город Иркутск |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А78-5480/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Курбатова Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июля 2019 года по делу N А78-5480/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Курбатов Николай Николаевич (ОГРНИП 304753409800342, ИНН 753400049769, далее - предприниматель Курбатов Н.Н.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными действий Комитета городского хозяйства администрации городского округа "Город Чита" (далее - Комитет) в части указания в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 2 серии КГХ N 003125 от 12.03.2019, выданном на имя Курбатова Николая Николаевича, максимального количества транспортных средств - 15, и бездействия, выразившегося в невыдаче индивидуальному предпринимателю Курбатову Николаю Николаевичу 18 новых карт маршрута регулярных перевозок N 2 сроком действия не менее 5 лет, как не соответствующих Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; об обязании Комитета внести изменения в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 2 серии КГХ N 003125 от 12.03.2019, выданное на имя индивидуального предпринимателя Курбатова Николая Николаевича, указав максимальное количество транспортных средств - 33 (тридцать три), и выдать индивидуальному предпринимателю Курбатову Николаю Николаевичу 18 (восемнадцать) новых карт маршрута регулярных перевозок N 2 сроком действия не менее 5 лет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Бабкин Андрей Иннокентьевич (ОГРНИП 312753623600027, ИНН 753601788752, далее - предприниматель Бабкин А.И.) и Вишневская Наталья Валентиновна (ОГРНИП 309753625000095, ИНН 753604756526, далее - предприниматель Вишневская Н.В.).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Курбатов Н.Н. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 39 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о прекращении 14.07.2016 срока действия выданных 01.04.2016 карт маршрута в количестве 33 штуки основан на неверном толковании статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ; срок действия названных карт определен до проведения очередного конкурса; учитывая, что предприниматель осуществлял перевозку на 33 транспортных средствах, невыдача Комитетом 18 карт маршрута регулярных перевозок создает необоснованные препятствия заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности; перевозки по маршруту N 2 осуществляет только Курбатов Н.Н., третьи лица осуществляют перевозки по маршрутам N 2а и 2б, которые не включены в реестр маршрутов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по привлечению перевозчиков для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам от 13.08.2014 N 13, предприниматель Курбатов Н.Н. выступал одним из участников конкурса по маршруту N 2 с заявлением 9 (девяти) единиц транспортных средств, однако победителем не являлся.
Вместе с тем, с ним 08.09.2014 был заключен договор N 34/14 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N 2 в соответствии с расписанием движения, утвержденного заказчиком, и количеством единиц транспорта, указанным в приложении N 1 к договору (9 единиц). Срок действия договора - три года с даты подписания. По договору от 24.10.2014 N 67/14 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах городского округа "Город Чита" в межконкурсный период (с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2015) Курбатов Н.Н. обязался оказывать услуги по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах, в том числе на муниципальном маршруте N 2 автобусами в количестве 24 единиц. Срок действия соглашения до 31.12.2015.
01.04.2016 предпринимателю были выданы карты маршрута N 2 регулярных перевозок серии 75КМР NN 000281-000312 и серии 75КМР N 001271 на 33 единицы транспорта, в которых срок окончания их действия отсутствовал; указано "до проведения очередного конкурса".
12.02.2019 предприниматель Курбатов Н.Н. обратился в Комитет с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 2 и новых карт маршрута на 33 транспортных средства в соответствии с частями 3 и 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, сославшись на то, что в соответствии с ранее заключенными договорами он осуществлял перевозки 33 транспортными средствами.
Комитетом городского хозяйства заявителю выданы свидетельство серии КГХ N 003125 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 2 (д/к Строитель-Овощебаза) с 12.03.2019 по 12.03.2024, содержащее указание на максимальное количество транспортных средств - 15, а также 15 новых карт данного маршрута серии КГХ NN 008244-008258 сроком действия с 12.03.2019 по 23.03.2024.
Письмом от 25.03.2019 N И-1601 Комитет сообщил Курбатову Н.Н. о том, что в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа "Город Чита", утвержденным постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 22.03.2016 N 85 (с изменениями, внесенными постановлениями от 26.06.2018 N 211, от 01.02.2019 N 70), маршрут N 2 на настоящий момент обслуживается тремя предпринимателями. Реестром на данном маршруте предусмотрена работа 40 единиц транспортных средств.
Предприниматель Курбатов Н.Н. обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия Комитета не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2). Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3).
Статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ, регламентирующей переходные положения, обеспечивающие реализацию указанного Закона, в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (часть 1).
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (то есть до 09.04.2016) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель Курбатов Н.Н. после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществлял регулярные перевозки по регулярному маршруту N 2 на основании и договоров от 08.09.2014 N 34/14, от 24.10.2014 N 67/14 с дополнительным соглашением.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ 01.04.2016 ему были выданы карты маршрута регулярных перевозок N 2 на 33 единицы транспортных средств.
На основании пункта 2 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 28.1 Федерального закона N 220-ФЗ (введённой в действие Федеральным законом от 29.12.2017 N 480-ФЗ) количество карт маршрута регулярных перевозок, выдаваемое юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, определяется исходя из максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок, и резервного количества транспортных средств каждого класса, которое допускается использовать при необходимости замены транспортных средств в процессе регулярных перевозок.
Допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием (пункт 1 части 4 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
Судами установлено, что постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 22.03.2016 N 85 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа "Город Чита" (далее - Реестр), скорректированный постановлением администрации городского округа "Город Чита" N 70 от 01.02.2019 (опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа "Город Чита" http://www.admin.chita.ru, 06.02.2019). В соответствии с пунктом 2 указанного Реестра (с учетом изменений от 01.02.2019) по муниципальному маршруту N 2 (д/к Строитель-Овощебаза) регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа "Город Чита" в него включены перевозчики - предприниматели Бабкин А.И., Курбатов Н.Н., Вишневская Н.Г. с указанием максимального количества транспортных средств - 40 единиц.
Согласно протоколу рабочей встречи с перевозчиками, обслуживающими муниципальный маршрут регулярных перевозок N 2, от 12.03.2019 с учетом подачи тремя предпринимателями заявлений о выдаче карт маршрута, превышающего количество карт, определенных Реестром, организатором перевозок предложено выдать карты маршрута в следующем количестве: 10 штук - предпринимателю Вишневской Н.В., 15 штук - предпринимателю Курбатову Н.Н., 15 карт - предпринимателю Бабкину А.И.. Вишневская Н.В и Бабкин А.И. согласились с предложением, от Курбатова Н.Н. поступило возражение.
Предпринимателю выданы свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 2 (д/к Строитель-Овощебаза) с 12.03.2019 по 12.03.2024, содержащее указание на максимальное количество транспортных средств - 15, а также 15 новых карт данного маршрута сроком действия с 12.03.2019 по 23.03.2024.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предприниматель обратился в Комитет с заявлением 12.03.2019; на этот момент в Реестр были включены еще 2 предпринимателя (Бабкин А.И. и Вишневская Н.В.), претендовавшие на осуществление перевозок по этому маршруту и осуществляющие перевозки по маршруту N 2; максимальное количество транспортных средств в соответствии с приведенными положениями Федерального закона N 220-ФЗ, Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита", утвержденным решением Думы городского округа "Город Чита" от 20.04.2017 N 45, установлено в количестве 40 единиц, суды мотивированно признали отсутствующими основания для выдачи новых карт маршрута предпринимателю Курбатову Н.Н. за пределами их максимального числа (то есть свыше 15, с учетом выдачи карт еще двум перевозчикам).
Довод заявителя жалобы о том, что перевозки по маршруту N 2 осуществляет только Курбатов Н.Н., третьи лица осуществляют перевозки по маршрутам N 2а и 2б, которые не включены в реестр маршрутов, не может быть принят во внимание, как не подтвержденный материалами дела.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 июля 2019 года по делу N А78-5480/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предпринимателю выданы свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 2 (д/к Строитель-Овощебаза) с 12.03.2019 по 12.03.2024, содержащее указание на максимальное количество транспортных средств - 15, а также 15 новых карт данного маршрута сроком действия с 12.03.2019 по 23.03.2024.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предприниматель обратился в Комитет с заявлением 12.03.2019; на этот момент в Реестр были включены еще 2 предпринимателя (Бабкин А.И. и Вишневская Н.В.), претендовавшие на осуществление перевозок по этому маршруту и осуществляющие перевозки по маршруту N 2; максимальное количество транспортных средств в соответствии с приведенными положениями Федерального закона N 220-ФЗ, Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа "Город Чита", утвержденным решением Думы городского округа "Город Чита" от 20.04.2017 N 45, установлено в количестве 40 единиц, суды мотивированно признали отсутствующими основания для выдачи новых карт маршрута предпринимателю Курбатову Н.Н. за пределами их максимального числа (то есть свыше 15, с учетом выдачи карт еще двум перевозчикам)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф02-34/20 по делу N А78-5480/2019