город Иркутск |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А19-12873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Бушханаевой А.С. (доверенность от 01.02.2019), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Галиновой Ю.С.(доверенность от 09.01.2019), Лазарева Сергея Германовича - Казанцевой Т.А. (доверенность от 04.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года по делу N А19-12873/2019,
установил:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, г. Иркутск; далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от 15.05.2019 N 038/236/19 по делу N 4-9.21-749/38-18 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лазарев Сергей Германович, открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК") в лице филиала - "Восточные электрические сети".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2019 года апелляционная жалоба предприятия возвращена заявителю в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом статей 1.7, 9.21, 24.5, 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 3, 7, 8, 8(3) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предприятие не является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающему устройству Лазарева С.Г.; подача одновременно двух заявок в разные сетевые организации в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств не допускается, в противном случае нарушается принцип однократности технологического присоединения; следующая заявка может быть подана не ранее завершения процедуры технологического присоединения по предыдущей заявке; Лазарев С.Г. предусмотренную пунктом 8 Правил технологического присоединения обязанность не выполнил, в связи с чем у предприятия не возникла обязанность осуществить технологическое присоединение; антимонопольный орган не установил надлежащий субъект ответственности, учитывая привлечение к административной ответственности двух сетевых организаций (предприятие и ОАО "ИЭСК"); судом не дана оценка доводу об отсутствии у Лазарева С.Г. земельного участка, в отношении которого подана заявка, а также не учтены изменения в Правила технологического присоединения, внесенные с 01.01.2019, согласно которым граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, не имеют права самостоятельно обращаться в сетевую организацию с заявками на технологическое присоединение; суд необоснованно отклонил доводы о том, что законный представитель предприятия - генеральный директор о времени и месте составления протокола не уведомлен, лицам, участвующим в деле, не разъяснены их права и обязанности, не были рассмотрены заявленные ходатайства; резолютивная часть решения суда не соответствует части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Иркутское УФАС России считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель Лазарева С.Г. считает судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы обращения Лазарева С.Г. (вх. от 16.10.2018 N 14802-ЭП/18) на действия ОГУЭП "Облкоммунэнерго" по ненаправлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке от 11.10.2018 N ИЭС-18/-ФЛ-748.
По результатам проведения административного расследования антимонопольный орган установил, что 11.10.2018 собственником земельного участка Лазаревым С.Г. подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства по адресу: Иркутский район, 11 км Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 15.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения срок направления проекта договора - по 25.10.2018 включительно.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" направило ответ от 15.10.2018 на указанную заявку, в котором предложило направить в адрес предприятия письмо об аннулировании заявки и все вопросы по технологическому присоединении энергопринимающего устройства решать с ДНТ "Янтарь".
По факту нарушения пункта 15 Правил технологического присоединения антимонопольным органом 20.12.2018 в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Иркутского УФАС России от 15.05.2019 N 038/236/19 по делу N 4-9.21-749/38-18 об административном правонарушении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предприятия в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого предпринимателю правонарушения, а также отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера штрафа.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 8 названных Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1)).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (пункт 15 Правил).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суд пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях предприятия состава вменяемого ему правонарушения и отсутствия у предприятия правовых оснований для отказа Лазареву С.Г. в заключении договора технологического присоединения.
Как следует из ответа от 15.10.2018 на заявку, ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ссылаясь на пункты 2.2, 8, 8(5) Правил технологического присоединения, указало, что в целях электрификации ДНТ "Янтарь" уполномоченному представителю товарищества необходимо обратиться в сетевую организацию, сети которой находятся на наименьшем расстоянии от границ земельного участка товарищества с заявкой на технологическое присоединение с предоставлением необходимых документов и сведений.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Таким образом, Лазарев С.Г. в соответствии с пунктом 8(5) Правил самостоятельно обратился в сетевую организацию с заявлением о технологическом присоединении энергопринимающих устройств.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии обстоятельств, исключающих производство по административному делу, ввиду изменения с 01.01.2019 Правил технологического присоединения, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции в качестве основания для отмены судебных актов, учитывая обращение Лазарева С.Г. с заявлением об осуществлении технологического присоединения в октябре 2018 года и отказ предприятия в период действия Правил в предыдущей редакции.
Довод предприятия, заявленный и в кассационной жалобе, о том, что оно не является ближайшей сетевой организацией, рассмотрен и правомерно отклонен судом, поскольку письмо ОГУЭП "Облкоммунэнерго" от 15.10.2018 не содержит таких выводов. Общество, обязанное в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать основания своих требований в арбитражном процессе, надлежащих доказательств наличия указанных обстоятельств не представило. Кроме того, предприятие не учитывает требования пункта 3 Правил технологического присоединения, устанавливающего обязанность сетевой организации по выполнению в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятий по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В ходе судебного разбирательства судом также был исследован и обоснованно отклонен довод ОГУЭП "Облкоммунэнерго" об отсутствии земельного участка в публичной кадастровой карте, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в технологическом присоединении энергопринимающего устройства заявителя, а при обращении с соответствующей заявкой Лазарев С.Г. представил правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения земельным участком.
Оценивая довод ОГУЭП "Облкоммунэнерго о недопустимости подачи одновременно двух заявок в разные сетевые организации в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств, суд установил, что Лазарев С.Г. подал заявку в ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 11.10.2018 после отказа 18.09.2018 в выдаче проекта договора другой сетевой организацией - ОАО "ИЭСК", то есть подача заявок происходила последовательно, что не противоречит требованиям Правил технологического присоединения.
Довод заявителя жалобы о том, что антимонопольный орган не установил надлежащий субъект ответственности, учитывая привлечение к административной ответственности двух сетевых организаций (предприятие и ОАО "ИЭСК"), не может быть принят во внимание, поскольку в действиях организаций были установлены разные составы правонарушений.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд необоснованно отклонил его доводы о наличии нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В рассматриваемом случае судом установлено, что определением антимонопольного органа от 20.11.2018 N 2968/18, адресованным, в том числе руководителю ОГУЭП "Облкоммунэнерго", срок административного расследования продлен, составление протокола об административном правонарушении назначено на 20.12.2018; факт получения названного определения подтверждается письмом от 26.11.2018 представителя предприятия Бушханаевой А.С., направившей копию акта измерений во исполнение этого определения. Протокол составлен в присутствии представителя предприятия Бушханаевой А.С. по доверенности от 01.02.2018 N 47 в соответствии с положениями статей 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полной мере реализовавшей все права, предоставляемые положениями Кодекса лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд обоснованно признал отсутствующими существенные нарушения процедуры составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, которые могут явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии резолютивной части решения требованиям части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверены, однако, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Отсутствие в резолютивной части решения сведений, указанных заявителем жалобы, не является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года по делу N А19-12873/2019, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2019 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года по делу N А19-12873/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года по делу N А19-12873/2019, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2019 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судом установлено, что определением антимонопольного органа от 20.11.2018 N 2968/18, адресованным, в том числе руководителю ОГУЭП "Облкоммунэнерго", срок административного расследования продлен, составление протокола об административном правонарушении назначено на 20.12.2018; факт получения названного определения подтверждается письмом от 26.11.2018 представителя предприятия Бушханаевой А.С., направившей копию акта измерений во исполнение этого определения. Протокол составлен в присутствии представителя предприятия Бушханаевой А.С. по доверенности от 01.02.2018 N 47 в соответствии с положениями статей 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полной мере реализовавшей все права, предоставляемые положениями Кодекса лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
...
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2019 года по делу N А19-12873/2019, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 октября 2019 года, подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2019 г. N Ф02-5605/19 по делу N А19-12873/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5605/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5605/19
13.09.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5406/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-12873/19