город Иркутск |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А33-30241/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Суворовой Ольги Геннадьевны на решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2019 года по делу N А33-30241/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Суворова Ольга Геннадьевна (ИНН 246204714975, ОГРН 304246220200100, далее - заявитель, предприниматель, ИП Суворова О.Г.) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент) о признании решения об отказе в продлении срока действия договора аренды земельного участка N 329 от 22.02.2014 незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление о продлении срока действия договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением, по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Железнодорожников, 20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее - департамент градостроительства).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам кассационной жалобы договор на размещение временного сооружения является основанием для заключения договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением; законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления; учитывая, что между ИП Суворовой О.Г. и департаментом градостроительства заключен договор на размещение временного сооружения N С/13398 от 23.12.2013, срок действия которого не истек (дополнительным соглашением продлен до 01.01.2020), департаментом нарушены положения законодательства, устанавливающие основания для заключения договора аренды земельного участка; также заявитель полагает, что основания для отказа в продлении договора аренды земельного участка N 329 от 22.04.2014 при наличии заключенного и действующего договора на размещение временного сооружения отсутствуют.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ИП Суворовой О.Г. (владелец) и департаментом градостроительства заключен договор N С/13398 от 23.12.2013 на размещение временного сооружения, срок действия которого установлен с 01.10.2013 по 31.12.2014. Дополнительным соглашением N С/8364/с от 17.02.2017 срок действия договора продлен по 01.01.2020.
Также между предпринимателем (арендатор) и департаментом (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка N 329 от 20.02.2014, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, учетным номером 02 00 077:0084, находящийся по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Железнодорожников, 20, для использования в целях размещения временного сооружения, сроком с 23.12.2013 по 22.11.2014.
Пунктом 6.4 договора предусмотрено, что договор подлежит досрочному расторжению в случае истребования земельного участка, на котором размещается временное сооружение, для реализации документов территориального планирования и документации по планировке города Красноярска, а также в иных случаях, связанных с муниципальными нуждами или предусмотренных действующим законодательством.
Земельный участок передан по акту приема-передачи 01.10.2013.
Дополнением N 4285 от 03.09.2015 срок действия договора продлен по 29.11.2015. Дополнением N 5704-вс от 05.12.2017 срок действия договора продлен по 30.10.2018.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 3372-недв от 27.07.2017 Муниципальному казенному учреждению города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - учреждение) предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:1576 площадью 46542 кв. м по адресу: г.Красноярск, автодорога, ул. Железнодорожников.
Заявлением вх. N С-15682 от 25.09.2018 предприниматель обратилась в департамент с просьбой продлить договор аренды земельного участка N 329 от 20.02.2014.
Письмом N С-15682 от 23.10.2018 департамент отказал в продлении договора аренды земельного участка, указав, что границы земельного участка с учетным номером 02 00 077:0084, на котором расположено временное сооружение (павильон), размещенный на основании договора на размещение временного сооружения N С/13398 от 23.12.2013, имеет пересечение (67,01 кв. м) с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0000000:1576, который предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование
Не согласившись с решением департамента, изложенным в письме N С-15682 от 23.10.2018, ИП Суворова О.Г. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что права предпринимателя оспариваемым решением департамента не нарушены, поскольку правовые основания для продления срока действия договора аренды спорного земельного участка в рассматриваемом случае отсутствуют.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда, признав их законными и обоснованными.
Из положений статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1). Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (пункт 2).
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, постановлением администрации г. Красноярска от 28.11.2014 N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (далее - Положение N 809).
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве в случае, если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок.
Из изложенных норм материального права следует, что законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации права на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе. В этой связи права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель должны быть оформлены посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или договора аренды земельного участка.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно установили, что договор аренды земельного участка N 329 от 20.02.2014 прекращен в связи с окончанием срока его действия, а размещение спорных нестационарных торговых объектов осуществляется предпринимателем на основании схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска и действующего договора на размещение временного сооружения N С/13398 от 23.12.2013, при этом торговые объекты из указанной схемы размещения не исключены, доказательства расторжения либо прекращения действия данного договора отсутствуют.
При таких обстоятельствах, руководствуясь изложенными нормами материального права, суды пришли к правильному выводу о том, что права предпринимателя решением департамента, выраженным в письме N С-15682 от 23.10.2018, не нарушаются, поскольку правовые основания для продления срока действия договора аренды земельного участка N 329 от 20.02.2014 в рассматриваемом случае отсутствуют.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу фактических обстоятельств, отличных от установленных судами, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований, установленных статьей 288 АПК РФ, для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 мая 2019 года по делу N А33-30241/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частями 1, 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф02-5882/19 по делу N А33-30241/2018
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5882/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5882/19
26.07.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4220/19
17.05.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-30241/18