г. Красноярск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А33-37006/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "10"сентября 2019года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания Сабуровой С.О.
при участии:
от заявителя (публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Третьяковой О.А., представителя по доверенности от 11.12.2018 N 00/211,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" июля 2019 года по делу N А33-37006/2018, принятое судьёй Чурилиной Е.М.
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - ПАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.12.2018.
Определением от 11.01.2019 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением от 24.01.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.07.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал на то, что ПАО "МРСК Сибири" обратилось с заявлением об установлении стандартизированной тарифной ставки вне периода регулирования; Административный орган полагает, что в решении суд ошибочно указывает, что стандартизированные тарифные ставки рассчитываются на основании информации о фактических данных на выполнение мероприятий по технологическому присоединению за три предшествующих года, представленной территориальными сетевыми организациями; считает данный вывод суда необоснованным и противоречащим абзацу 11 пункта 87 Основ ценообразования и Методическим указания; по мнению административного органа в случае отсутствия прогнозных сведений невозможно будет установить "новую" стандартизированную ставку и регулируемая организация будет обязана первоначально понести фактические расходы. В целях исключения подобных ситуаций используются положения п. 30 МУ N 1135/17, при этом, дополнительно устанавливая отсутствующие в действующем "тарифном меню" стандартизированные тарифные ставки, регулирующий орган осуществляет расчет последних по планируемым расходам; административный орган также считает, что судом не указана норма права, согласно которой прогнозные сведения могут быть поданы только при наличии заявок от конкретных потребителей и говорит о том, что п. 87 Основ ценообразования N 1178 не предусмотрено право сетевой организации не предоставлять прогнозные сведения, в связи с тем, что не было соответствующих заявок от потребителей; указывает о неприменении судом Правил ТП N 861; о том, что федеральным законодательством, регулирующим процедуру установления платы за технологическое присоединения к электрическим сетям, не предусмотрено ни права, ни обязанности регулирующего орган дополнительно устанавливать стандартизированные тарифные ставки в текущем периоде регулирования.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 09.09.2019.
От ПАО "МРСК Сибири" в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 25.07.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 26.07.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ПАО "МРСК Сибири" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052460054327.
Начальником отдела правового обеспечения и организации закупок региональной энергетической комиссии Кемеровской области Ивановой Т.Н. в отношении ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго - РЭС" составлен протокол от 13.12.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.12.2018 производство по делу об административном правонарушении прекращено, ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" освобождено от административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ввиду малозначительности правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности, а также срок привлечения к административной ответственности установлены судом первой инстанции и обществом не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания статей 2.1 и 26.1 КоАП РФ следует, что в целях установления состава правонарушения необходимо установить наличие четырех элементов: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения, субъективную сторону правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административных правонарушениях выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Суд первой инстанции, отменяя оспариваемое постановление, исходил из того, что в рассматриваемой ситуации административным органом не доказано событие вмененного обществу правонарушения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Постановлением по делу об административном правонарушении, исходя из его текста, производство по делу об административном правонарушении прекращено, ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-региональные электрические сети" освобождено от административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективная сторона вмененного заявителю правонарушения заключается в несвоевременном представлении сведений в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (представлении сведений по установлению стандартизированной тарифной ставки, учитывающей затраты сетевой организации на выполнение мероприятий по строительству ПС 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2 х 2,5 МВА 22.11.2018 (письмо от 22.11.2018 N 1.4/01/10686-исх) после срока, установленного основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).
В соответствии с частью 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ) государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть 4 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ).
В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - Положение), утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371, региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области.
В соответствии с Положением региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы. Государственное регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющие величину этой платы осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике", в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Частью 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ предусмотрено, что плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее по тексту - Основы от 29.12.2011 N 1178), территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что ежегодно в срок не позднее 1 ноября территориальные сетевые организации представляют в уполномоченные органы:
- сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования,
- прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности,
- а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Факт того, что ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" является территориальной сетевой организацией и у данной организации существует обязанность по предоставлению ежегодно сведений, установленных пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в срок до 1 ноября, сторонами не оспаривается, указано в возражениях общества.
Материалами дела, в том числе письмами заявителя от 27.10.2017 N 1.4/01/9335-исх, от 30.10.2018 N 1.4/01/9734-исх. подтверждается факт исполнения заявителем обязанности по предоставлению (направлению в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области) ежегодно сведений, установленных пунктом 87 Основ от 29.12.2011 N 1178, в срок до 1 ноября.
Так, письмом заявителя от 27.10.2017 N 1.4/01/9335-исх. "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2018 год", с просьбой учесть выпадающие доходы филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, при утверждении тарифа на передачу электрической энергии на 2018 год, в адрес Региональной энергетической комиссии Кемеровской области направлены в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования от 29.12.2011 N 1178 сведения по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, в соответствии с методическими указаниями утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N1135/17, методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.09.2014 N215-э/1.
Письмом заявителя от 30.10.2018 N 1.4/01/9734-исх. "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на 2019 год", с просьбой учесть выпадающие доходы филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС", связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, при утверждении тарифа на передачу электрической энергии на 2019 год, в адрес Региональной энергетической комиссии Кемеровской области направлена в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования от 29.12.2011 N 1178 информация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17, с целью проведения расчетов ставок за единицу максимальной мощности и стандартизированных тарифных ставок на 2019 год, сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.09.2014 N215-3/1.
Указанные письма заявителя получены Региональной энергетической комиссией Кемеровской области 30.10.2017, 30.10.2018, соответственно, о чем свидетельствуют штампы комиссии о получении писем, зарегистрированных за входящими номерами 5796 и 5398. Плата за технологическое присоединение на 2018 год, 2019 год административным органом заявителю установлена.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ разработаны Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N1178 (далее по тексту - Правила от 29.12.2011 N 1178), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Пунктом 7 Правил от 29.12.2011 N 1178 установлено, что цены и тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев, за исключением установления цен (тарифов) организации в отношении ранее которых государственное регулирование не осуществлялось, в т.ч. применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения.
При этом абзацем 3 указанного пункта действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения),
Кроме того в соответствии с пунктом 18 Правил от 29.12.2011 N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из содержания абзаца 3 пунктов 7 и 18 Правил, можно сделать вывод, что действующим законодательством конкретные сроки обращения ТСО в регулирующий орган за установлением дополнительных стандартизированных ставок на технологическое присоединение не установлены.
Пунктом 87 Основ от 29.12.2011 N 1178 определено, что размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее по тексту - Методические указания от 29.08.2017 N 1135/17).
По пункту 7 Методических указаний от 29.08.2017 N 1135/17 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются:
на период регулирования:
- стандартизированные тарифные ставки согласно Главе II Методических указаний;
- формула платы за технологическое присоединение;
по обращению сетевой организации:
- плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ в соответствии с Главой IV Методических указаний;
- плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям объектов по производству электрической энергии в соответствии с Главой IV Методических указаний;
- плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения, в соответствии с Главой V Методических указаний.
В соответствии с пунктом 30 Методических указаний от 29.08.2017 N 1135/17, стандартизированные тарифные ставки, могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда первой инстанции о том, что плата за технологическое присоединение рассчитывается регулирующим органом на период регулирования в виде стандартизированных ставок или ставок за единицу максимальной мощности, а также в конкретно определённых случаях на основании обращения сетевой организации.
Таким образом, регулирующим органом по обращению сетевой организации могут быть дополнительно установлены стандартизированные тарифные ставки в течение периода регулирования.
Указанный вывод подтверждается также письмом заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы от 17.05.2018 N ВК/35182/18, согласно которому, в случае, если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов "последней мили", для которых не устанавливались стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, соответствующие стандартизированные тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.
Под периодом регулирования понимается период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы) (пункт 2 Правил от 29.12.2011 N 1178).
При этом стандартизированные ставки рассчитываются на основании информации о фактических данных на выполнение мероприятий по технологическому присоединению за три предшествующих года, представленной территориальными сетевыми организациями.
В случае отсутствия стандартизированной ставки для конкретного мероприятия тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования, по обращению сетевой организации.
Исходя из Методических указаний от 29.08.2017 N 1135/17, под строительством объектов "последней мили" понимается строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Согласно материалам дела ПАО "МРСК Сибири" направило в адрес комиссии письмо от 30.10.2048 N 1.4/01/10686-исх "Об утверждении дополнительной стандартизированной ставки", полученное комиссией 22.11.2018 с просьбой утвердить стандартизированную тарифную ставку на строительство двухтрансформаторной ПС 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2 х 2,5 МВА, необходимую для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью "Беловский промышленный железнодорожный транспорт".
Из указанного письма следует, что общество направило его в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области в связи с тем, что:
- ПАО "МРСК Сибири" для технологического присоединения энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью "Беловский промышленный железнодорожный транспорт", а именно ТП 2000 кВА, расположенной по адресу: Кемеровская область, Беловский район, в границах ТОО "Дунайское", в соответствии с индивидуальными техническими условиями, необходимо выполнить строительство двух ЛЭП 110 кВ от отпаек на ПС 110 кВ Караканская от ВЛ 110 кВ Беловская ГРЭС - Уропская-1,2 до новой ПС 110/6 кВ; строительство двухтрансформаторной ПС 110/6 кВ с силовыми трансформаторами номиналом 2,5 МВА каждый; строительство двух ЛЭП 6 кВ от разных секций шин РУ 6 кВ ПС 110/6 кВ до границ земельного участка заявителя;
- в действующем Постановлении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2017 N 776 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы, платы заявителей до 15 кВт включительно за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Кемеровской области на 2018 год" отсутствует стандартизированная тарифная ставка, учитывающая затраты сетевой организации на выполнение мероприятий по строительству ПС 110/6 (10) кВ с трансформаторной мощностью 2*2,5 МВА.
Таким образом, представив обосновывающие материалы, заявитель в связи с поступлением заявки ООО "Беловский промышленный железнодорожный транспорт" на технологическое присоединение обратился к ответчику за установлением дополнительной стандартизированной ставки на 2018 года, а не за установлением платы за технологическое присоединение на 2019 год.
В возражениях от 24.12.2018 заявитель указал на то, что общество не могло учесть сведения о необходимости технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "Беловский промышленный железнодорожный транспорт" при направлении письма от 27.10.2017 N 1.4/01/9335-исх, поскольку при подаче сведений в 2017 ПАО "МРСК Сибири" информацией не располагало (заявка поступила лишь в октябре 2018 года).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и отменил обжалуемое постановление.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Из содержания п. 1 апелляционной жалобы РЭК Кемеровской области следует, что, согласно позиции заявителя, Основами в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) не предусмотрено установление дополнительных стандартизированных ставок.
При этом РЭК Кемеровской области не учитывает следующее.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования N 1178 размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (далее - МУ N 1135/17).
Таким образом, установление стандартизированных ставок предусмотрено Основами ценообразования N 1178.
Пункт 30 МУ N 1135/17 также свидетельствует об установлении стандартизированных тарифных ставок (которые предусмотрены п. 87 Основ ценообразования N 1178), при этом в нем содержатся уточнения о том, что в случае, если согласно техническим условиям необходимо строительство объектов "последней мили", для которых не устанавливались стандартизированные тарифные ставки на период регулирования, соответствующие стандартизированные тарифные ставки могут быть дополнительно установлены регулирующим органом в течение периода регулирования по обращению сетевой организации.
Следовательно, пункт 30 МУ N 1135/17 не предусматривает установление иного вида ставок, которые не предусмотрены Основами ценообразования N 1178, а предусматривает право сетевой организации на обращение за установлением отсутствующих в действующем "тарифном меню" стандартизированных ставок в текущем периоде регулирования (данное право подтверждено письмом ФАС России от 17.05.2018 NВК/35182/18).
Что касается понятия период регулирования, то в п. 2 Основ ценообразования N 1178 содержится также другое понятие "срок действия цен (тарифов)", под которым понимается период времени между изменениями цен (тарифов) регулирующими органами по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. При этом действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения) - абз. 3 п. 7 Правил N 1178.
Таким образом, в данном случае государственное регулирование цен (тарифов) на выполнение соответствующих мероприятий для сетевых организаций Кемеровской области не осуществлялось, в связи с чем, абз. 1 п. 7 Правил N 1178 в данном случае не применяется. Порядок и сроки установления цены (тарифа) в данном случае определяется п. 18 Правил N 1178.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией ПАО "МРСК Сибири", о том, что плата за технологическое присоединение рассчитывается регулирующим органом в конкретно определённых случаях на основании обращения сетевой организации, в том числе и в случае, предусмотренном п. 30 МУN 1135/17.
Довод РЭК Кемеровской области о том, что ПАО "МРСК Сибири" обратилось с заявлением об установлении стандартизированной тарифной ставки вне периода регулирования, что не предусмотрено п. 7 Правил N 1178, является ошибочным.
Периодом регулирования, на который в данном случае не были установлены запрашиваемые стандартизированные ставки, являлся 2018, в течение которого ПАО МРСК Сибири" обратилось на основании п. 30 МУ 1135/17 за установлением необходимых и отсутствующих в действующем "тарифном меню" стандартизированных тарифных ставок.
Заявитель жалобы также полагает, что в решении суд первой инстанции ошибочно указывает, что стандартизированные тарифные ставки рассчитываются на основании информации о фактических данных на выполнение мероприятий по технологическому присоединению за три предшествующих года, представленной территориальными сетевыми организациями, считает данный вывод суда необоснованным и противоречащим абзацу 11 пункта 87 Основ ценообразования и Методическим указания.
Суд апелляционный инстанции не может согласиться с указанной позицией заявителя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 11 п. 87 Основ ценообразования N 1178 территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно п. 11 МУ N 1135/17 в случае, если в субъекте Российской Федерации за 3 предыдущих года не осуществлялось строительство тех объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых устанавливаются стандартизированные тарифные ставки, расчет ставок может производиться исходя из данных за два предыдущих года, в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год, а при отсутствии данных за три года - по планируемым расходам.
Таким образом, п. 11 МУ N 1135/17 свидетельствует не о предоставлении прогнозных сведений регулируемой организацией, а о планируемых расходах, используемых регулирующим органом для расчета ставок.
При этом исходя из анализа пп. 23, 24, 25, 27, приложения N 1 (Расходы на строительство введенных в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы территориальной сетевой организации) МУ N 1135/17 следует, что для расчета платы за технологическое присоединение регулирующие организации предоставляют только данные о фактических расходах за каждый из трех предшествующих периодов регулирования. Кроме того, в три предшествующих периода регулирования, не входит период регулирования, в котором подаются сведения.
Относительно довода заявителя жалобы о том, что в случае отсутствия прогнозных сведений невозможно будет установить "новую" стандартизированную ставку и регулируемая организация будет обязана первоначально понести фактические расходы, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в целях исключения подобных ситуаций как раз и используются положения п. 30 МУ N 1135/17, при этом, дополнительно устанавливая отсутствующие в действующем "тарифном меню" стандартизированные тарифные ставки, регулирующий орган осуществляет расчет последних по планируемым расходам.
Заявитель жалобы также полагает, что судом не указана норма права, согласно которой прогнозные сведения могут быть поданы только при наличии заявок от конкретных потребителей и свидетельствует о том, что п. 87 Основ ценообразования N 1178 не предусмотрено право сетевой организации не предоставлять прогнозные сведения, в связи с тем, что не было соответствующих заявок от потребителей.
При этом заявитель жалобы не приводит конкретные положения тарифного законодательства, которыми предусмотрена форма предоставления таких сведений, а так же на основании каких данных (если это не заявки потребителей) сетевые организации должны предоставлять прогнозные сведения.
Ссылка заявителя жалобы на проект на территории Республики Алтай в 2010 году является несостоятельной, поскольку, исходя из анализа п. 11 МУ N 1135/17 органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, стандартизованные тарифные ставки устанавливаются на основании сведений о расходах на соответствующие мероприятия, осуществленные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за три предыдущих года.
В связи с чем, вышеуказанный довод нивелирует положения МУ N 1135/17.
Относительно довода заявителя жалобы о неприменении судом Правил ТП N 861 суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 3 Правил ТП N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с подп. "д" п. 16 Правил ТП N 861 плата за технологическое присоединение является одним из существенных условий договора, а ее размер определяется в соответствии с законодательством, РФ в сфере электроэнергетики.
Следовательно, договор технологического присоединения является публичным договором, одним из существенных (обязательных) условий которого является плата за технологическое присоединение, которая устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, до определения размера платы за технологическое присоединение, договор об осуществлении технологического присоединения не может быть направлен и заключен с заявителем, следовательно, в данном случае необходимо применять аналогию норм права, в частности положений Правил ТП N 861, регулирующих порядок и сроки обращения за установлением платы по индивидуальному проекту.
Отклоняя довод РЭК Кемеровской области о том, что федеральным законодательством, регулирующим процедуру установления платы за технологическое присоединения к электрическим сетям, не предусмотрено ни права, ни обязанности регулирующего органа дополнительно устанавливать стандартизированные тарифные ставки в текущем периоде регулирования, суд апелляционной инстанции считает необходимым повторно обратить внимание положения пп. 7 и 18 Правил N 1178, п. 30 МУ N1135/17, а также на обязательность для РЭК Кемеровской области соблюдать МУ N1135/17 а также на то, что поступление заявок на технологическое присоединение потребителей никакими временными рамками не ограничено и не может быть точно спрогнозировано, следовательно, отсутствие у сетевой организации права на обращением в периоде регулирования за установлением отсутствующих в действующем "тарифном меню" стандартизированных тарифных ставок, препятствует ПАО "МРСК Сибири" в осуществлении своей деятельности и создает риск нарушения прав заявителей и, как следствие, привлечения к административной ответственности за нарушение Правил ТП N861.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" июля 2019 года по делу N А33-37006/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-37006/2018
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ