город Иркутск |
|
29 января 2020 г. |
Дело N А33-7012/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2019 года по делу N А33-7012/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (ИНН 2460001399, ОГРН 1022401798209, далее - ООО "Альфа", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2460028834, ОГРН 1022401792434, далее - учреждение), измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа в выдаче технических требований и условий на размещение объекта дорожного сервиса - магазина сельхозпродукции в придорожной полосе автомобильной дороги федерального значения Р-255 "Сибирь" с учетом фактически обустроенного ООО "Газпромнефть-Центр" примыкания к автомобильной дороге, оформленного письмом N 02/4290 от 11.12.2018; об обязании выдать технические требования и условия на размещение объекта дорожного сервиса - магазина сельхозпродукции в придорожной полосе автомобильной дороге федерального значения Р-255 "Сибирь" с учетом фактически обустроенного ООО "Газпромнефть-Центр" примыкания к автомобильной дороге.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Газпромнефть-Центр".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, обществу необоснованно и неправомерно отказано в выдаче технических требований и условий на строительство объекта дорожного сервиса, поскольку договор N 102 от 28.09.2015 на размещение в придорожной полосе автомобильной дороги М-53 магазина сельскохозяйственной продукции в силу принятых судебных актов по делу N А33-8086/2017 является действующим.
В представленных отзывах учреждение и ООО "Газпромнефть-Центр просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Альфа" направило в учреждение обращение N 641 от 26.09.2018 о выдаче технических требований и условий на размещение объекта дорожного сервиса (магазин сельскохозяйственной продукции) в придорожной полосе автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" (автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска ч/з Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск на обходе г. Красноярска), с учетом фактически обустроенного ООО "Газпромнефть-Центр" примыкания к автомобильной дороге (с расчетом, что примыкание будет общим для двух объектов дорожного сервиса). В обоснование заявления общество указало на наличие технических требований, ранее выданных КГКУ "КрУДор" в 2015 году.
Письмом N 02/3445 от 04.10.2018 учреждение сообщило ООО "Альфа" о необходимости представления дополнительных документов, которые последнее представило письмом N 736 от 20.11.2018.
Письмом N 02/4290 от 11.12.2018 учреждение отказало в выдаче технических требований и условий, поскольку размещение объекта ООО "Альфа" не предусмотрено документацией по планировке территории, планируемое примыкание от ближайшего примыкания расположено на расстоянии менее 600 м, размещение объекта дорожного сервиса на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0330106:1491 не соответствует категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и виду разрешенного использования земельного участка - "для ведения дачного хозяйства".
Учреждение 31.01.2019 провело осмотр земельного участка, находящегося в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" "Обход г. Красноярска км 0+000 - км 32 + 140" на км 13+050 слева.
Согласно акту осмотра земельного участка от 31.01.2019 на земельном участке отсутствуют капитальные строения (как завершенные строительством, так и не завершенные); в районе расположения земельного участка за его границами находятся строящиеся жилые дома и АЗС ООО "Газпромнефть"; на земельном участке находятся твердые бытовые отходы, строительный мусор; в придорожной полосе сформированы бурты сыпучих материалов.
Согласно выписке из ЕГРН от 30.01.2019 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0330106:1491 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства.
Полагая отказ в выдаче технических требований и условий незаконным, ООО "Альфа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что размещение в придорожной полосе автомобильной дороги Р-255 принадлежащего обществу магазина сельскохозяйственной продукции в рассматриваемом случае не соответствует требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) под объектами дорожного сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
В соответствии с частью 8 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей
Как следует из статьи 22 указанного закона размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона (часть 1). Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (часть 3).
Согласно пункту 11 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 13.01.2010 N 4 (далее - Порядок N 4), выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в том числе с соблюдением условия о том, что расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее 600 метров - на автомобильных дорогах второй и третьей категории.
Таким образом, судами верно установлено, что размещение, проектирование и строительство объектов, в том числе объектов дорожного сервиса, должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, строительства и эксплуатации автомобильных дорог; объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги.
Также в соответствии с пунктом 5.1.21 ГОСТ 33062-2014 основанием для отказа в размещении объектов дорожного сервиса является, в том числе несоответствие цели использования земельных участков (их части), заявленных для размещения объектов дорожного или придорожного сервиса, утвержденной документации по планировке территории и (или) виду разрешенного использования, требованиям законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего на дату подачи обращения ООО "Альфа") дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Из пункта 2 статьи 77 ЗК РФ следует, что на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение зданий, сооружений, но только используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Поскольку магазин сельскохозяйственной продукции не является зданием, используемым для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, его размещение на землях сельскохозяйственного назначения не допускается.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленных доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды обоснованно установили, что указанное в приложенной к обращению общества Схеме подъездного пути к магазину сельскохозяйственной продукции "Славный" устройство примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" "Обход г. Красноярска км 0+000 - км 32 + 140", относящейся ко II технической категории, находится на расстоянии менее 600 метров от существующего примыкания к указанной автомобильной дороге на участке км 13+000 слева (въезд на АЗС ООО "Газпромнефть-Центр"); размещение магазина сельскохозяйственной продукции "Славный" на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0330106:1491 не соответствует категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и виду разрешенного использования земельного участка "для ведения дачного хозяйства", не является объектом, который может быть размещен на землях соответствующей категории с указанным видом разрешенного использования; также указанный магазин сельскохозяйственной продукции не отвечает установленным законом признакам объекта дорожного сервиса по функциональному назначению, то есть объектом дорожного сервиса не является, и пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый обществом отказ учреждения в выдаче технических требований и условий на размещение объекта дорожного сервиса - магазина сельхозпродукции в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" "Обход г. Красноярска км 0+000 - км 32 + 140" соответствует изложенным выше нормам материального права и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что до изъятия автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" "Обход г. Красноярска км 0+000 - км 32 + 140" из оперативного управления КГКУ "КрУДор" в государственную казну Красноярского края, передачи ее в федеральную собственность и предоставлении на праве оперативного управления учреждению ООО "Альфа" имело согласие "КГКУ КрУДор" на размещение в придорожной полосе магазина сельскохозяйственной продукции, заключило договор на присоединение объекта дорожного сервиса, который в силу вступивших в законную силу судебных актов по делу N А33-8086/2017 Арбитражного суда Красноярского края соответствует закону и является действующим, обоснованно отклонены судами, поскольку срок действия выданных КГКУ "КрУДор" технических требований и условий N 08/3852 от 10.09.2015 истек 10.09.2016; строительство объекта дорожного сервиса обществом на основании согласия КГКУ "КрУДор" и в установленные договором N 102 от 28.08.2015 сроки (приложение N 2) обществом не начато, что подтверждено актом осмотра земельного участка от 31.01.2019; учреждение не является правопреемником КГКУ "КрУДор", в том числе по правам и обязанностям последнего из указанного договора; а обстоятельства, установленные по делу N А33-8086/2017 Арбитражного суда Красноярского края, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ином основаны на неправильном толковании приведённых норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2019 года по делу N А33-7012/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действовавшего на дату подачи обращения ООО "Альфа") дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Из пункта 2 статьи 77 ЗК РФ следует, что на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение зданий, сооружений, но только используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 января 2020 г. N Ф02-7292/19 по делу N А33-7012/2019