город Иркутск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А19-7673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года по делу N А19-7673/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН: 1053848032347, ИНН: 3821013291, г. Шелехов; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании 1 400 758 рублей 90 копеек расходов, понесенных в связи с обеспечением гражданина-инвалида жилым помещением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального права.
Министерство финансов указывает, что финансирование предоставления гражданам-инвалидам жилых помещений во внеочередном порядке является расходным обязательством Российской Федерации. Иркутская область выполнила обязанность по предоставлению отдельным категориям граждан социальных выплат на приобретение жилых помещений посредством принятия соответствующих правовых актов в социальной сфере и финансирования их за счет собственных средств. В рассматриваемом случае гражданин-инвалид не подпадает под действия Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ). Надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Огнева Дарья Иннокентьевна (далее - Огнева Д.И.) является ребенком-инвалидом и страдает заболеванием (диагноз F71.02), попадающим под перечень заболеваний, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовал в спорный период; далее - Перечень N 378).
Согласно постановлению администрации от 25.04.2017 N 537па семья Огневой Натальи Сергеевны (мать Огневой Д.И.), состоящая из четырех человек, признана малоимущей, включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 29.06.2018 по гражданскому делу N 2-578/2018 на администрацию возложена обязанность по предоставлению семье в составе Огневой Н.С. и Огневой Д.И. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 14 кв.м, на одного человека, и с учетом права на дополнительную площадь, т.е. не менее 33 кв.м.
Постановлением администрации от 06.02.2019 N 140па Огневой Д.И., как инвалиду, предоставлено жилое помещение (однокомнатная квартира) стоимостью 1 400 758 рублей 90 копеек (договор социального найма жилого помещения от 14.02.2019).
Полагая, что расходы в размере 1 400 758 рублей 90 копеек, связанные с приобретением жилого помещения для ребенка-инвалида Огневой Д.И., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Иркутской области в лице министерства финансов как уполномоченного лица.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела.
Поскольку решением Думы города Шелехова от 26.05.2006 для г. Шелехова установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м общей площади на одного человека, решением Думы Шелеховского городского поселения от 19.10.2017 N 36рд на территории г. Шелехова установлен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого дополнительно к учетной норме жилого помещения гражданам-инвалидам, в размере 5 кв.м, то предоставление ребенку-инвалиду Огневой Д.И., страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения общей площадью 33,1 кв.м, не противоречит жилищному законодательству (статьи 17, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что диагноз Огневой Д.И. с 01.01.2018 не относится к тяжелым формам хронических заболеваний, в связи с изданием Министерством здравоохранения Российской Федерации приказа от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", не является основанием для отказа инвалиду в предоставлении жилого помещения, поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у Огневой Д.И. до изменения законодательства (часть 1 статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следовательно, инвалид должен был получить жилое помещение немедленно после возникновения такого права.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область. Замена не требуется, так как в данном случае министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм права самим заявителем, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года по делу N А19-7673/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку решением Думы города Шелехова от 26.05.2006 для г. Шелехова установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м общей площади на одного человека, решением Думы Шелеховского городского поселения от 19.10.2017 N 36рд на территории г. Шелехова установлен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого дополнительно к учетной норме жилого помещения гражданам-инвалидам, в размере 5 кв.м, то предоставление ребенку-инвалиду Огневой Д.И., страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения общей площадью 33,1 кв.м, не противоречит жилищному законодательству (статьи 17, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что диагноз Огневой Д.И. с 01.01.2018 не относится к тяжелым формам хронических заболеваний, в связи с изданием Министерством здравоохранения Российской Федерации приказа от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", не является основанием для отказа инвалиду в предоставлении жилого помещения, поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у Огневой Д.И. до изменения законодательства (часть 1 статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следовательно, инвалид должен был получить жилое помещение немедленно после возникновения такого права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2019 г. N Ф02-6137/19 по делу N А19-7673/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6137/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6137/19
08.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4755/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7673/19