г. Чита |
|
8 октября 2019 г. |
Дело N А19-7673/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рябковым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года по делу N А19-7673/2019 по иску Администрации Шелеховского городского поселения (ОГРН1053848032347, ИНН 3821013291, 666034, Иркутская область, город Шелехов, улица Ленина, дом 15) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, 664027, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, 1, А) о взыскании денежных средств,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация Шелеховского городского поселения обратилась в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании расходов, понесенных в связи с обеспечением жилым помещением в льготном порядке в размере 1 400 758 руб. 90 коп.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области в пользу Администрации Шелеховского городского поселения убытки в размере 1 400 758 руб. 90 коп.
Не согласившись с принятым решением, как необоснованным, Министерство финансов Иркутской области в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Считает, что действующее законодательство не устанавливает обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению по договорам социального найма и в собственность жилья инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 ЖК РФ должно производиться за счет средств Российской Федерации. Просит решение суда отменить.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, ответчика в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях решения проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих на территории Шелеховского городского поселения (города Шелехова) и нуждающихся в жилых помещениях, на основании статей 14,50 Жилищного кодекса Российской федерации, статьями 8,42 Устава города Шелехова, Дума города Шелехова решила установить для города Шелехова норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади на одного человека.
Согласно справке МБУЗ Шелеховского района "Шелеховская центральная районная больница" ВК N 1293 Огнева Д.И. ребенок-инвалид; по состоянию здоровья нуждается в улучшении жилищных условий, поставлен диагноз F-71.02.
Постановлением Администрации Шелеховского городского поселения от 25.04.2017 N 537па Огнева Н.С. признана малоимущей. Состав семьи 4 человека.
Согласно решению Шелеховского городского суда Иркутской области от 28.06.2018 по гражданскому делу N 2-578/2018 исковые требования Огнева И.В., Огневой Н.С. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Землина Д.А. и Огневой Д.И. к Администрации Шелеховского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию Шелеховского городского поселения предоставить семье в составе: Огневой Н.С., 12.05.1986 года рождения, и Огневой Д.И., 03.08.2012 года рождения, жилое помещение благоустроенное применительно к условиям г. Шелехова Иркутской области, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящимся в черте г. Шелехова Иркутской области, по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 14 кв.м., на одного человека и с учетом права на дополнительную площадь, т.е. не менее 33 кв.м.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12.09.2018 решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28.06.2018 по гражданскому делу N 2-578/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Администрации Шелеховского городского поселения от 06.02.2019 N 140па постановлено предоставить Огневой Д.И. по договору социального найма жилое помещение, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 33,1 кв.м., по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 4 квартал, д. 24, кв. 35, состав семьи 2 человек. Заключить с Огневой Д.И. договор социального найма жилого помещения, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 33,1 кв.м., по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 4 квартал, д. 24, кв. 35, состав семьи 2 человек.
Между Огневой Д.И. и Администрацией Шелеховского городского поселения заключен договор социального найма жилого помещения от 14.02.2019, согласно условиям которого Администрация Шелеховского городского поселения передает Огневой Д.И. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире общей площадью 33,1 кв.м., по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 4 квартал, д. 24, кв. 35, находящееся на 4 этаже пятиэтажного многоквартирного дома для проживания в нем.
Актом приема-передачи от 14.02.2019 Администрация Шелеховского городского поселения передала, а Огнева Д.И. приняла жилое помещение, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 4 квартал, д. 24, кв. 35.
Письмом от 19.02.2019 истец обратился к ответчику с тем, что предоставление гражданину по договору социального найма жилого помещения не относится к расходным обязательствам города Шелехова как муниципального образования, лишает городское поселение права свободного распоряжения вышеуказанной квартирой, свидетельствует о наличии в местном бюджете убытков в размере 1 400 758 руб. 90 коп., исчисленных по формуле (33,1 * 42 319), где первая цифра равна общей площади жилого помещения, а вторая цифра указана в приказе Минстроя России от 19.12.2018 N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019" в качестве стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Иркутской области. Заявитель и ребенок-инвалид как семья, имеющая ребенка-инвалида, поставлены на учет 25.04.2017, то обеспечение жильем финансируется за счет средств бюджета Иркутской области.
Администрация Шелеховского городского поселения просила Министерство финансов Иркутской области разрешить вопрос о компенсации местному бюджету города Шелехова из бюджета Иркутской области денежных средств в размере 1 400 758 руб. 90 коп. убытков, понесенных Шелеховским городским поселением в связи с предоставлением Огневой Д.И., Огневой Н.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Министерство финансов Иркутской области в письме от 06.03.2019 сообщило, что Шелеховским городским судом Иркутской области по делу N 2-578/2018 было вынесено решение от 29.06.2018, которым суд обязал администрацию Шелеховского городского поселения предоставить Огневой Н.С. и Огневой Д.И. жилое помещение по договору социального найма; ответчиком по указанному судебному акту является администрация Шелеховского городского поселения. Основания для возмещения расходов при обеспечении жилым помещением Администрация Шелеховского городского поселения отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 17 Закона N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О указано, что Закон N 131-ФЗ относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Положениями статей 14, 50 Закона N 131-ФЗ, статей 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации. Данный вывод был подтвержден также в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
В данном случае расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Постановления Администрации Шелеховского городского поселения от 25.04.2017 N 537па Огнева Н.С. признана малоимущей. Состав семьи 4 человека. Пунктом 2 названного постановления установлено признать указанного в пункте 1 настоящего постановления гражданина нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно справке МБУЗ Шелеховского района "Шелеховская центральная районная больница" Огнева Д.И. по состоянию здоровья нуждается в улучшении жилищных условий, заболевание Огневой Д.И. относится к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 7 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Актом приема-передачи от 14.02.2019 Администрация Шелеховского городского поселения передал, а Огнева Д.И. приняла жилое помещение, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, 4 квартал, д. 24, кв. 35.
Учитывая, что орган местного самоуправления выполнил обязанность по предоставлению жилого помещения Огневой Д.И., но не получил от субъекта Российской Федерации компенсации стоимости квартиры, суд первой инстанции правомерно признал требования Администрации подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Более того, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, осуществляются за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержат, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2019 года по делу N А19-7673/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В.Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7673/2019
Истец: Администрация Шелеховского городского поселения
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6137/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6137/19
08.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4755/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7673/19