г. Чита |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А19-23956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2019 года по делу N А19-23956/2018 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (ОГРН 1143805001306; ИНН 3834016606) к Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района (ОГРН 1053847044965; ИНН 3834010971) о признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Дробница Т.В., представитель по доверенности от 19.02.2019;
от заинтересованного лица: Спиридонов И.К., представитель по доверенности от 31.08.2018, Жёлтышев М.В., глава поселения, действует на основании прав по должности;
от третьего лица, Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820): не было
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района о признании незаконным бездействия Главы Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района, выразившегося в не подписании расчета субсидии на 3 квартал 2018 года, как несоответствующие ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Иркутской области от 02 сентября 2015 года N 439-пп об утверждении Положения о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис" путем понуждения к подписанию расчета выпадающих доходов за третий квартал 2018 года, установленные формой N 8, форма N 15, форма N12, форма N16, формой N23 - на горячее водоснабжение; формой N24 - холодное водоснабжение; формой N 26 - электроснабжение; формой N 28 - водоотведение и очистка сточных вод.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель 19.03.2019 уточнил требование, просил признать незаконным действие Главы Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района, выразившееся в не подписании расчета субсидии на 3 квартал 2018 года, как несоответствующие ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Иркутской области от 02 сентября 2015 года N 439-пп об утверждении Положения о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис" путем понуждения к подписанию расчета выпадающих доходов за третий квартал 2018 года, установленные формой N8, форма N 15, форма N12, форма N16, формой N23 - на горячее водоснабжение; формой N24 - холодное водоснабжение; формой N 26 - электроснабжение; формой N 28 - водоотведение и очистка сточных вод.
От требования в части обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис" в связи с подписанием форм выпадающих доходов и получением субсидии по всем формам отчетности по выпадающим доходам ООО "Теплосервис", заявитель отказался.
Решением суда первой инстанции от 21 мая 2019 года в удовлетворении требований о признании незаконными действий отказано, в части требования об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов производство прекращено.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района действовала в рамках законодательства Российской Федерации, права и законные интересы заявителя указанными действиями не нарушены.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало решение в апелляционном порядке.
Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции не учтено, что формы расчетов выпадающих доходов подписаны администрацией без каких-либо приложений обоснованности таких расходов.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили отказать в ее удовлетворении, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Администрация просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 06.07.2019.
Информация об отложении рассмотрения дела, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.08.2019.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, согласно договору аренды от 01.07.2016 N 20160107, заключенному между Администрации Янгелевского ГП (арендодатель) и ООО "Теплосервис" (арендатор), последнему передано во временное владение и пользование муниципальное имущество, перечень которого приведен в приложении N 1 к договору, для использования его в целях производства и бесперебойной передачи тепловой энергии, эксплуатации и обслуживания отопительной инфраструктуры р.п. Янгель Нижнемлимского района Иркутской области. Срок действия договора с 01.07.2016 по 01.07.2021.
На основании концессионных соглашений от 25.08.2016 N N 2, 3, заключенных заявителем с муниципальным образованием "Нижнеилимский район" в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района (концедент), ООО "Теплосервис" (концессионер) обязуется за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество (объекты водоснабжения и водоотведения по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Янгель; тепловые сети протяженностью 8597-м по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Янгель, ул. Транспортная, Центральная, Школьная, Первых Строителей).
07.03.2018 Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принято решение N 43 о предоставлении ООО "Теплосервис" в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов по услугам отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в соответствии с пунктом 3 Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. N439-пп. Размер субсидии установлен в объеме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 г. N198-мр "Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп", в сумме 14 078 891 рубль 16 копеек.
18.09.2018 ООО "Теплосервис" представило главе Янгелевского городского поселения для подписания расчеты размера недополученных доходов за 3 квартал 2018 года по соответствующим формам. Согласно штампу входящей корреспонденции на сопроводительном письме от 18.09.2018 N 1136 расчет получен Администрацией.
В связи с тем, что заявитель не получил ответ на свое обращение, 02.10.2018 повторно обратился в Администрацию за подписанием расчета размера недополученных доходов за 3 квартал 2018 года.
ООО "Теплосервис", полагая, что бездействие Администрации Янгелевского городского поселения, которое выразилось в не подписании расчета размера недополученных доходов за 3 квартал 2018, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп (т.2 л.д.22-27) утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение N 439-пп), разработанное в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатка субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 439-пп уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Согласно пункту 4 Положения право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (далее - получатели).
В силу подпункта 10 пункта 6 Положения N 439-пп для получения субсидии получатель представляет в министерство, в числе прочих документов, расчет размера недополученных доходов по форме, установленной правовым актом министерства.
На основании пункта 17 Положения N 439-пп предоставление субсидий осуществляется ежеквартально на основании соглашения и договора банковского счета после представления получателем ежеквартального отчета, предварительного годового отчета, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, путем перечисления денежных средств с лицевого счета министерства на расчетные счета получателей, открытые в кредитных организациях, в течение 10 рабочих дней после принятия министерством решения о перечислении субсидии, но не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем представления ежеквартального отчета (при представлении ежеквартального отчета) и не позднее 30 декабря текущего финансового года (при представлении предварительного годового отчета).
Пунктом 20 Положения N 439-пп предусмотрено, что получатели представляют в министерство ежеквартальные (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев), предварительный годовой и уточненный годовой отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ежеквартальные отчеты представляются ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предварительный годовой отчет представляется до 15 ноября текущего финансового года, уточненный годовой отчет - до 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом. Отчеты представляются по форме, установленной правовым актом министерства.
Под отчетным кварталом в настоящем пункте понимается квартал, предшествующий текущему кварталу.
Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.10.2015 N 198-мр утверждены (установлены) отдельные формы документов, предусмотренные постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп.
Формы 8, 12, 15, 16 (расчеты размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) и формы 23, 24, 26, 28 (отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) предусматривают их согласование должностным лицом, возглавляющим местную администрацию муниципального образования Иркутской области.
Как правильно указал суд первой инстанции, из вышеприведенных норм следует, что для того, чтобы получить субсидию за 3 квартал 2018 года в целях возмещения недополученных доходов по услугам отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, ООО "Теплосервис" должно представить расчеты за третий квартал 2018 года экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, установленной правовым актом министерства до 15.10.2018.
Указанная форма предусматривает ее согласование у главы местной администрации. Отсутствие такого согласования влечет невозможность проверки уполномоченным органом соответствующих расчетов и отчетов, и, как, следствие, отказ в перечислении субсидии, в данном случае, за 3 квартал 2018 года.
Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, представленных Администрацией доказательств (регистрируемая переписка с Обществом), заявитель, обращаясь к Главе за согласованием спорных расчетов за 3 квартал 2018 года, не обосновал их, что послужило причиной отказа в их согласовании.
Поскольку формы 8, 12, 15, 16 (расчеты размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) и формы 23, 24, 26, 28 (отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-,тепло и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод) предусматривают их согласование должностным лицом, возглавляющим местную администрацию муниципального образования Иркутской области, постольку указанное не лишает администрацию права представить вместе с таким расчетом и соответствующее его обоснование.
Из материалов дела следует и подтверждено в судебном заседании, что общество, требуя от Администрации подтверждения расчетов недополученных доходов, каких- либо обоснований, расчетов, Администрации не представил, ссылаясь на то обстоятельство, что утверждёнными правилами это не предусмотрено.
Между тем суд апелляционной инстанции, полагает, что поскольку Администрация согласовывает указанные формы отчетов, на основании которых производятся выплаты из бюджетной системы Российской Федерации, то она не лишена права знать и обладать сведениями о формировании представленных расчетов, поскольку несет ответственность за совершение указанных действий, а должностные лица, в том числе и уголовную.
Доводы апелляционной жалобы о том, что глава Администрации должен формально проставить и подписать согласовав указанные расчеты, не основаны на Правилах бюджетного финансирования, устанавливающих принципы целевого финансирования, полноты отражения расходов, эффективности использования бюджетных средств, принципов прозрачности и достоверности.
Более того, как усматривается из материалов дела, 12.07.2018 Главой поселения в Министерство направлено письмо N 442, согласно которому в ходе подготовки к отопительному сезону 2018-2019 годы администрацией Янгелевского городского поселения проведена проверка выполнения условий договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией ООО "Теплосервис".
Факт отсутствия работ предусмотренных в рамках концессионных соглашений зафиксирован актом о результатах контроля комиссией за исполнением концессионного соглашения, о произведенных работах.
Выявленные нарушения ставили под сомнение их достоверность и возможность согласования отчета о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Глава поселения просил провести проверку достоверности предоставления отчетов за весь период действия концессионных соглашений коммунальной инфраструктуры Янгелевского городского поселения.
Указанное письмо получено Министерством 12.07.2018, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
Более того, как следует из материалов дела и по существу не оспаривается заявителем, что Общество с 15 мая 2018 года утратило статус теплоснабжающей организации в связи с расторжением Администрацией договора аренды от 01.07.2016.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Указанные действия Администрации Обществом не оспорены в суде, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что Администрация Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района действовала в рамках законодательства Российской Федерации, права и законные интересы заявителя указанными действиями не нарушены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В связи с тем, что заявитель представил заявление об отказе от требований в части обязания Главы Администрации Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Теплосервис" путем понуждения к подписанию расчета выпадающих доходов за третий квартал 2018 года, установленные формой N 8, форма N 15, форма N 12, форма N 16, форма N 23 - на горячее водоснабжение; формой N 24 - холодное водоснабжение; формой N 26 - электроснабжение; формой N 28 - водоотведение и очистка сточных вод и прекращении производства в указанной части, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратил производство по делу в указанной части.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "21" мая 2019 года по делу N А19-23956/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23956/2018
Истец: ООО "Теплосервис"
Ответчик: Администрация Янгелевского городского поселения Нижнеилимского района
Третье лицо: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области