город Иркутск |
|
05 ноября 2019 г. |
Дело N А33-22943/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2019 года по делу N А33-22943/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - ГУ МЧС России по Красноярскому краю) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества):
1) о признании незаконным решения от 27.07.2018 N 03-30/07/8973 об отказе в прекращении права оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю на объекты недвижимого имущества (по списку согласно заявлению 41 объект);
2) об обязании Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва принять решение о прекращении права оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю на объекты недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП "Горно-Химический Комбинат", Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ МТУ Росимущества N 03-30/07/8973 от 27.07.2018 в прекращении права оперативного управления министерства в отношении 27 объектов недвижимого имущества (перечень указан в решении на страницах 12-13). На МТУ Росимущества возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о прекращение права оперативного управления министерства на указанные объекты недвижимого имущества. В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что они приняты с нарушением норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что объекты недвижимого имущества, являющиеся федеральной собственностью, расположены на земельных участках, находящихся в аренде у другого лица на основании договоров аренды, а также на земельном участке с кадастровым номером 24:58:0311001:133, принятого 15.08.2005 на учет как бесхозяйный объект недвижимости, в связи с чем ГУ МЧС России по Красноярскому краю должно было обеспечить мероприятия по выделению земельных участков под объектами недвижимого имущества и регистрации в отношении них права постоянного бессрочного пользования. Также заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку имущество находится в ненадлежащем состоянии, ГУ МЧС России по Красноярскому необходимо произвести его списание, либо восстановить и привести в надлежащее состояние; министерство не вправе без согласия Главного управления МЧС России отказаться от права оперативного управления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае N 07-461р от 17.05.2012 за Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю на праве оперативного управления закреплены и переданы по акту приема-передачи от 17.05.2012 следующие объекты недвижимости, расположенные в г. Железногорске Красноярского края:
1. административное здание N 1, N 2, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 25 "а", общей площадью 940,5 кв.м, РНФИ П12250014994;
2. хранилище техники N 7, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 21 "б", общей площадью 5964,50 кв.м, РНФИ П12250009869;
3. хранилище техники N 8, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 2Г "б"/1, общей площадью 3884,70 кв.м, РНФИ П12250009872;
4. хранилище техники N 9, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 21, общей площадью 2182,10 кв.м, РНФИ П12250009873;
5. хранилище техники N 10, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 23, общей площадью 2493,20 кв.м, РНФИ П12250009874;
6. хранилище ДХ, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 25, общей площадью 2865,70 кв.м, РНФИ П12250009870;
7. склад инженерного имущества, мастерская, расположенные по адресу:
г. Железногорск, ул. Промышленная, 23 "б", общей площадью 1149,80 кв.м, РНФИ П12250014995;
8. здание заправки ГСМ, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Промышленная, 27, общей площадью 29,40 кв.м, РНФИ П12250009868;
9. помещение вспомогательное, аккумуляторная, расположенное по адресу:
г. Железногорск, ул. Промышленная, 27, общей площадью 42 кв.м, РНФИ П13250002752;
10. склад материально-технических средств N 1, г. Железногорск, ул. Южная, 20Ж, общей площадью 1303,2 кв.м, РНФИ П12250012267;
11. склад РАВ N 2, склад резерв министра N3, г. Железногорск, ул. Южная, 20В/1, общей площадью 4057,1кв.м, РНФИ П12250014992;
12. административное здание, г. Железногорск, ул. Южная,20В, общей площадью 1100,5 кв.м, РНФИ П12250012253;
13. склад 3200т N 5, склад технического имущества N 6, г. Железногорск, ул. Южная, 22, общей площадью 9299,4 кв.м, РНФИ П12250014996;
14. проходная, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2 "а", общей площадью 61,6 кв.м, РНФИ П12250012259;
15. склад 1000 тон N 7, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 22 "а", общей площадью 2204,50 кв.м, РНФИП12250012279;
16. склад вещевой N 8, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 24, общей площадью 1842,10 кв.м, РНФИ П12250012276;
17. склад N 9, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 24 "а", общей площадью 997,4 кв.м, РНФИ П12250012278;
18. склад химического имущества N 10, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 24 "б", общей площадью 2710,70 кв.м, РНФИ Ш2250012280;
19. управление ППЛС N 11, продовольственный склад N 12, расположенные по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 24 "в", общей площадью 6132,20 кв.м, РНФИ П12250014991;
20. склад холодильник N 15, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 20 "е", общей площадью 2936,70 кв.м, РНФИ П12250012270;
21. овощехранилище 500т. N 16, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Южная,
22 "б", общей площадью 109,00 кв.м, РНФИ П12250012282;
22. хранилище автоприцепов N 17, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 22 "г", общей площадью 2749,80 кв.м, РНФИ П12250012277;
23. пункт технического осмотра N 18, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 12 "а", общей площадью 976,40 кв.м, РНФИ Ш2250012271;
24. столярный цех N 19, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 10 "а", общей площадью 63,40 кв.м, РНФИ П12250012281;
25. слесарная мастерская N 20, хранилище 1250т. N 21, расположенные по адресу:
г. Железногорск, ул. Южная, 8 "б", общей площадью 2902,80 кв.м, РНФИ П12250014993;
26. склад N 22, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 8, общей площадью 1418,30 кв.м, РНФИП12250012273;
27. автомобильный бокс N 23, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 8 "в", общей площадью 3819,10 кв.м, РНФИ П12250012258;
28. склад ГСМ, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 10 "в", общей площадью 25,80 кв.м, РНФИ П12250012266;
29. ворота металлические, расположенные по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, РНФИ В12250012257;
30. ворота металлические, расположенные по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, РНФИ В12250012258;
31. канализация наружная фекальная, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 771 м, РНФИ В12250012255;
32. благоустройство, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 8000 м, РНФИ В12250012264;
33. теплосеть, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 117 м, РНФИ В12250012250;
34. теплосеть, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 750 м, РНФИ В12250012263;
35. теплосеть от НО 11 до ТК-5, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 194 м, РНФИ В12250012285;
36. ограждение территории базы, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 1600 м, РНФИ В12250012260;
37. водопровод, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 2150 м, РНФИ В12250012261;
38. канализация телефонная, расположенная по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 3150 м, РНФИ В12250012262;
39. ж/д тупик N 1, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 880 м, РНФИ В12250012284;
40. ж/д тупик N 2, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 692 м, РНФИ В12250012252;
41. ж/д тупик N 3, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Южная, 2, протяженность 450 м, РНФИ В12250012256.
В связи с отсутствием необходимости в дальнейшем использовании закрепленных объектов, а также отсутствием денежных средств на их содержание ГУ МЧС России по Красноярскому краю обратилось в МТУ Росимущества о прекращении права оперативного управления в отношении указанного имущества.
Письмом N 03-30/07/8973 от 27.07.2018 МТУ Росимущества отказало заявителю в принятии перечисленного недвижимого имущества в казну Российской Федерации, сославшись на отсутствие потребности в данных площадях у других учреждений г. Железногорска и учитывая техническое состояние объектов, предложило рассмотреть вопрос об их списании.
Не согласившись с отказом, ГУ МЧС России по Красноярскому краю оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования частично, и обязывая МТУ Росимущества принять решение о прекращении права оперативного управления на имущество, в отношении которого такое право зарегистрировано (27 объектов), суды первой и апелляционной инстанций исходили из права заявителя на отказ от имущества и отсутствия законных оснований по непринятию МТУ Росимущества имущества в казну Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у заявителя права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Подпунктом 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение N 278), предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом указанного правового регулирования и полномочий территориального органа, суды правомерно признали, что отказ в не принятии в казну имущества, не используемого заявителем, со ссылкой на отсутствие потребности в данных площадях у других учреждений г. Железногорска, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
При этом судами принято во внимание, что спорное имущество не используется заявителем по назначению в соответствии с целями его деятельности, на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, а также то, что МЧС России протоколом от 22.12.2015 N 4-ВС согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации.
Отклоняя довод ответчика о том, что в связи с неудовлетворительным состоянием некоторых объектов заявитель должен осуществить мероприятия по их списанию в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", суды правомерно указали, что согласно положениям указанного постановления N 834 списание федерального имущества, не пригодного для дальнейшего использования по целевому назначению, не является обязанностью субъекта права оперативного управления.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о реализации ГУ МЧС России по Красноярскому краю своего права на отказ и незаконности отказа МТУ Росимущества по непринятию спорного имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования в части.
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Довод кассационной жалобы о том, что заявитель должен был обеспечить мероприятия по выделению земельных участков под объектами недвижимого имущества и регистрации в отношении них права постоянного бессрочного пользования, является несостоятельным в правовом отношении и не влияет на выводы судов о незаконности оспариваемого отказа по непринятию имущества в казну Российской Федерации, принятого ответчиком по иным основаниям.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию ответчика по спору, которая являлась предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку, по сути, основаны на ином толковании положений законодательства к установленным обстоятельствам спора, не опровергают выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2019 года по делу N А33-22943/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение N 278), предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом указанного правового регулирования и полномочий территориального органа, суды правомерно признали, что отказ в не принятии в казну имущества, не используемого заявителем, со ссылкой на отсутствие потребности в данных площадях у других учреждений г. Железногорска, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
При этом судами принято во внимание, что спорное имущество не используется заявителем по назначению в соответствии с целями его деятельности, на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, а также то, что МЧС России протоколом от 22.12.2015 N 4-ВС согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации.
Отклоняя довод ответчика о том, что в связи с неудовлетворительным состоянием некоторых объектов заявитель должен осуществить мероприятия по их списанию в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", суды правомерно указали, что согласно положениям указанного постановления N 834 списание федерального имущества, не пригодного для дальнейшего использования по целевому назначению, не является обязанностью субъекта права оперативного управления.
...
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2019 г. N Ф02-5446/19 по делу N А33-22943/2018