город Иркутск |
|
31 января 2020 г. |
Дело N А74-1812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Дьяченко С.П., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Степанян А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Скрибиной А.А. (доверенность от 23.01.2018, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 июля 2019 года по делу N А74-1812/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, г. Москва; далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания от 21.12.2018 N 283/1/1 Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по Республике Хакасия, Управление, административный орган) в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года, в удовлетворении требования отказано.
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7) (далее - СНиП 21-01-97*), статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), "МДС 21-1.98. Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - МДС 21-1.98), Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утвердить и ввести в действие приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 с 29.07.2013) (далее - СП 4.13130.2013), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности предписания в названной части, ссылаясь на то, что требования принятого и введенного в действие 01.01.1998 СНиП 21-01-97* не распространяются на построенное в 1972 году здание; требования СНиП 21-01-97* не носят обязательный характер; выводы судов о том, что выявленные Управлением нарушения связаны с безопасностью людей не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; СНиП 21-01-97* подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта, а не к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам; оспариваемые пункты 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29 предписания содержат требования, устранение которых связано и потребует конструктивных изменений здания, его объемно-планировочных характеристик, то есть проведения капитального ремонта или реконструкции с разработкой соответствующей проектно-сметной документации;
МДС 21-1.98 также не подлежат применению, поскольку являются пособием к СНиП 21-01-97*, не относятся к нормативным правовым актам, следовательно, не являются обязательными для применения; требование пункта 7.23 СНиП 21-01-97* об оборудовании лестниц между подвальным или цокольным и первым этажами противопожарными перегородками является более высоким требованием пожарной безопасности, поэтому у общества отсутствует обязанность приведения здания в соответствие с данным пунктом СНиП; СП 4.13130.2013 принят после постройки здания и также не подлежит применению; кроме того, область применения СП 4.13130.2013 ограничена проектированием и строительством вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, следовательно, до проведения реконструкции здания не применяется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). ГУ МЧС России по Республике Хакасия своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" от 30.09.2003, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-Р/6-Р/884Р обществу передан объект "Дворец Железнодорожников", расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 20, литера А.
На основании распоряжения от 04.12.2018 N 283 с целью исполнения распоряжения первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 29.11.2018 N 120, изданного на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 16.11.2018 N ЮБ-П4-7987, Управлением в отношении общества в период с 10.12.2018 по 27.12.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проведения проверки Управлением выявлены, в том числе следующие нарушения статей 4, 6, 53, 88, 134, таблицы 23, 24, 28, 29 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), пунктов 5.14, 5.18, 5.19, 6.11, 6.16, 6.25, 6.30, 7.1, 7.23 СНиП 21-01-97*, пунктов 4.2.3, 5.2.3, 5.2.15, 5.2.16 СП 1.13130.2009, раздела III пунктов 2.1, 4.1 МДС 21-1.98, пунктов 4.19, 5.4.2 СП 4.13130.2013, пунктов 6.11, 6.17 СП 118.13330.2012, пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.12.2018 N 283.
В соответствии с предписанием в оспариваемой части Управления ГУ МЧС по Республике Хакасия от 21.12.2018 N 283/1/1 (с учетом корректировки Управлением номера предписания ввиду допущенной технической ошибки) ОАО "РЖД" в срок не позднее 01.09.2019 необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- выполнить внутреннюю отделку потолка в тамбуре (помещение N 46), стен в малом зале (помещение (фойе) N 15), стен и потолка в фойе (помещение N 14) (технический паспорт нежилого здания 2011 года) материалами с определенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности). Запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ1 (нарушение статей 4, 6, 134, таблицы 28, 28 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 6.25 СНиП 21-01-97*, пункта 4.2.3 СП 1.13130.2009) (пункты 6-9);
- выполнить ширину эвакуационного выхода из помещения парикмахерской (помещение N 9), из помещения сцены (помещение N 24) (технический паспорт нежилого здания 2011 года) не менее 0,8 м. Фактическая ширина проема эвакуационных выходов составляет, соответственно, 0,606 м, 0,636 м (нарушение статей 4, 6, 134, таблицы 28, 28 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пунктов 6.11, 6.16 СНиП 21-01-97*) (пункты 10,13);
- выполнить заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение склада декораций (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI30 (необходимо заменить перегородку, выполненную из ДСП на материал с пределом огнестойкости не менее EI30 и установить противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI30) (нарушение статей 4, 6, 88, таблицы 23, 24 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 7.1 СНиП 21-01-07*, раздела III пунктов 2.1, 4.1 МДС 1-1.98, пункта 5.4.2 СП 4.13130.2013) (пункты 14-15);
- выполнить лестничный марш в складе декораций на первом этаже (помещение N 22 технический паспорт нежилого здания 2011 года), ведущий на вышележащий этаж с пределом огнестойкости строительных конструкций не менее R60 (60 минут) (провести огнезащитную обработку металлических конструкций с составлением проектной документации) (нарушение статей 4, 6 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пунктов 5.18, 5.19, таблицы 4, 5 СНиП 21-01-97*) (пункт 17);
- оборудовать лестницу (помещение N 37 технический паспорт нежилого здания 2011 года), предназначенную для сообщения между подвальным (цокольным) и первым этажом, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (нарушение статей 4, 6 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 7.23 СНиП 21-01-97*, пункта 4.19 СП 4..13130.2013) (пункт 22);
- выполнить заполнение проема в противопожарной преграде, отделяющей помещение костюмерной (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года) в соответствии с требуемым пределом огнестойкости EI3O (необходимо установить противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EI3O) (нарушение статей 4, 6, 88, таблицы 23, 24 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 7.1 СНиП 21-01-07*, раздела III пунктов 2.1, 4.1 МДС 1-1.98, пункта 5.4.2 СП 4.13130.2013) (пункт 27);
- выполнить лестницу 3-го типа, предназначенную для эвакуации со второго этажа (помещение N 42 технический паспорт нежилого здания 2011 года), в соответствии со следующими требованиями: уклон лестниц на путях эвакуации должен быть не более 1:1; ширина должна быть не менее 0,8 м; лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов; высота ограждений лестниц должна быть не менее 1,2 м, в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); лестницы должны иметь двусторонние поручни, которые устанавливаются на двух уровнях, на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м; размер проступей лестниц должен быть 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35-м), а размер подступенок - 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м); ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается (нарушение статей 4, 6, 53 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пункта 6.3 СНиП 21-01-97*, пунктов 5.2.3, 5.2.15 СП 1.13130.2009, пунктов 6.11, 6.17 СП 118.13330.2012, пункта 33 ППР N 390 (пункт 29).
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт в указанной части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статья 37 Федерального закона N 69-ФЗ устанавливает права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Как следует из материалов дела, обществу вменяется нарушение статей 4, 6, 53, 88, 134, таблицы 23, 24, 28, 29 Федерального закона N 123-ФЗ, статей 1, 2, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, пунктов 5.14, 5.18, 5.19, 6.11, 6.16, 6.25, 6.30, 7.1, 7.23 СНиП 21-01-97*, пунктов 4.2.3, 5.2.3, 5.2.15, 5.2.16 СП 1.13130.2009, раздела III пунктов 2.1, 4.1 МДС 21-1.98, пунктов 4.19, 5.4.2 СП 4.13130.2013, пунктов 6.11, 6.17 СП 118.13330.2012, пункта 33 ППР N 390.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ).
Строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону (статья 134 Федерального закона N 123-ФЗ).
Согласно пункту 5.14 СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2 (для дверей, ворот, люков, клапанов с типом заполнения проемов в противопожарных преградах 2 установлен предел огнестойкости не ниже EI 30), тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
В соответствии с пунктом 5.18 СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4 (для лестничного марша и площадки лестниц в зданиях со степенью огнестойкости II установлен предел огнестойкости строительных конструкций, не менее R60).
Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуирующихся через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода (пункт 6.11 СНиП 21-01-97*).
Согласно пункту 6.16 СНиП 21-01-97* высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Пунктом 6.25 СНиП 21-01-97* установлено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.
Согласно пункту 6.30 СНиП 21-01-97* уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.
Пунктом 7.1 СНиП 21-01-97* установлено, что предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся: конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями; ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий; наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.
В зданиях всех классов функциональной пожарной опасности, кроме Ф1.3, допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре (пункт 7.23 СНиП 21-01-97*).
МДС 21-1.98 установлено, что складские помещения, кладовые, мастерские, помещения для монтажа станковых и объемных декораций, камера пылеудалений, вентиляционные камеры, помещения лебедок противопожарного занавеса и дымовых люков, аккумуляторные, трансформаторные подстанции должны иметь противопожарные перегородки 1-го типа, перекрытия - 3-го типа и двери - 2-го типа.
Двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских школьных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее EI30.
В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60° (для зданий детских дошкольных учреждений не более 45°) (кроме зданий детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития, а также детских дошкольных учреждений общего типа III - V степеней огнестойкости и стационаров лечебных учреждений всех степеней огнестойкости).
В силу пункта 6.11 СП 118.13330.2012 размер проступей лестниц должен быть 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35 м), а размер подступенок - 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м). Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины не допускается. В порядке исключения допускается изменять рисунок трех нижних ступеней главной лестницы.
В соответствии с пунктом 33 ППР N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Проанализировав приведённое правовое регулирование, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия нарушений обществом перечисленных требований пожарной безопасности и законности предписания.
Не оспаривая факт выявленных нарушений, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что требования принятого и введенного в действие 01.01.1998 СНиП 21-01-97 не распространяются на построенное в 1972 году здание; СНиП 21-01-97* подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта, а не к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам. Данные доводы проверены, однако не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 "СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17.05.1994 N 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 01 октября 2003 года.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, суды правильно указали, что системный анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, в которых также не осуществлялся капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, до введения в действие указанных положений законодательства, регулирующего обязательные требования пожарной безопасности, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта и в части исключения случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.
Предусмотренные СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
В рассматриваемом случае судами установлено, что указанные в оспариваемых пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 22, 27, 29 предписания нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений с указанными нарушениями приводит к угрозе жизни или здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара, поскольку требования, предъявляемые административным органом в этих пунктах предписания, обеспечивают безопасную эвакуацию людей из здания в случае возникновения пожара; несоблюдение этих требований влияет на возможность и скорость эвакуации людей и период распространения пожара; дальнейшая эксплуатация здания не в соответствии с новыми требованиями приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности относятся непосредственно к противопожарному режиму эксплуатации спорного объекта и не требуют изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических характеристик спорного объекта.
Таким образом, поскольку сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, занимаемом заявителем, а также принимая во внимание его социальное назначение (учитывая расположение в здании балетной студии, парикмахерской, склад декораций, мастерская, костюмерная), суды пришли к мотивированному выводу о том, что в данном случае соблюдению подлежат, в том числе и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки, следовательно, оспариваемое предписание является законным и подлежит обязательному исполнению.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Поскольку, как установлено судами, расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте не производился, в материалах дела отсутствуют сведения о произведении расчета по оценке пожарного риска для проверенных объектов защиты, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в данном случае общество обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и иными нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СНиП 21-01-97*.
Положения пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом, чего в данном случае не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что МДС 21-1.98 не подлежат применению, не может быть принят во внимание.
Из пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 МДС 21-1.98 следует, что данное пособие содержит описание противопожарных средств и способов, которые могут быть применены для обеспечения требований СНиП 21-01-97* в части предотвращения распространения пожара и защиты материальных ценностей. МДС 21-1.98 основано на обобщении противопожарного опыта борьбы с пожарами, научных разработок в области огнестойкости и пожарной опасности материалов; в Пособие включены требования по ограничению распространения пожара, содержащиеся в СНиП по проектированию зданий и сооружений, переработанных с учётом требований СНиП 21-01-97*.
Кроме того, помимо рекомендаций по оценке пожарной безопасности зданий в Пособие включены переработанные в соответствии с основными положениями и классификациями СНиП 21-01-97* противопожарные требования по ограничению распространения пожара, содержащиеся в СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"; СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания"; СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания", а также приведены примерные характеристики конструктивных решений, соответствующие степеням огнестойкости и классам конструктивной пожарной опасности, принятым в СНиП 21-01-97*.
При таких условиях МДС 21-1.98 как методическое пособие к СНиП 21-01-97* применяется совместно со СНиП 21-01-97*, в связи с чем его требования подлежат соблюдению наравне с упомянутыми санитарными нормами.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые пункты предписания соответствующими приведённым нормам действующего законодательства и не нарушающими права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 июля 2019 года по делу N А74-1812/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
...
Положения пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом, чего в данном случае не установлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2020 г. N Ф02-7293/19 по делу N А74-1812/2019