город Иркутск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А69-1472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва на определение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года по делу N А69-1472/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская детская больница" (ОГРН 1021700511095, ИНН 1701010753, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Тыва (ОГРН 1021700516782, ИНН 1701007327, далее - ТФОМС РТ, фонд) о признании недействительным акта проверки N 3 от 01.03.2019 в части и о взыскании судебных расходов размере 3 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года, производство по делу в части признания недействительным акта фонда проверки N 3 от 01.03.2019 прекращено. Суд первой инстанции возвратил учреждению государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
ТФОМС РТ, не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, оспариваемый акт проверки обладает признаками ненормативного правового акта, требование о восстановлении нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, а также перечислении штрафа и пеней содержится в резолютивной части акта. Акт обладает властно-распорядительным характером, содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущие неблагоприятные последствия. Суды ссылаются на пункты 24, 25 Положения (приказ N 73). Вместе с тем, в указанных пунктах говорится о результатах проверки не медицинской организации, а страховой медицинской организации, и о том, что в случае несогласия с результатом рассмотрения фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке. В приказе 73 утверждено два приложения: N 1 - положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций, приложение N 2 - положение о контроле за использованием средств ОМС за медицинскими организациями. Суды первой и апелляционной инстанций приводят нормы положения, прямо не относящиеся к предмету иска, а касающиеся деятельности страховой медицинской организации, что влечет за собой неверные выводы.
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты отменить, поскольку суд первой инстанции должен был по существу рассмотреть заявление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций, на основании приказа директора ТФОМС РТ от 16.01.2019 N 13-о/д фондом проведена проверка учреждения, предметом которой является целевое использование денежных средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2017 по 01.01.2019.
По результатам проверки составлен акт от 01.03.2019 N 3, в котором фонд зафиксировал нецелевое использование учреждением средств ОМС.
Не согласившись с выводами фонда, учреждение оспорило акт проверки в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что акт проверки не является ненормативным правовым актом и не может быть оспорен в суде, в связи с чем производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы приходит к следующим выводам.
Под нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
На основании части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Из содержания статьи 38 Закона N 326-ФЗ следует, что территориальный фонд заключает со страховой медицинской организацией договор о финансовом обеспечении ОМС. Получаемые на основании такого договора средства имеют целевой характер, направляются на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 11 указанной статьи за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Средства, использованные не по целевому назначению, страховая медицинская организация возмещает за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования территориальным фондом (часть 12 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Вывод судов о том, что оспоренный учреждением акт проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в судебном порядке, сделан при неправильном применении норм права.
На основании подпункта 12 части 7 статьи 34, части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8, подпунктов 9.4, 9.9, 9.15, 9.19, 9.24 пункта 9 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н, ТФОМС осуществляет следующие полномочия страховщика: контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями (медицинскими организациями), в том числе проводит проверки и ревизии; рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об ОМС; предъявляет к страховой медицинской организации (медицинской организации) требования о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных указанным лицам по договорам о финансовом обеспечении ОМС и на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные полномочия территориального фонда осуществляются в порядке, установленном приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 73).
Согласно пункту 26 приложения N 1 и пункту 27 приложения N 2 к Приказу N 73 возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации, медицинской организацией) на основании акта проверки в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации, медицинская организация) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке (абзац 5 пункта 25 приложения N 1 и абзац 5 пункта 28 приложения N 2 к Приказу N 73).
Таким образом, акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Следовательно, акт проверки ТФОМС является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа приходит к выводу, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение по рассмотрению заявления учреждения об оспаривании акта проверки, поскольку спор по существу не рассмотрен, цель судебного разбирательства не достигнута - при рассмотрении дела по существу не произведена оценка законности выводов, изложенных в акте проверки.
Учитывая, что судами допущены существенные нарушения норм права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов учреждения, определение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года по делу N А69-1472/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по тому же делу подлежат отмене на основании части 1 и части 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело N А69-1472/2019 - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 этого же Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения правовых норм, разрешить вопросы об обоснованности заявленного требования, исследовать и оценить доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 августа 2019 года по делу N А69-1472/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации, медицинская организация) вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке (абзац 5 пункта 25 приложения N 1 и абзац 5 пункта 28 приложения N 2 к Приказу N 73).
Таким образом, акт проверки ТФОМС - это окончательный документ, который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит в себе выводы, на основании которых фонд устанавливает и подтверждает в действиях проверяемого лица нецелевое использование бюджетных средств, содержит властно-распорядительные предписания, обязательные к применению, и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению (часть 12 статьи 38, часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2019 г. N Ф02-6261/19 по делу N А69-1472/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6261/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6261/19
11.10.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6458/19
12.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1472/19