город Иркутск |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А33-37006/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е. В.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Михеевой А.Е. (доверенность от 17.12.2018, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационную жалобу региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2019 года по делу N А33-37006/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН:1052460054327, ИНН: 2460069527, г. Красноярск, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к региональной энергетической комиссии Кемеровской области (ОГРН: 1144205012808, ИНН: 4207044509, г. Кемерово, далее - РЭК Кемеровской области, Комиссия) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.12.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.07.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 года, заявленные требования ПАО "МРСК Сибири" удовлетворены, постановление от 24.12.2018 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе РЭК Кемеровской области ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов, принятых судами с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что общество обратилось с заявлением об установлении стандартизированной тарифной ставки вне периода регулирования; судами не учтена обязанность общества предоставить все сведения для установления платы за технологическое присоединение, в том числе для установления стандартизированных тарифных ставок прогнозные сведения о расходах на строительство двухтрансформаторной подстанции 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2 х 2.5 МБА в срок не позднее 01 ноября; судами применены не подлежащие применению положения пункта 30 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/2017 (далее - Методические указания N 1135/2017), поскольку указанный нормативно-правовой акт обладает меньшей юридической силой и противоречит Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178 и Правила регулирования N 1178), которые не предусматривают иные сроки рассмотрения подобных заявлений.
По мнению комиссии, судами допущено неверное толкование пункта 18 Правил регулирования N 1178, содержание указанной нормы не распространяется на установление платы за подключение; судами не учтено, что сетевая организация обязана предоставлять сведения по планируемым расходам для подключения потребителя в отношении мероприятий, которые ранее не осуществлялись и фактические расходы по которым, отсутствовали; судами не указаны нормы права, регламентирующих подачу прогнозных сведений сетевой организации только на основании заявок потребителей; судами не приняты во внимание положения Правил технологического присоединения N 861, поскольку в проекте договора, направляемому потребителю должна отражаться цена, определенная с использованием стандартизированных тарифных ставок, установленных до 31 декабря года, предшествующего очередному году, а в случае их отсутствия, необходимо применять ставку С1; федеральным законодательством, регулирующим процедуру установления платы за технологическое присоединения к электрическим сетям, не предусмотрено ни права, ни обязанности регулирующего орган дополнительно устанавливать стандартизированные тарифные ставки в текущем периоде регулирования.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечила, законных представителей не направила, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие ее представителей.
В судебном заседании представитель общества против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" представлены письмом от 22.11.2018 N 1.4/01/10686-исх в РЭК Кемеровской области материалы об утверждении дополнительной стандартизированной ставки с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью "Беловский промышленный железнодорожный транспорт" (далее - ООО "Беловский промышленный железнодорожный транспорт") в соответствии с индивидуальными техническими условиями и учитывающие затраты сетевой организации на выполнение мероприятий по строительству ПС 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2 х 2,5 МВА.
По факту нарушения срока, установленного пунктом 87 Основ ценообразования N 1178, для предоставления поименованных в нем сведений, комиссией 13.12.2018 в отношении ПАО "МРСК Сибири" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2018 производство по делу об административном правонарушении прекращено, общество освобождено от административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ ввиду малозначительности, объявлено устное замечание.
Не согласившись с принятым постановлением Комиссии, ПАО "МРСК Сибири" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Частью 2 статьи 23.2 названного Закона предусмотрено, что плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Судами установлено, что в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - Положение), утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371, региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области, устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования N 1178, территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии), в виде формулы платы за технологическое присоединение, единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок.
Как установлено судами, общество, являясь территориальной сетевой организацией, исполнило обязанность, предусмотренную пунктом 87 Основ ценообразования N 1178, по предоставлению ежегодных сведений до 01 ноября об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2018 и 2019 годы, что подтверждается письмами N 1.4/01/9335-исх от 27.10.2017, N 1.4/01/9734-исх. от 30.10.2018, полученными комиссией 30.10.2017, 30.10.2018, соответственно.
Плата за технологическое присоединение на 2018 год, 2019 год Комиссией заявителю установлена.
В силу пункта 7 Правил регулирования N 1178, цены и тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев, за исключением установления цен (тарифов) организации в отношении ранее которых государственное регулирование не осуществлялось, в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения.
На основании пункта 87 Основ ценообразования N 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1135/17.
Согласно пункту 7 Методических указаний N 1135/17 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:
на период регулирования:
- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний;
- ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт), рассчитанные в соответствии с Главой III Методических указаний;
- формула платы за технологическое присоединение;
по обращению сетевой организации:
- плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ в соответствии с Главой IV Методических указаний;
- плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям объектов по производству электрической энергии в соответствии с Главой IV Методических указаний;
- плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения, в соответствии с Главой V Методических указаний.
С учетом изложенного, суды мотивированно пришли к выводу о том, что плата за технологическое присоединение рассчитывается регулирующим органом на период регулирования в виде стандартизированных ставок или ставок за единицу максимальной мощности, а также в конкретно определенных случаях на основании обращения сетевой организации.
Пункт 30 Методических указаний N 1135/17 свидетельствует об установлении стандартизированных тарифных ставок (которые предусмотрены пунктом 87 Основ ценообразования N 1178), при этом в нем содержатся уточнения о том, что в случае, если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов "последней мили", для которых не устанавливались стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, соответствующие стандартизированные тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.
Исходя из Методических указаний N 1135/17 под строительством объектов "последней мили" понимается строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Как обоснованно указали суды, пункт 30 Методических указаний N 1135/17 не предусматривает установление иного вида ставок, которые не предусмотрены Основами ценообразования N 1178, а предусматривает право сетевой организации на обращение за установлением отсутствующих в действующем "тарифном меню" стандартизированных ставок в текущем периоде регулирования.
Принимая во внимание положения пунктов 7, 18 Правил регулирования N 1178, Методических указаний N 1135/17, судами верно отмечено об отсутствии законодательно регламентированных сроков обращения общества в регулирующий орган за установлением дополнительных стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, в связи с чем довод Комиссии о наличии обязанности общества по подаче таких сведений до 01 ноября, признан судами ошибочным.
Также исходя из анализа пунктов 23, 24, 25, 27 Методических указаний N 1135/17, судами правильно указанно, что стандартизированные ставки рассчитываются на основании информации о фактических данных на выполнение мероприятий по технологическому присоединению за три предшествующих года, представленной территориальными сетевыми организациями. Кроме того, в три предшествующих периода регулирования, не входит период регулирования, в котором подаются сведения.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом в адрес Комиссии направлено письмо N 1.4/01/10686-исх от 22.11.2018 об утверждении дополнительной стандартизированной ставки необходимой для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" энергопринимающих устройств ООО "Беловский промышленный железнодорожный транспорт", а именно ТП 2000 кВА, расположенной по адресу: Кемеровская область, Беловский район, в границах ТОО "Дунайское", в соответствии с индивидуальными техническими условиями, предусматривающими выполнение строительства двух ЛЭП 110 кВ от отпаек на ПС 110 кВ Караканская от ВЛ 110 кВ Беловская ГРЭС - Уропская-1,2 до новой ПС 110/6 кВ; строительство двухтрансформаторной ПС 110/6 кВ с силовыми трансформаторами номиналом 2,5 МВА каждый; строительство двух ЛЭП 6 кВ от разных секций шин РУ 6 кВ ПС 110/6 кВ до границ земельного участка заявителя.
Периодом регулирования являлся 2018 год и действующее Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 776 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области на 2018 год" не содержит стандартизированной тарифной ставки, учитывающей затраты сетевой организации на выполнение мероприятий по строительству ПС 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2 х 2,5 МВА, в связи с чем судами верно отмечено, что при обращении сетевой организации стандартизированная тарифная ставка может быть дополнительно установлена регулирующим органом в течение периода регулирования.
Анализируя положения пункта 87 Основ ценообразования N 1178, пунктов 7, 30 Методических указаний N 1135/17, учитывая, что общество в связи с поступлением заявки на технологическое присоединение обратилось в Комиссию за установлением дополнительной стандартизированной ставки на 2018 год, а не за установлением платы за технологическое присоединение на 2019 год и принимая во внимание то, что общество не располагало информацией и не могло учесть сведения о необходимости технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "Беловский промышленный железнодорожный транспорт" при направлении письма N 1.4/01/9335-исх от 27.10.2017 об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2018 год, суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности административным органом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Заявляя довод о невозможности применения Методических указаний N 1135/2017 в силу их меньшей юридической силы, Комиссия не учитывает, что данные указания приняты в соответствии с законодательством об электроэнергетике, регламентирующим определять размер платы за технологическое присоединение, включая величину стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение именно согласно названных методических указаний, в силу чего довод заявителя отклоняется судом округа как ошибочный.
Доводы Комиссии о необходимости представления прогнозных сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства до 01.11.2018, обязанности сетевой организации предоставления сведений по планируемым расходам для подключения потребителя в отношении мероприятий, которые ранее не осуществлялись и фактические расходы по которым отсутствовали, также заявлялись в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку с учетом положений абзаца 11 пункта 87 Основ ценообразования N 1178, пункта 11, пунктов 23, 24, 25, 27 Методических указаний N 1135/2017, правомерно отклонены как не свидетельствующие о законности оспариваемого постановления.
Также не могут быть приняты во внимание судом как свидетельствующие о законности оспариваемого постановления указания Комиссии об отсутствии правового регулирования порядка установления дополнительной стандартизированной ставки.
Судами двух инстанций верно отмечено, что в данном случае обращение общества в текущем периоде регулирования с заявлением об установлении дополнительной стандартизированной ставки, не учтенной в "тарифном меню" на 2018 год, не противоречит действующему законодательству.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности оспариваемого постановления Комиссии.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Иные доводы заявителя кассационной жалобы и иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов. Переоценка доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2019 года по делу N А33-37006/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
...
Доводы Комиссии о необходимости представления прогнозных сведений о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства до 01.11.2018, обязанности сетевой организации предоставления сведений по планируемым расходам для подключения потребителя в отношении мероприятий, которые ранее не осуществлялись и фактические расходы по которым отсутствовали, также заявлялись в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку с учетом положений абзаца 11 пункта 87 Основ ценообразования N 1178, пункта 11, пунктов 23, 24, 25, 27 Методических указаний N 1135/2017, правомерно отклонены как не свидетельствующие о законности оспариваемого постановления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2020 г. N Ф02-6659/19 по делу N А33-37006/2018