 га, расположенные по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, в том числе:
- часть лесного участка площадью 11,9000 га, расположенного: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-Манское участковое лесничество, кв. 7 (часть выд. 31, 32), кв. 14 (часть выд. 2, 3, 7), кв. 14 (часть выд. 3,7);
- лесной участок, имеющий площадь 2,2185 га, расположенный: Красноярский край, земли муниципального образования г. Дивногорск, Красноярское лесничество, Усть-
Манское участковое лесничество, кв. 14 (часть выд. 8, 12, 13,14), кв. 15 (часть выд. 16), кв.22 (часть выд. 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 25);
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата составляет 19 500 рублей 22 копейки за весь срок аренды.
В пункте 7 договора стороны согласовали, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, или единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
Все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, за исключением пункта 8 договора. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора. При изменении положений лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, договор подлежит приведению в соответствие, посредством внесения в него соответствующих изменений (пункты 20,21,22 договора).
Согласно расчету, согласованному сторонами, арендная плата рассчитана с учетом применения корректирующих коэффициентов: состояние лесного фонда - 0,5; экологическая составляющая - 4; социально-экономические условия - 1,5.
По результатам проведенной проверки Федеральным агентством лесного хозяйства выявлены ошибки при расчете арендной платы, предусмотренной договором.
12.05.2017 министерство направило обществу для подписания дополнительное соглашение к договору аренды вышеуказанных лесных участков, определив размер арендой платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 в размере 33 253,01 рублей в год.
Отказ арендатора от подписания дополнительного соглашения послужил основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что арендная плата за лесной участок носит регулируемый характер, ее размер правильно установлен арендодателем в дополнительном соглашении с учетом ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из положений пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, арендная плата за использование лесного участка должна соответствовать нормативно-правовым актам, регулирующим порядок и условия ее установления.
При рассмотрении настоящего спора суды установили, что спорный лесной участок предоставлен обществу без проведения торгов и арендная плата за него является регулируемой. При этом суды отметили, что согласно условиям договора ее размер определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что требования истца о внесении предлагаемых изменений в договор аренды виде изменения размера арендной платы направлено на приведение условия заключенной между сторонами сделки в соответствие с требованиям действующего законодательства.
При этом судами правомерно установлено, что указанные изменения не противоречат пункту 7 спорного договора, согласно которому размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В этой связи заключение сторонами договора аренды лесного участка на других условиях не свидетельствует о возникновении у арендатора обязанности по внесению арендной платы в ином размере, чем это предусмотрено законом.
В кассационной жалобе ответчик сослался на то, что к арендной плате подлежит применению коэффициент 0,5, поскольку арендованный участок занят лесной дорогой.
Пунктом 8 примечаний к таблице N 16 Ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
Из содержания указанного примечания следует, что для его применения просеки, дороги должны иметься на лесном участке на момент передачи участка в аренду.
Поскольку на лесном участке на момент передачи его в аренду лесной дороги не имелось, а она возникла в результате устройства ответчиком, то коэффициент 0,5 применению к спорным отношениям не подлежал.
На основании таксационного описания переданных в аренду лесных участков суды пришли к правильным выводам о том, что они относятся к защитным лесам, расположенным в водоохранных зонах, нерестоохранные полосах лесов, железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, зеленых зон и часть из них расположена на склонах свыше 20 градусов. В этой связи суды обоснованно применили поправочные коэффициенты в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, нерестоохранные полосах лесов, железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, зеленых зон (4, 4, 4,5 и 6 соответственно с учетом двойного коэффициента с крутизной склонов свыше 20 градусов).
Доводы ответчика о том, что заключением инженера-геодезиста установлена крутизна склонов менее 20 градусов, проверялись судами и были обоснованно отклонены со ссылками на статью 91 Лесного кодекса Российской Федерации и пункты 29, 61 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122. Оснований для переоценки выводов судов не имеется.
Утверждения, приведенные в кассационной жалобе, о том, что арендованный лесной участок переведен в нелесные земли, не опровергают выводов судов о необходимости приведения договора в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Вопреки позиции ответчика срок исковой давности по заявленным требованиям не истек, в этой части судами дана надлежащая оценка.
В то же время, определяя условия дополнительного соглашения, суды распространили его действие на отношения, возникшие с момента заключения договора аренды лесного участка от 01.02.2013 N 45.
Вместе с тем, в части 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Таким образом, возложение обязанности внести изменения в договор аренды за прошедший период времени противоречит статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и общим принципам гражданского законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует изменить, исключив из пункта 4 дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 45 от 01.02.2013 слова: "и распространяет свое действие на отношения, возникшие с момента заключения договора аренды лесного участка от 01.02.2013 N 45".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, но при определении условий о расчете арендной платы, действие дополнительного соглашения ошибочно распространено на период с момента заключения договора аренды лесного участка от 01.02.2013 N 45, суд округа полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить судебные акты в указанной части.
Руководствуясь статьями 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года по делу N А33-20708/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года по тому же делу изменить, исключив из пункта 4 дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 45 от 01.02.2013 слова: "и распространяет свое действие на отношения, возникшие с момента заключения договора аренды лесного участка от 01.02.2013 N 45".
В остальной части решение и постановление по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции ответчика срок исковой давности по заявленным требованиям не истек, в этой части судами дана надлежащая оценка.
В то же время, определяя условия дополнительного соглашения, суды распространили его действие на отношения, возникшие с момента заключения договора аренды лесного участка от 01.02.2013 N 45.
Вместе с тем, в части 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Таким образом, возложение обязанности внести изменения в договор аренды за прошедший период времени противоречит статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации и общим принципам гражданского законодательства."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2019 г. N Ф02-4955/19 по делу N А33-20708/2018