город Иркутск |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А19-22110/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Первушиной М.А.
при участии в судебном заседании представителя межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае и территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Вегера А.А. (доверенности от 09.01.2020 и от 20.01.2020 соответственно) и представителей инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска Черновой З.В. и Березина А.Р. (доверенности от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-22110/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (ОГРН 1033841003832, ИНН 3808114244, г. Иркутск, далее также - ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, г. Иркутск, далее также - управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае) и министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, г. Иркутск, далее также - министерство) о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 площадью 1 517 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В поданной жалобе управление сослалось на правомерность его первоначального отказа от принятия в федеральную собственность ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 (из которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249), на необоснованное изменение инспекцией в ходе рассмотрения дела предмета и оснований предъявленного требования, а также на отсутствие у инспекции права на предъявление соответствующего требования.
В настоящем судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции в представленном отзыве и в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов управления, в связи с чем просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Министерство своих представителей в заседание не направило, о времени и месте его проведения считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 10 декабря 2019 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.01.2020 судом объявлен перерыв до 21.01.2020, информация о чем также размещена в указанном выше порядке.
После окончания перерыва 21.01.2020 судебное заседание продолжено.
Представители управления и инспекции поддержали ранее изложенные ими доводы, при этом представитель управления заявил ходатайство о замене межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на его процессуального правопреемника - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Министерство своих представителей в заседание вновь не направило.
Рассмотрев указанное выше ходатайство, суд округа установил, что на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 N 128 межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае реорганизовано в форме его разделения на территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, о чем 17.01.2020 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (в том числе запись о создании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области).
В этой связи в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное управлением ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей министерства.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В рамках настоящего дела ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска предъявило требование о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 площадью 1 517 кв.м, на котором расположено переданное в федеральную собственность из собственности Иркутской области и закрепленное за инспекцией на праве оперативного управления нежилое административное здание с кадастровым номером 38:36:000020:2464 общей площадью 6 541 кв.м, находящееся по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 47В.
В обоснование предъявленного требования инспекция сослалась на то, что на основании обращения министерства от 14.03.2018 N 02-51-3523/18 и распоряжения управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.03.2018 N 38/216-И в федеральную собственность из государственной собственности Иркутской области по акту приема-передачи от 22.03.2018 принято названное выше нежилое административное здание, закрепленное впоследствии управлением на праве оперативного управления за инспекцией. Изначально указанное здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:1854 площадью 1 431 кв.м, также находившемся в собственности Иркутской области, при этом в дальнейшем в результате перераспределения земель из данного земельного участка был образован земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 площадью 1 517 кв.м, также предназначенный для размещения этого здания. По утверждению инспекции, исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, данный земельный участок следует считать перешедшим в федеральную собственность, однако управление от оформления прав на него и последующего закрепления за инспекцией отказывается, чем нарушает права последней.
Удовлетворяя предъявленное требование, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 120, 216, 296, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из обоснованности доводов истца.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами (пункт 2 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Данным положением реализован указанный выше принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно абзацам двадцатому и двадцать третьему части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, и являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.
В соответствии с абзацем тридцать третьим части 11 этой статьи право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
Абзацем тридцать первым пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правильно применив названные выше нормы материального права и установив, что распоряжением управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.03.2018 N 38/216-И из государственной собственности Иркутской области в федеральную собственность по акту приема-передачи от 22.03.2018 принято нежилое административное здание с кадастровым номером 38:36:000020:2464, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно пришли к выводу о переходе к Российской Федерации в силу прямого указания закона права собственности на земельный участок, на котором это здание расположено.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы управления о том, что на спорном земельном участке изначально был частично расположен объект недвижимости, находящийся в частной собственности (подземная автостоянка), подлежат отклонению, поскольку, как установили суды, на основании распоряжения министерства от 24.08.2018 N 1678/з соответствующий вопрос был урегулирован путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности. При этом судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:23249 расположен один объект недвижимости - административное здание, закрепленное за истцом на праве оперативного управления.
Ссылки управления на то, что при уточнении предъявленного требования инспекция одновременно изменила основание и предмет иска, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и также обоснованно ими отклонены. При этом суды правомерно исходили из того, что как при предъявлении первоначальных требований, так и при их уточнении, инспекция преследовала одну цель - признать право федеральной собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей на праве оперативного управления нежилое административное здание. При уточнении иска обстоятельства, на которых инспекция основывала свои требования (факт передачи здания, расположенного на спорном земельном участке, из собственности Иркутской области в федеральную собственность; издание управлением соответствующего распоряжения о принятии здания и подписание управлением и министерством акта приема-передачи здания; передача здания в оперативное управление инспекции), не изменились. В этой связи суды обоснованно пришли к выводу об изменении истцом только предмета предъявленного иска.
Доводы управления об отсутствии у истца права на обращение в суд с настоящим иском также являются необоснованными, поскольку в данном случае инспекция предъявила соответствующее требование как обладатель вещного права на перешедшее в федеральную собственность административное здание, расположенное на спорном земельном участке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на его процессуального правопреемника - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-22110/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацам двадцатому и двадцать третьему части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, и являются основаниями возникновения права собственности на передаваемое имущество.
...
Абзацем тридцать первым пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2020 г. N Ф02-7047/19 по делу N А19-22110/2018