город Иркутск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А78-19248/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Артемьевой А.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Ганиевой С.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Давыдовой А.В. (доверенность от 06.08.2016 N 11); акционерного общества "Силикатный завод" Никонова Е.А. (доверенность от 06.06.2019 N 19-18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 августа 2019 года по делу N А78-19248/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество "Силикатный завод" (ОГРН 1027501156275, ИНН 7534000698, г. Чита; далее - АО "Силикатный завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее также - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) по принятию на учет в качестве бесхозяйной недвижимости по адресам:
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от границ тепловой камеры ОАО "Силикатный завод" до границ домовладений микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32: 000000:3186;
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32: 000000:3183;
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32:000000:3179;
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий ул. Боровая 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11; ул. Казачья 5, 22, 22а, 22б, 24, 24а, 26, 26а под кадастровым номером N 75:32: 000000:3172;
и об обязании аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости по указанным адресам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа "Город Чита" (далее - Администрация) и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года, признаны незаконными действия Управления по принятию на учет в качестве бесхозяйной недвижимости по адресам: Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32: 000000:3183; Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32:000000:3179; Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий ул. Боровая 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11; ул. Казачья 5, 22, 22а, 22б, 24, 24а, 26, 26а под кадастровым номером N 75:32: 000000:3172. На Управление возложена обязанность аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости по указанным адресам. В части требования относительно адреса: Забайкальский край, г. Чита, трасса от границ тепловой камеры ОАО "Силикатный завод" до границ домовладений микрорайона "Силикатный", под кадастровым номером 75:32: 000000:3186 производство по делу прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований.
Управление Росреестра по Забайкальскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 3, 26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), неприменения судами пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент), пункта 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 (далее - Порядок N 931), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у Управления отсутствовали установленные Федеральным законом N 218-ФЗ и Порядком N 931 основания для отказа в постановке на учет или приостановления государственной регистрации указанных объектов недвижимости; на момент постановки на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества распоряжения Комитета от 25.07.2018 N 460 и от 15.06.2018 N 386 не были признаны незаконными; письмо АО "Силикатный завод" не содержало идентифицирующих признаков объектов недвижимости, правоустанавливающий документ не представлен.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Силикатный завод" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Администрация и Комитет своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Управления Росреестра по Забайкальскому краю и АО "Силикатный завод" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитетом изданы распоряжения от 15.06.2018 N 386, от 25.07.2018 N 460 о постановке в Управлении Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю инженерных сетей в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
На основании упомянутых распоряжений Комитет обратился в Управление с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости по адресам:
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32: 000000:3183;
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 микрорайона "Силикатный" под кадастровым номером N 75:32:000000:3179;
- Забайкальский край, г. Чита, трасса от ЦТП по ул. Боровая до стен зданий ул. Боровая 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11; ул. Казачья 5, 22, 22а, 22б, 24, 24а, 26, 26а под кадастровым номером N 75:32: 000000:3172.
05.10.2018 общество в адрес филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю" направило письмо, которым уведомило о том, что оно является законным владельцем вышеуказанных сетей, просит отменить постановку на кадастровый учет сетей как бесхозяйных; приложило документы, подтверждающие факт эксплуатации спорных сетей в течение 40 лет.
Данное письмо было переадресовано в адрес Управления.
09.11.2018 Управление Росреестра сообщило обществу, что идентифицировать спорные объекты недвижимого имущества не представляется возможным.
Управлением Росреестра по Забайкальскому краю вышеуказанные объекты недвижимости поставлены на государственный кадастровый учет как бесхозяйные.
АО "Силикатный завод", полагая, что действия Управления Росреестра по Забайкальскому краю по постановке указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые действия Управления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А78-18790/2018, суды установили, что спорное имущество длительное время находится в открытом и непрерывном владении общества, которое осуществляет в отношении данного имущества все правомочия собственника, о чем свидетельствуют решение N 550 от 30.10.1992 Комитета по управлению имуществом Читинской области об утверждении плана приватизации государственного предприятия "Силикатный завод", правопреемником прав и обязанностей которого является общество; распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Администрации Читинской области N 1979 от 17.11.2003 "О внесении изменений и дополнений в Акты оценки стоимости имущества государственного арендно-кооперативного предприятия "Силикатный завод"; сметная документация N 5912-6-СМ и N 5912-5-СМ от 2015 года на жилой комплекс по ул. Казачья в п. Антипиха (жилой дом N 6). Вышеуказанные сети холодного водоснабжения стоят на балансе АО "Силикатный завод", общество ежегодно уплачивает налог на имущество в отношении сетей, производит ремонт сетей и оборудования холодного водоснабжения, оплату персоналу за ремонт, охрану, оплачивает электрическую энергию и расходные материалы. Статьи расходов на эксплуатацию обществом соответствующих сетей учтены Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в тарифе по холодному водоснабжению. Из Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Чита" не следует наличие бесхозяйных сетей.
Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание, что при наличии сообщения общества от 05.10.2018 о том, что оно является законным владельцем вышеуказанных сетей, Управление в нарушение статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ не осуществило проверку действительности поданных ГО "город Чита" заявлений и не предприняло меры по выяснению, являются ли сети действительно бесхозяйными или у них имеется владелец, суды мотивированно признали, что у Управления Росреестра по Забайкальскому краю отсутствовали правовые основания для государственного кадастрового учета спорных объектов в качестве бесхозяйных.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 августа 2019 года по делу N А78-19248/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А78-18790/2018, суды установили, что спорное имущество длительное время находится в открытом и непрерывном владении общества, которое осуществляет в отношении данного имущества все правомочия собственника, о чем свидетельствуют решение N 550 от 30.10.1992 Комитета по управлению имуществом Читинской области об утверждении плана приватизации государственного предприятия "Силикатный завод", правопреемником прав и обязанностей которого является общество; распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Администрации Читинской области N 1979 от 17.11.2003 "О внесении изменений и дополнений в Акты оценки стоимости имущества государственного арендно-кооперативного предприятия "Силикатный завод"; сметная документация N 5912-6-СМ и N 5912-5-СМ от 2015 года на жилой комплекс по ул. Казачья в п. Антипиха (жилой дом N 6). Вышеуказанные сети холодного водоснабжения стоят на балансе АО "Силикатный завод", общество ежегодно уплачивает налог на имущество в отношении сетей, производит ремонт сетей и оборудования холодного водоснабжения, оплату персоналу за ремонт, охрану, оплачивает электрическую энергию и расходные материалы. Статьи расходов на эксплуатацию обществом соответствующих сетей учтены Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в тарифе по холодному водоснабжению. Из Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа "Город Чита" не следует наличие бесхозяйных сетей.
Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, принимая во внимание, что при наличии сообщения общества от 05.10.2018 о том, что оно является законным владельцем вышеуказанных сетей, Управление в нарушение статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ не осуществило проверку действительности поданных ГО "город Чита" заявлений и не предприняло меры по выяснению, являются ли сети действительно бесхозяйными или у них имеется владелец, суды мотивированно признали, что у Управления Росреестра по Забайкальскому краю отсутствовали правовые основания для государственного кадастрового учета спорных объектов в качестве бесхозяйных."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 декабря 2019 г. N Ф02-6547/19 по делу N А78-19248/2018
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6547/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6547/19
08.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5265/19
06.08.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-19248/18