город Иркутск |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А19-14185/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Звечаровской Т.А., Клепиковой М.А.,
при участии представителей общества с ограниченной ответственностью "Сибэнергоактив-Иркутск" Ситак О.А. (доверенность от 09.01.2019, паспорт, диплом), общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" Куимова В.И. (доверенность от 07.08.2019, паспорт), открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Марченко Ю.А. (доверенность N юр-7 от 11.01.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибэнергоактив-Иркутск" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-14185/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН: 1073808009659, ИНН: 3808166404, далее - ООО "Иркутскэнергосбыт", истец) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Сибэнергоактив-Иркутск" (ОГРН: 1173850032652, ИНН: 3808201183, далее - ООО "Сибэнергоактив-Иркутск", ответчик) о взыскании 3 617 665 рублей 61 копеек, составляющих стоимость потерь электрической энергии в сетях.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго"), открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания", акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания", акционерное общество "Ангарский Электролизный Химический комбинат" (далее - АО "Ангарский ЭХК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Сибэнергоактив-Иркутск" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии у него в спорный период статуса сетевой организации, указывает на его соответствие в спорный период критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - постановление N 184), в связи с чем полагает, что при расчетах неверно применен тариф для иных владельцев объектов электросетевого хозяйства.
ООО "Иркутскэнергосбыт" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ООО "Сибэнергоактив-Иркутск" поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, представители истца и третьего лица, ссылаясь на правомерность принятых по делу судебных актов, возражали против доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование гарантирующего поставщика о взыскании стоимости потерь электроэнергии, возникших в сетях владельца объектов электросетевого хозяйства в феврале - марте 2018 года.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Иркутской области, в том числе населению и иным потребителям г. Ангарска, через взаимодействие с сетевыми организациями ОГУЭП "Облкоммунэнерго", АО "Ангарский ЭХК".
ООО "Сибэнергоактив-Иркутск" на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства - трансформаторные подстанции и линии электропередачи (ранее принадлежащие ОАО "Ангарское управление строительства"), расположенные в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, через которые энергопринимающие устройства ряда потребителей г. Ангарска опосредованно присоединены к электрическим сетям двух сетевых организации - ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и АО "Ангарский ЭХК" и гарантирующему поставщику ООО "Иркутскэнергосбыт".
Неоплата ответчиком стоимости потерь электрической энергии за февраль 2018 года - 714 657 кВт ч и за март 2018 год - 512 404 кВт ч на общую сумму 3 617 665 рублей 61 копейки, послужила основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании суммы задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 13881/11, исходили из обязанности ответчика как владельца объектов электросетевого хозяйства по оплате стоимости потерь электроэнергии, возникших в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь в сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электроэнергию на оптовом рынке, в силу абзаца 1 пункта 128 Основных положений N 442, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электроэнергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III этого документа.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электроэнергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем ее приобретения по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электроэнергии. При этом определение объема фактических потерь электроэнергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном в разделе X данного документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений N 442).
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электроэнергии для целей компенсации ее потерь сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства в силу пункта 130 Основных положений N 442 оплачивают стоимость фактических потерь гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из анализа указанных норм следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электроэнергии, возникающих в принадлежащих им сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций, отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации и установленного для нее тарифа, не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (ведомости потребления электроэнергии, акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности, схему электроснабжения, справку о потреблении от ангарских электрических сетей), суды первой и апелляционной инстанций, определив объем потерь электрической энергии в сетях ответчика, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы о применении в расчетах неверного тарифа со ссылкой на постановление N 184 отклоняются судом округа.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением N 184.
Согласно положениям пункта 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Следовательно, ООО "Сибэнергоактив-Иркутск" приобрело статус сетевой организации после проверки его на соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и установления для него службой по тарифам индивидуального тарифа.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций верно пришли к выводу о применении в расчетах тарифа для сетевой организации с 28.03.2018, после установления приказом Службы по тарифам Иркутской области от 23.03.2018 N 48-спр (приказ вступил в силу с 28.03.2018) тарифа для ООО "Сибэнергоактив-Иркутск".
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов, касающихся фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Изложенные в судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2018 года по делу N А19-14185/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением N 184.
Согласно положениям пункта 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2019 г. N Ф02-6144/19 по делу N А19-14185/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6144/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6144/19
27.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1002/19
25.12.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-14185/18