город Иркутск |
|
7 февраля 2020 г. |
Дело N А19-23956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании Главы администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Жёлтышева М.В., представителя администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района Спиридонова И.В. (доверенность от 31.08.2018, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2019 года по делу N А19-23956/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (ОГРН: 1143805001306; ИНН: 3834016606, г. Железногорск-Илимский, далее - общество, ООО "Теплосервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия Главы администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района, выразившегося в неподписании расчета субсидии на 3 квартал 2018 года, как несоответствующего статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Иркутской области от 02 сентября 2015 года N 439-пп об утверждении Положения о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис" путем понуждения к подписанию расчета выпадающих доходов за третий квартал 2018 года, установленные формой N 8, формой N 15, формой N 12, формой N 16, формой N 23 - на горячее водоснабжение; формой N 24 - холодное водоснабжение; формой N 26 - электроснабжение; формой N 28 - водоотведение и очистка сточных вод.
В части обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис", в связи с подписанием форм выпадающих доходов и получением субсидии по всем формам отчетности по выпадающим доходам ООО "Теплосервис", заявитель от требования отказался.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2019 года в удовлетворении требований о признании незаконными действий отказано, в части требования об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя производство прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Теплосервис" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами при неправильном применении норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, на обязанность Администрации согласовывать, а не проверять и производить перерасчет представленных по формам данных; несоответствие представленного расчета Министерством не выявлено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Теплосервис", Министерство о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Администрации против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Администрацией Янгелевского ГП (арендодатель) и ООО "Теплосервис" (арендатор) заключен договор аренды N 20160107 от 01.07.2016, согласно которому арендатору во временное владение и пользование передано муниципальное имущество, перечень которого приведен в приложении N 1 к договору, для использования его в целях производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры р.п. Янгель Нижнемлимского района Иркутской области.
Срок действия договора установлен с 01.07.2016 по 01.07.2021.
Между обществом и муниципальным образованием "Нижнеилимский район" в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района (концедент) заключены концессионные соглашения N 2, N 3 от 25.08.2016, по которым ООО "Теплосервис" (концессионер) обязалось за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество (объекты водоснабжения и водоотведения по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Янгель; тепловые сети протяженностью 8597-м по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Янгель, ул. Транспортная, Центральная, Школьная, Первых Строителей).
На основании пункта 3 Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, Министерством принято решение N 43 от 07.03.2018 о предоставлении ООО "Теплосервис" в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов по услугам отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Размер субсидии установлен в объеме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 г. N 198-мр "Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп", в сумме 14 078 891 рубль 16 копеек.
Обществом 18.09.2018 в адрес Администрации для подписания представлен расчет размера недополученных доходов за 3 квартал 2018 года по соответствующим формам.
В связи с неполучением ответа, 02.10.2018 общество повторно обратилось в Администрацию за подписанием расчета размера недополученных доходов за 3 квартал 2018 года.
Указывая на полученный отказ в подписании расчета выпадающих доходов за 3 квартал 2018 года по соответствующим формам, полагая, что действия Администрации, выраженные в не подписании представленного расчета незаконны, нарушают права и законные интересы общества, ООО "Теплосервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суды пришли к выводу о законности действий Администрации и об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса).
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение N 439-пп), разработанное в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатка субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 439-пп уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (пункт 4 Положения N 439-пп).
Согласно подпункту 10 пункта 6 Положения N 439-пп для получения субсидии получатель представляет в министерство, в числе прочих документов, расчет размера недополученных доходов по форме, установленной правовым актом министерства.
На основании пункта 17 Положения N 439-пп предоставление субсидий осуществляется ежеквартально на основании соглашения и договора банковского счета после представления получателем ежеквартального отчета, предварительного годового отчета, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения.
Пунктом 20 Положения N 439-пп предусмотрено, что получатели представляют в министерство ежеквартальные (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев), предварительный годовой и уточненный годовой отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ежеквартальные отчеты представляются ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.10.2015 N 198-мр утверждены (установлены) отдельные формы документов, предусмотренные постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп.
Формы 8, 12, 15, 16 (расчеты размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) и формы 23, 24, 26, 28 (отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) предусматривают их согласование должностным лицом, возглавляющим местную администрацию муниципального образования Иркутской области.
Как правильно указано судами, с учетом вышеприведенных норм, для получения субсидии за 3 квартал 2018 года в целях возмещения недополученных доходов по услугам отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, ООО "Теплосервис" необходимо представить расчеты за третий квартал 2018 года экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенные по форме, установленной правовым актом министерства до 15.10.2018, и согласованные у главы местной администрации.
Судами установлено, что обращаясь в Администрацию за согласованием спорных расчетов за 3 квартал 2018 года, общество не предоставило их обоснование, о чем свидетельствует регистрируемая переписка с обществом. Указанное послужило причиной отказа в их согласовании.
В данном случае заявитель, требуя от Администрации подтверждения расчетов недополученных доходов, каких-либо обоснований, расчетов Администрации не представил, полагая, что их предоставление утвержденными правилами не предусмотрено.
Однако судами верно отмечено, что поскольку формы 8, 12, 15, 16 (расчеты размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) и формы 23, 24, 26, 28 (отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) предусматривают их согласование должностным лицом, возглавляющим местную администрацию муниципального образования Иркутской области, постольку указанное не лишает администрацию права представить вместе с таким расчетом и соответствующее его обоснование.
Администрация, согласовывая соответствующие формы, на основании которых производятся выплаты из бюджетной системы Российской Федерации, не лишена права знать и обладать сведениями о формировании представленных расчетов, поскольку несет ответственность за совершение указанных действий.
При указанных обстоятельствах, учитывая также, что произведенные выплаты из бюджета должны соответствовать принципу целевого финансирования и эффективности использования бюджетных средств, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности действий Администрации.
С учетом вышеизложенного довод общества об обязанности Администрации согласовывать, а не проверять и производить перерасчет данных, представленных по формам, признается судом округа несостоятельным.
В данном случае судами обоснованно принято во внимание то, что Администрацией в ходе проверки подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годы, выявлено невыполнение ООО "Теплосервис" условий договорных отношений в рамках концессионных соглашений, работы, предусмотренные концессионными соглашениями, обществом не выполнены; выявленные нарушения ставили под сомнение достоверность и возможность согласования отчета о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Об указанном Глава поселения проинформировал Министерство в июле 2018 года, а с 15 мая 2018 года общество утратило статус теплоснабжающей организации в связи с расторжением Администрацией договора аренды от 01.07.2016.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды, учитывая установленные выше обстоятельства, обоснованно в данном конкретном случае пришли к выводу о законности действий Администрации и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы и иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2019 года по делу N А19-23956/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса).
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение N 439-пп), разработанное в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатка субсидий)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2020 г. N Ф02-7248/19 по делу N А19-23956/2018