г. Чита |
|
10 октября 2019 г. |
Дело N А19-22110/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) В ЛИЦЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-22110/2018 по исковому заявлению ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 1033841003832, ИНН 3808114244, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Свердлова, 28) к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) В ЛИЦЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, 17), МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 3808174613, ОГРН 1083808003564, адрес: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 47) о признании права собственности,
(суд первой инстанции - Гурьянов О. П.),
при участии в судебном заседании:
от Росимущества: не явились, извещены;
от Межрегионального Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае: не явились, извещены;
от ИФНС России по Октябрьскому округу города Иркутска: Березин А.Р. - представитель по доверенности N 05-18/000546 от 15.01.2019 (представлены документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования от 10.06.2005);
от Министерства имущественных отношений Иркутской области: не явились, извещены.
установил:
Первоначально ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - истец, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (РОСИМУЩЕСТВО) В ЛИЦЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (далее - территориальный орган, Росимущество); МИНИСТЕРСТВУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - министерство) о признании право федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, кадастровый номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Признано право федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, кадастровый номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м.
В обосновании суд первой инстанции указал, что наличие прав иных лиц на спорный земельный участок не установлено, а признание права федеральной собственности обеспечивает единство судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росимущество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.07.2019 по делу МЛ 19-22110/2018 - отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении ^явленных требований в полном объеме.
Указывает, что согласно данным ЕГРН в границах земельного участка помимо объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 38:36:000020:2464 был расположен объект недвижимости - подземная автостоянка с кадастровым номером 38:06^000020:13957, расположенная по адресу: г. Иркутск, ул. Франко-Каменецкого, д. 28/1, площадью 1199, 3, находящаяся в частной собственности, о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись.
В связи с чем, принять решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 из государственной собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации, с расположенными в его границах объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, не представлялось возможным.
Считает, что суд первой инстанции необоснованно принял уточнение заявленных требований и перешел из производства в порядке гл.24 АПК РФ в исковое производство.
Также считает, что у ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска отсутствуют полномочия по признанию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м.
На апелляционную жалобу Росимущества поступил отзыв налогового органа, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.09.2019.
Представитель налогового органа дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.03.2018 N 38/216-И в федеральную собственность из государственной собственности Иркутской области принято имущество: административное здание общей площадью 6 541 кв. метров, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий,47В, кадастровый номер 38:36:000020:2464, которое впоследствии закреплено на праве оперативного управления за инспекцией. На момент передачи в федеральную собственность из собственности субъекта РФ (21.03.2018) данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000020:1854, площадью 1 431 кв. метр.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:1854 снят с кадастрового учета 10.09.2018, в связи с его преобразованием в земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 N 1678/з.
В связи с отсутствием прав на земельный участок, на котором расположенное здание, предоставленное налоговому органу на праве оперативного управления, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росимущество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя налогового органа в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как указывает суд первой инстанции, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249 состоит из земель, входивших в состав земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 (1 431 кв.м.), с добавлением 86 кв.м. из земель, государственная собственность на которые не разграничена, что отражено на схеме расположения земельного участка, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 N 1678/з. Добавление части земель (86 кв.м.) к земельному участку с кадастровым номером 38:36:000020:1854 связано с конфигурацией находящегося на данных землях здания (кадастровый номер 38:36:000020:2464), поскольку часть данного здания выходила за пределы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:1854 и находилась на земельном участке площадью 86 кв. м.
Данные обстоятельства явились основанием для уточнения 11.06.2019 инспекцией предмета искового заявления, как следствие, уточнением исковых требований в виде признания права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000020:23249.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку здание с кадастровым номером 38:36:000020:23249 является собственности Российской Федерации и закреплено за налоговым органом на праве оперативного управления, то налоговый орган имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия на предъявление иска, отклоняются апелляционным судом, поскольку как правообладатель объекта, расположенного на спорном земельном участке, налоговый орган является заинтересованным лицом, которое удовлетворения своего интереса от Росимущества не получило.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял уточнение заявленных требований, при котором произошло изменение предмета и основания иска, а также произошел переход от рассмотрения дела в порядке гл.24 АПК РФ в исковое производство, отклоняются апелляционным судом, поскольку преследуемый интерес был очевидным, изменения защищаемого права не произошло, имело место его уточнение в связи с новыми обстоятельствами. При этом, вопреки мнению Росимущества, процессуальный закон не запрещает переход от рассмотрения дела из одного вида производства в другое.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право оперативного управления имуществом.
В соответствии с абз. 1 и 5 п. 1 и п. 4 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право оперативного управления имуществом являются вещными правами наряду с правом собственности.
Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Гражданского кодекса РФ.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ).
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).
В соответствия со ст. 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его нрава, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Часть 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 122-ФЗ) устанавливает порядок безвозмездной передачи из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества (абз. 15, 16 ч. и ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ).
Абзацами 19, 21 приведенной нормы закона предусматривается, что решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в государственную собственность Иркутской области по возмездной сделке ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии" было приобретено недвижимое имущество: Административное здание, расположенное по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 47-в, кадастровый номер 38:36:000020:2464 и занят указанным зданием земельный участок, по адресу: Иркутская область, город Иркутск, ул. Франка - Каменецкого, 32-6, кадастровый номер 38:36:000020:1854 (в настоящее время 38:36:000020:23249).
Указанное имущество по государственному контракту от 2 марта 2018 года N 02 ЕП-2018 было передано в аренду ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Письмом от 14.03.2018 N 02-51-3523/18 министерство с приложением необходимых документов направило в МТУ Росимущества в Иркутской области Республике Бурятия и Забайкальском крае предложение принять решение о передаче указанного имущества из государственной собственности Иркутской области федеральную собственность.
Распоряжением МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае от 21 марта 2018 года N 38/216-и было принято решение принятии в федеральную собственность административного здания, 22 марта 2018 год утвержден акт приема - передачи имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, в федеральную собственность.
На основании указанного акта приема-передачи имущества был зарегистрировано право федеральной собственности на административное здание. При этом земельный участок не был принят в государственную собственность Российской Федерации и право на него в ЕГРН сохранилось за Иркутской областью.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (п/п 5 п. 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Абзац 29 части 11 ст. 154 ФЗ N 122-ФЗ содержит императивную норм; согласно которой, права на находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм гражданского и земельного законодательства уполномоченный орган по распоряжению государственным имуществом Иркутской области, передав, а уполномоченный орган по распоряжению федеральным имуществом, приняв объект, указанный в распоряжении от 21.03.2018 N 38/216-И, находящийся на соответствующем земельном участке, распорядились и земельным участком, на котором расположен объект.
С учетом того, что административное здание (кадастровый номер 38:36:000020:2464) принадлежит Российской Федерации и передано в оперативное управление инспекции, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований полагать, что к Российской Федерации не перешло право собственности на земельный участок под таким зданием, не имеется. Российская Федерация приобрела право собственности на рассматриваемый земельный участок в силу прямого указания закона (абз. 29 ч. 11 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Таким образом, право собственности на земельный участок возникает с даты, устанавливаемой в решении о передаче имущества, принимаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, то есть дата, с которой возникает право собственности на переданное имущество от одного публично-правового собственника другому, является и датой возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположено передаваемое имущество. В частности, данный правовой подход сформирован в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.12.2013 N ВАС-18746/13 (дело N А12-5143/2013).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что право федеральной собственности на земельный участок возникло одновременно с правом федеральной собственности на здание с кадастровым номером 38:36:000020:2464, расположенным на данном земельном участке, то есть при принятии территориальным органом Росимущества соответствующего решения (распоряжение от 21.03.2018 N 38/216-и) и подписания акта приема-передачи здания (акт от 22.03.2018 года).
Довод МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае, приведенный и апелляционному суду, о том, что принять решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:23249 из государственной собственности Иркутской области в собственность Российской Федерации с расположенными в его границах объектами недвижимости, находящимися в частной собственности, не представляется возможным судом, правильно был отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000020:23249, на данном земельном участке расположен один объект недвижимости, а именно: здание, закрепленное за инспекцией на праве оперативного управления. Таким образом, вопрос о наличии (отсутствии) прав третьих лиц (в виде автомобильной автостоянки) урегулирован путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.08.2018 N 1678/з. При этом доказательств того, что спорный земельный участок или его часть принадлежит на любых основаниях третьим лицам, МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия Забайкальском крае суду представлено не было.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтено следующее.
Согласно п. 1.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного Кодекса РФ. Таким образом, ст. 39.20 Земельного кодекса РФ прямо предписано, что если земельный участок может быть предоставлен на основании сервитута, то предоставление такого земельного участка в собственность или аренду собственникам размещенных на нем строений недопустимо. При этом, закрепление спорного земельного участка в собственности Российской Федерации и оперативном управлении истца не нарушает прав третьих лиц (в случае их появления), поскольку необходимая часть земельного участка может быть предоставлен на основании сервитута.
В силу закона (ч. 11 ст.154 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 22.03.2018 право федеральной собственности уже возникло на земельный участок, поскольку 22.03.2018 в федеральную собственность принято здание, расположенное на данном земельном участке, следовательно, собственники автостоянки могут приобрести лишь право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) на основании п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, ст. 39.23 Земельного Кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ ОКРУГУ ГОРОДА ИРКУТСКА о признании права федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, кадастровый номер 38:36:000020:23249, площадью 1 517 кв. м. подлежат удовлетворению в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-22110/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22110/2018
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области