город Иркутск |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А74-1621/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 мая 2019 года по делу N А74-1621/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество "Абаканвагонмаш" (г. Абакан, далее - ПАО "Абаканвагонмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управление) об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права N КУВД-001/2018-2078957/2 от 22.10.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 мая 2019 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал незаконным решение Управления N КУВД-001/2018-2078957/2 от 22.10.2018 об отказе в государственной регистрации права, обязал Управление осуществить государственную регистрацию права ПАО "Абаканвагонмаш" без одновременного государственного кадастрового учёта на здание кадастровый номер 19:01:170102:889, расположенное по адресу: г. Абакан, Ташебинский промышленный узел, промплощадка Абаканвагонмаш, в срок 5 рабочих дней с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года решение суда от 24 мая 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ставит вопрос о проверке законности судебных актов, не соглашаясь с выводами судов о том, что именно по его вине общество не было уведомлено о приостановлении государственной регистрации; указывает на то, что судами не было принято во внимание отсутствие в органе государственной регистрации прав документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект, сведения о котором имелись в ЕГРН, с объектом, указанным обществом в заявлении о регистрации прав; считает, что решение об отказе в государственной регистрации прав было принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Абаканвагонмаш" просит оставить её без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.07.2018 ПАО "Абаканвагонмаш" обратилось с заявлением через многофункциональный центр г. Абакана о государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета на здание КН 19:01:170102:889, расположенное по адресу Абакан, Ташебинский промышленный узел, промплощадка Абаканвагонмаш.
Обществом на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов представлены копии следующих документов: распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.11.1992 N 9435-р, план приватизации Абаканвагонмаш от 24.07.1992 (выписка).
В графе 8.1.1 заявления указаны данные представителя заявителя, подававшего заявление, Максимук О.А., и ее адрес регистрации. В графе 10 заявления указан способ получения документов - лично в многофункциональном центре по месту предъявления документов.
20.07.2018 государственным регистратором приостановлена государственная регистрация в связи с тем, что представленная в качестве документа - основания выписка из плана приватизации содержит сведения об оценке зданий и сооружений, в том числе о здании склада масел и химматериалов. Однако ЕГРН содержит сведения о здании КН 19:01:170102:889 с наименованием склад масел и химикатов. Заявителю предложено представить справку об идентичности объектов до 20.10.2018.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации N КУВД-001/2018-2078957/1 от 20.07.2018 направлено по адресу представителя Максимук О.А. в рп. Пригорск г. Черногорск, что подтверждается реестром почтовых отправлений от 23.07.2018 (почтовый идентификатор 65520025040128).
Уведомлением N КУВД-001/2018-2078957/2 от 22.10.2018 Управление отказало обществу в государственной регистрации испрашиваемого права.
Общество оспорило отказ в Арбитражном суде Республики Хакасия.
Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Исходя из положений пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В данном случае Управление приостановило регистрационные действия в связи с тем, что представленная в качестве документа - основания выписка из плана приватизации содержит сведения о здании склада масел и химматериалов, в то время как Государственный реестр недвижимости содержит сведения о здании КН 19:01:170102:889 с наименованием склад масел и химикатов. Заявителю было предложено подтвердить идентичность объектов.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к мотивированным выводам о том, что Управление не доказало факт направления обществу уведомления о приостановлении государственной регистрации от 20.07.2018, а также направило уведомление о приостановлении способом, не указанным в заявлении, и данное уведомление не было получено обществом.
Кроме того, общество было лишено возможности получить информацию о приостановлении регистрации из федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, поскольку 19.08.2018 в центре обработки данных произошла авария, которая привела к полной остановке ФГИС ЕГРН до 27.08.2019, причины технических неполадок устранялись на момент направления ответа на запрос (письмо Управления от 07.09.2018, представлено в электронном виде).
Установив указанные обстоятельства, суды верно посчитали, что общество было лишено возможности устранить обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления государственной регистрации, и представить недостающие, по мнению регистратора, документы, что в свою очередь привело к незаконному отказу в государственной регистрации права собственности.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины Управления в сбое в программном обеспечении, а также о неустановлении судами причин, по которым почтовое отправление не вручено адресату, не влияют на правильность выводов судов о том, что общество было лишено возможности устранить причины, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Оценив представленный в материалы дела кадастровый паспорт спорного здания с кадастровым номером 19:01:170102:889, суды установили, что паспорт содержит наименование объекта - склад масел и химикатов. Согласно плану приватизации АО "Абаканвагонмаш" в акт оценки включен склад масел и химматериалов 1980 года ввода в эксплуатацию, инвентарный номер 103112. Данный объект согласно инвентарной карточке N 103112 с 01.11.1980 находится на бухгалтерском учете заявителя. Согласно техническому паспорту 2000 года объект поставлен на технический учет как склад масел и химикатов. В 2013 году объект поставлен на кадастровый учет с номером 19:01:170102:889 с наименованием склад масел и химикатов.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что общество представило исчерпывающие доказательства идентичности объекта, поставленного на кадастровый учёт, и объекта, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права; считает, что этих доказательств у Управления не имелось не по его вине.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Суды правомерно приняли и дали оценку представленному в дело кадастровому паспорту здания как доказывающему идентичность объекта; его непредставление по уведомлению о приостановлении государственной регистрации было вызвано неполучением обществом данного уведомления.
Иные доводы кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 мая 2019 года по делу N А74-1621/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К заявлению о государственной регистрации прав в силу пунктов 1, 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статья 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Исходя из положений пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2019 г. N Ф02-5656/19 по делу N А74-1621/2019