город Иркутск |
|
29 октября 2019 г. |
Дело N А19-21883/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Кушнарева Н.П., Первушина М.А.,
в судебном заседании участвуют представители: общества с ограниченной ответственностью "Аверон" - Хромцов М.А. (доверенность от 15.08.2019, паспорт, диплом), администрации Ольхонского районного муниципального образования - Дамдицыренов Б.Б. (доверенность от 01.10.2019, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аверон" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года по делу N А19-21883/2018,
установил:
Администрация Ольхонского районного муниципального образования (ОГРН 1023802703605, ИНН 3836000390, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, далее - администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Аверон" (ОГРН 1023801007537, ИНН 3808068510, Иркутская область, Ольхонский район, местность Халы, далее - ответчик, общество) о расторжении договора аренды земельного участка N 5 от 30.10. 2003, о расторжении договора аренды земельного участка N 6 от 30.10.2003, о взыскании задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков в размере 1 128 859 рублей 26 копеек, пени, об обязании освободить и вернуть арендуемый земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения) предоставляемый в аренду для строительства базы отдыха, общей площадью 1041 кв. м, кадастровый номер 38:13:000022:0004, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Халы, по акту приема-передачи в тридцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда, об обязании освободить и вернуть арендуемый земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения) предоставляемый в аренду для строительства базы отдыха, общей площадью 41262 кв. м, кадастровый номер 38:13:000022:0003, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, м. Халы, по акту приема-передачи в тридцатидневный срок со дня вступления в силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил взыскать задолженность по арендной плате в размере 1 128 859 рублей 26 копеек за период с 01.01.2017 по 10.09.2018, неустойку - 393 593 рубля 62 копейки за период с 27.03.2017 по 10.09.2018. Кроме того, истец заявил об отказе от иска в части требований о расторжении договоров аренды, обязании освободить и возвратить арендуемые земельные участки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2019 года (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 06 мая 2019 года), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года, с ответчика в пользу истца взыскано 1 128 859 рублей 26 копеек основного долга, неустойки - 309 652 рубля 44 копейки; производство по делу в части требований о расторжении договоров аренды, обязании освободить и возвратить арендуемые земельные участки прекращено.
Общество в кассационном порядке просит отменить принятые по делу судебные акты полностью, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, однако в жалобе приведены доводы относительно необоснованного взыскания с ответчика арендных платежей.
Общество указывает на необоснованное принятие в качестве обоснования размера арендной платы неотносимого отчета N 22-оц-09 об оценке рыночного размера арендной платы земельного участка, так как объектом оценки являлся иной земельный участок, расположенный в местности Курма, Ольхонского района Иркутской области, площадью 42 303 кв.м.
Со ссылкой на пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды (далее - постановление N 73 от 17.11.2011) общество утверждает, что у администрации не имелось оснований для изменения арендной платы в одностороннем порядке в связи с изменением уровня инфляции.
В качестве нарушений норм процессуального законодательство обществом указано на необоснованное отклонение судами ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу с целью установления рыночной величины размера арендной платы за земельный участок.
В письменном отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Присутствующие в судебном заседании представители доводы кассационной жалобы и отзыва на нее подтвердили соответственно.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 30.10.2003 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков N 5, N 6, по условиям которых арендатору переданы следующие земельные участки: с кадастровым номером 38:13:000022:0003, площадью 41 262 кв. м; с кадастровым номером 38:13:000022:0004, площадью 1041 кв. м, расположенные по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность Халы, на землях особо охраняемых территорий и объектов (рекреационного назначения), предоставляемые в аренду для строительства базы отдыха. Договоры заключены на срок 49 лет.
В соответствии с пунктами 3.1 договоров арендная плата начисляется с момента принятия постановления Главы самоуправления о предоставлении земельного участка и утверждении его границ и вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 25 числа последнего месяца квартала.
Расчет ежегодной арендной платы, расчетный счет, на который она вносится, указаны в приложении N 1 к договорам.
Согласно пункту 3.2 размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий договор.
Извещение об изменении размера арендной платы должно быть направлено арендодателем не позднее 15 дней до начала квартала, с которого предлагается изменение арендной платы.
Согласно приложению N 1 к договору N 5 от 30.10.2003 размер ежегодной арендной платы за весь участок составил 213 902 рублей (базовая ставка ежегодной арендной платы за 1 га - 51 840 рублей).
В соответствии с приложением N 1 к договору N 6 от 30.10.2003 при базовой ставке ежегодной арендной платы за 1 га, равной 51 840 рублей, размер ежегодной арендной платы составил 5 397 рублей.
В обоснование заявленных требований администрация указала на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договорам аренды земельных участков, задолженность ответчика согласно представленному расчету за период с 01.01.2017 по 10.09.2018 составила 1 128 859 рублей 26 копеек.
Заявленная истцом претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Судами при разрешении заявленных требований правомерно применены положения параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ); арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Договоры аренды земельных участков между истцом и ответчиком заключены 30.10.2003 по результатам аукционов от 27.10.2013 (л.д. 124-127 т.2).
Статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период заключения спорных договоров, допускалось приобретение права на заключение аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
Из протоколов от 27.10.2003 аукционов следует, что предметом аукционов являлась начальная цена права на заключение договоров аренды земельных участков, и именно эта цена была определена по результатам торгов, а не размер ежемесячной арендной платы.
Таким образом, на основании статьи 424 ГК РФ, пунктов 16, 19 постановления N 73 от 17.11.2011 к договорам применяется регулируемая арендная плата, порядок, условия и сроки внесения которой подлежат установлению соответствующим регулирующим органом.
Для спорных земельных участков в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" регулирующим органом является соответствующий орган Ольхонского района Иркутской области.
В соответствии с постановлением мэра Ольхонского района от 11.03.2009 N 273 "Об определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" арендная плата в год за использование земельных участков на территории Ольхонского района, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается согласно отчетам об оценке рыночного размера арендной платы земельного участка, произведенных независимым оценщиком, определенным администрацией района по результатам проводимого открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по оценочным работам на территории Ольхонского района.
Решением Думы Ольхонского районного муниципального образования N 256 от 25.03.2009 "Об определении размера арендной платы" установлено, что арендная плата в год за использование земельных участков на территории Ольхонского района устанавливается согласно отчетам рыночного размера арендной платы земельного участка, произведенных лицензированной оценочной организацией, определенной администрацией района по результатам открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по оценочным работам на территории Ольхонского района.
20.05.2009 было принято Решение Думы Ольхонского районного муниципального образования N 261, которым было установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков подлежит ежегодному пересмотру в связи с изменением уровня инфляции, утвержденного на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления N 73 от 17.11.2011, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Ссылки ответчика на пункт 16 постановления N 73 от 17.11.2011 при приведении доводов о необоснованном применении коэффициента инфляции подлежит отклонению, так как при изменении регулируемой арендной платы (в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) дополнительного изменения договора аренды не требуется, при этом арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Довод общества о необоснованном применении измененного размера арендной платы по причине отсутствия уведомления об ее изменении также подлежит отклонению на основании пунктов 16, 19 постановления N 73 от 17.11.2011, поскольку при регулируемой арендной плате она подлежит внесению в размере, определенном регулирующим органом вне зависимости от направления арендатору уведомления.
Размер арендных платежей рассчитан истцом на основании отчета оценщика N 22-оц-09 от 04.02.2009 с применением коэффициентов инфляции и с учетом частичной оплаты обществом арендных платежей, судами проверен, признан правильным.
Утверждение общества о том, что данный отчет является не относимым доказательством, не может быть признано правильным, так как оценка проведена для актуализации арендной платы на территории Ольхонского района.
Так как цена по договорам является регулируемой, необходимости в назначении экспертизы для определения размера арендных платежей не требовалось.
Истец воспользовался предусмотренным пунктами 6.2 договоров правом на взыскание неустойки за неуплату арендной платы в установленный договором срок. Суды на основании статей 329, 330 ГК РФ правомерно признали подлежащими удовлетворению требования истца по взысканию неустойки в части заявленной суммы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 мая 2019 года по делу N А19-21883/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки ответчика на пункт 16 постановления N 73 от 17.11.2011 при приведении доводов о необоснованном применении коэффициента инфляции подлежит отклонению, так как при изменении регулируемой арендной платы (в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) дополнительного изменения договора аренды не требуется, при этом арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Довод общества о необоснованном применении измененного размера арендной платы по причине отсутствия уведомления об ее изменении также подлежит отклонению на основании пунктов 16, 19 постановления N 73 от 17.11.2011, поскольку при регулируемой арендной плате она подлежит внесению в размере, определенном регулирующим органом вне зависимости от направления арендатору уведомления.
...
Истец воспользовался предусмотренным пунктами 6.2 договоров правом на взыскание неустойки за неуплату арендной платы в установленный договором срок. Суды на основании статей 329, 330 ГК РФ правомерно признали подлежащими удовлетворению требования истца по взысканию неустойки в части заявленной суммы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2019 г. N Ф02-5527/19 по делу N А19-21883/2018