г. Иркутск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А58-6091/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2019 года по делу N А58-6091/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187, далее - общество, ПАО "ЯТЭК") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган, территориальный орган Росстата) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 151 от 31.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 августа 2019 года (путем подписания резолютивной части), удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В связи с поступлением от общества соответствующего ходатайства 21 августа 2019 года судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение по делу.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, суды неправомерно не применили положения абзаца 5 пункта 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 16.05.1994 за регистрационным номером 766.
12.04.2019 должностным лицом административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организаций" за 2018 год.
По данному факту административным органом 15.05.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением административного органа N 1515 от 31.05.2019 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления административного органа.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (части 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 282-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения (часть 3); формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4); сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных (часть 5).
В соответствии со статьей 8 названного закона респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 1); юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям (часть 6); условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (абзац 1); формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (абзац 2).
Приказом Росстата от 06.08.2018 N 487 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена, в том числе форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", которую предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), в том числе в сфере добычи полезных ископаемых (Раздел B).
Поскольку общество осуществляет деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у него обязанности по представлению в территориальный орган Росстата первичных статистических данных по форме 4-инновация за 2018 год не позднее 02.04.2019. Вместе с тем, соответствующая обязанность обществом не была исполнена, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеизложенное бездействие общества образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ; вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами, материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, а также объективной невозможности исполнения соответствующих требований; процедура привлечения общества к административной ответственности управлением соблюдена.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что обжалуемым постановлением общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод общества о том, что оно не было письменно проинформировано о наличии обязанности по представлению спорных сведений статистической отчетности, правомерно отклонен судами в силу следующего.
Из пункта 4 Положения N 620 следует, что субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления (абзац 4). В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента (абзац 5). Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении (абзац 6).
Таким образом, из буквального толкования пункта 4 Положения N 620 не следует, что письменное информирование является единственным способом информирования респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения.
Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, на официальном сайте территориального органа Росстата sakha.gks.ru размещен перечень отчетности, подлежащей предоставлению обществом, в том числе форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", суды пришли к правильному выводу о том, что последнее было надлежащим образом уведомлено о наличии обязанности по представлению соответствующих первичных статистических данных в установленный срок.
Существенных нарушений судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288.2 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2019 года по делу N А58-6091/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Росстата от 06.08.2018 N 487 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" утверждена, в том числе форма N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", которую предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, осуществляющие экономическую деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), в том числе в сфере добычи полезных ископаемых (Раздел B).
...
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеизложенное бездействие общества образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ; вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами, материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, а также объективной невозможности исполнения соответствующих требований; процедура привлечения общества к административной ответственности управлением соблюдена.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что обжалуемым постановлением общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2019 г. N Ф02-6546/19 по делу N А58-6091/2019