город Иркутск |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А19-1603/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца- федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 32 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу N А19-1603/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
федеральное казенное учреждение "Объединение исправительных колоний N 8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (переименованное на основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 13.06.2019 N 422 в федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 32 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области", далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Колешко Виктору Валерьевичу (ОГРН 304380623200022, г.Зима, далее - предприниматель Колешко В.В., ответчик) о взыскании 33 330 рублей пени за просрочку исполнения обязательств, 44 000 рублей штрафа за ненадлежащее исполнение обязательства по государственному контракту N 239 от 29.08.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 22 июля 2019 года и постановление суда апелляционной инстанции от 16 октября 2019 года отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что выводы судов о том, что истцом не доказан факт наступления исполнения ответчиком обязательств по государственному контракту являются не состоятельными, так как в ведомости оказания услуг, Приложение N 1 к государственному контракту, срок оказания услуг установлен вне зависимости от направления заявки. Ответчиком в адрес истца не предоставлено информации о том, что он не может оказать транспортные услуги, связанные с перевозкой груза автомобильным транспортом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.08.2017 между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен государственный контракт N 239 на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортном, по условиям которого исполнитель обязуется оказать государственному заказчику услуги: прочая закупка товаров, работ и услугу для обеспечения государственных нужд (оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов (сортимента хвойных и других пород дерева) автомобильным транспортом грузоподъемностью не менее 15 тонн) (далее оказание услуг) в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью выполнения работ (приложение N1 к контракту), а государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату оказанных услуг, согласно условиям контракта (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта составляет 440 000 рублей и включает в себя стоимость услуг, затраты на оплату горюче-смазочных материалов, услуг по управлению автомобилем, расходы, понесенные исполнителем в интересах государственного заказчика, расходы по оформлению различных документов, оплату налогов, пошлин и других платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением обязательств по контракту (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 2.1.4 контракта государственный заказчик (истец) обязан своевременно предоставить исполнителю информацию, необходимую для исполнения контракта, а также письменную заявку с указанием наименования, состава и объема оказания услуг.
Исполнитель обязан оказать услуги на условиях, предусмотренных контрактом, обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также с учетом специфики оказываемых услуг - обычно предъявляемым требованиям к такого рода услугам (пункт 2.3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.3.2 контракта исполнитель обязан своевременно предоставить достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Согласно пункту 5.1 контракта, исполнитель своими силами и на своем автотранспорте оказывает государственному заказчику транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью оказания услуг (приложение N 1 к контракту) и иными условиями контракта.
В соответствии с ведомостью выполнения работ (приложение N 1 к контракту) ответчик обязан был с момента заключения контракта по 29.12.2017 оказать транспортно- экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов (сортимента хвойных и других пород дерева) автомобильным транспортом грузоподъемностью не менее 15 тонн (длина сортимента 4 метра d не менее 18 см.)
В соответствии с пунктом 5.3 контракта оказание услуг исполнителем осуществляется на основании заполненного и подписанного государственным заказчиком "Поручения экспедитору", бланк которого оформляется в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" и форма которого предусмотрена в Приложении N 2 к контракту, которое направляется государственным заказчиком исполнителю с электронной почты государственного заказчика (oik8@mail.ru) на электронную почту исполнителя (lukinichna@bk.ru) не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала оказания услуг (погрузки груза в месте погрузки), с указанием данных о характере груза, маркировке, весе, объеме, даты, времени и места подачи грузового автотранспортного средства, сроках доставки груза до грузополучателя и других характеристик.
Исполнитель рассматривает "Поручение экспедитора" в течение 2 рабочих дней со дня его получения по электронной почте и в эти же сроки направляет его обратно государственному заказчику на электронную почту государственного заказчика (oik8@mail.ru) с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа (пункт 5.4 контракта).
Пунктом 5.5 контракта предусмотрено, что "Поручение экспедитору" подлежит исполнению в течение 1 рабочего дня со дня направления исполнителем государственному заказчику по электронной почте "Поручения экспедитору" с отметкой о подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг. В случае, если исполнитель в течение 2 рабочих дней со дня получения от государственного заказчика "Поручения экспедитора", направленного государственным заказчиком с электронной почты государственного заказчика (oik8@mail.ru) на электронную почту исполнителя, не направит "Поручение экспедитора" обратно государственному заказчику на электронную почту государственного заказчика с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа, то "Поручение экспедитору" подлежит исполнению в течение 1 рабочего дня со дня истечения двухдневного срока, предусмотренного пунктом 5.4 контракта для рассмотрения исполнителем "Поручения экспедитору" и направления его обратно государственному заказчику на электронную почту государственного заказчика (oik8@mail.ru) с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.
Соглашением о расторжении государственного контракта N 36 от 09.04.2018 стороны по взаимному согласию сторон расторгли указанный государственный контракт.
Пунктом 8.5 контракта стороны установили, в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе нарушения срока оказания услуг, просрочки исполнения иных обязательств), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает государственному заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем, и определяется по формуле, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размере пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 8.6 контракта в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств (в том числе в случае, если услуги (в том числе отдельный этап исполнения контракта) не будут оказаны к моменту окончания срока действия контракта в полном объеме, за иное неисполнение обязательств), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает государственному заказчику штраф в виде фиксированной суммы, определенной в следующем порядке: 10% цены контракта, указанной в пункте 3.1 контракта, что составляет 44 000 рублей.
Поскольку до момента расторжения контракта, то есть до 09.04.2018, транспортно- экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов (сортимента хвойных и других пород дерева) автомобильным транспортом ответчиком не выполнены, истец начислил пени по пункту 8.5 контракта за период с 30.12.2017 по 08.04.2018 в размере 33 300 рублей, а также штраф по пункту 8.6 контракта в размере 44 000 рублей.
С целью досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 8/3/1-6374 от 13.11.2018 с требованием оплатить пени и штраф в течение 5 рабочих дней с момента получения претензии.
Названная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно- экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия контракта и установив, что для оказания ответчиком услуг по государственному контракту необходимо было направление истцом на электронную почту ответчика "Поручения экспедитору", обязанность ответчика по оказанию транспортно-экспедиционных услуг напрямую зависит от обязанности истца своевременно представить исполнителю письменную заявку с указанием наименования, состава и объема оказания услуг, однако факт направления ответчику предусмотренных контрактом письменных заявок истец не подтвердил, суды пришли к правильному выводу, что истцом не доказан факт наступления исполнения обязательств по государственному контракту ответчиком, а соответственно не доказан факт просрочки исполнения обязательств, не исполнение ответчиком государственного контракта было вызвано действиями самого заказчика, выразившимися в ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных пунктами 2.1.4, 5.3 контракта.
Кроме того, как правильно указали суды, соглашение о расторжении государственного контракта N 36 от 09.04.2018 не содержит положений о расторжении контракта по причине ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств.
Ссылка истца на пункт 5.1 контракта, правомерно не принята судами как основанная на неверном толковании положений пунктов 5.1, 5.3 контракта.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу N А19-1603/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июля 2019 года по делу N А19-1603/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8.5 контракта стороны установили, в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе нарушения срока оказания услуг, просрочки исполнения иных обязательств), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает государственному заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем, и определяется по формуле, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размере пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
...
Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно- экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2019 г. N Ф02-6887/19 по делу N А19-1603/2019