г.Иркутск |
|
4 марта 2020 г. |
Дело N А74-14686/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Бронниковой И.А., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыной Д.А.,
при участии в судебном заседании с применением систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Хакасия Кузнецова Дениса Анатольевича (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Дениса Анатольевича на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года по делу N А74-14686/2017,
установил:
производство по делу N А74-14686/2017 о признании банкротом Дудаева Салмана Сагарбиевича (далее - Дудаев С.С., должник), умершего 23.04.2009, возбуждено на основании заявления Кузнецова Дениса Анатольевича (далее - Кузнецов Д.А., кредитор), принятого определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 октября 2017 года.
Решением от 22 марта 2018 года умерший Дудаев С.С. признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина на шесть месяцев, срок которой неоднократно продлевался Арбитражным судом Республики Хакасия, последний раз на шесть месяцев определением от 25 сентября 2019 года, финансовому управляющему Воронцову Александру Евгеньевичу (далее - финансовый управляющий) предписано включить требование Кузнецова Д.А. в размере 1.040.000 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов умершего должника.
Мероприятия процедуры банкротства осуществляются с применением правил параграфа 4 главы 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), устанавливающих особенности рассмотрения дел о банкротстве гражданина в случае его смерти.
Финансовый управляющий обратился 13.05.2019 в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением об утверждении Положения о порядке, об условиях и сроках реализации недвижимого имущества (далее - Положение о порядке продажи).
Определением от 5 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Кузнецов Д.А. просит отменить определение от 5 сентября 2019 года и постановление от 18 декабря 2019 года, принять новый судебный акт, которым утвердить Положение о порядке продажи.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в качестве наследственного имущества должника выступают земельный участок и недостроенный жилой дом, в котором никто не проживает, по адресу: с.Зеленое, ул.Пантелеева, 16-2; на отсутствие государственной регистрации права собственности как на земельный участок, так и на недостроенный жилой дом; на наличие у наследников права обращения в судебном порядке с требованием о включении имущества, на которое за наследодателем не зарегистрировано право собственности, в состав наследства; на наличие решения Усть-Абаканского районного суда, которым земельный участок и недостроенный жилой дом признаны наследством Дудаева С.С.; на невозможность кадастрового учета и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и на земельный участок за умершим должником; на то, что для цели утверждения Положения о порядке продажи арбитражный суд мог предусмотреть возникновение права собственности на имущество (земельный участок и недостроенный жилой дом) непосредственно у покупателя.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Определение от 31 января 2020 года о назначении на 03.03.2020 судебного заседания с применением систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Хакасия для рассмотрения кассационной жалобы кредитора на определение от 5 сентября 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года по делу N А74-14686/2017 выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены о судебном разбирательстве в суде округа посредством его размещения 01.02.2020 на официальном общедоступном сайте суда в сети "Интернет".
Для участия в заседании суда округа в Арбитражный суд Республики Хакасия явился заявитель кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие финансового управляющего, в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Кузнецов Д.А. поддержал в судебном заседании доводы кассационной жалобы.
Выслушав кредитора, проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении заявления финансового управляющего об утверждении Положения о порядке продажи и принятии обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, для отмены определения от 5 сентября 2019 года и постановления от 18 декабря 2019 года.
Как предусмотрено частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд округа проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие выводу об отсутствии оснований для утверждения Положения о порядке продажи, представленного финансовым управляющим.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 30 января 2015 года по гражданскому делу N 2-5/2015 в состав наследственного имущества должника включены незавершенный строительством жилой дом и земельный участок площадью 1.525 квадратных метров, расположенные по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, с.Зеленое, ул.Пантелеева д.16-2.
Названное имущество стоимостью 2.043.000 рублей, согласно отчету финансового управляющего N 01/05/19 от 07.05.2019, включено в конкурсную массу.
Земельный участок и незавершенный строительством дом на кадастровом учете не состоят, право собственности на них не зарегистрировано.
Уведомлением N КУВД-001/2019-4171622/1 от 16.04.2019 Управление Росреестра по Республике Хакасия уведомило финансового управляющего о приостановлении государственной регистрации права в отношении объекта незавершенного строительства, в том числе, в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о государственном кадастровом учете в отношении объекта незавершенного строительства. В уведомлении также указано на то, что прекращение правоспособности Дудаева С.С. в связи с его смертью исключает возможность государственной регистрации за ним права собственности.
Уведомлением N КУВД-001/2019-9890857/1 от 21.08.2019 Управление Росреестра по Республике Хакасия уведомило финансового управляющего о приостановлении действий по государственному кадастровому учету земельного участка, в том числе, в связи с тем, что межевой план подготовлен не в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". В уведомлении также отмечено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют зарегистрированное право должника на земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявления финансового управляющего об утверждении Положения о порядке продажи земельного участка и незавершенного строительством дома, Арбитражный суд Республики Хакасия руководствовался статьями 213.25, 213.26, 223.1 Закона о банкротстве, статьями 24, 130, 131, 551, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 1, 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что Положение о порядке продажи в предложенной редакции не соответствует требованиям законодательства, а в материалах дела отсутствуют доказательства регистрации прав должника на земельный участок и незавершенный строительством объект недвижимости, не представлены доказательства постановки объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет; из того, что недвижимое имущество, право собственности на которое не зарегистрировано в установленном порядке, не может участвовать в гражданском обороте, тем более не может предлагаться к продаже на публичных торгах.
Третий арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и по результатам повторного рассмотрения обособленного спора по апелляционной жалобе Романова Залимхана Салмановича (наследник должника) постановлением от 18 декабря 2019 года оставил определение от 5 сентября 2019 года без изменения.
Земельные участки и объекты незавершенного строительства отнесены пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, то есть на недвижимое имущество, состоящее на кадастровом учете.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, об объектах незавершенного строительства, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими его идентифицировать в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
По смыслу статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в рассматриваемом случае государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Таким образом, продажа земельного участка и объекта незавершенного строительства, не прошедших государственный кадастровый учет, а также право собственности на которые не оформлено, действительно, не представляется возможным.
Между тем, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что для продажи спорного имущества требуется осуществление государственной регистрации права собственности за умершим должником, являются ошибочными.
Правоспособность Дудаева С.С. в силу пункта 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращена в связи со смертью.
В соответствии с пунктом 7 статьи 223.1 Закона о банкротстве в конкурсную массу должника в случае его смерти включается имущество, составляющее наследство гражданина.
Права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти гражданина или объявления его умершим по истечении срока, установленного законодательством Российской Федерации для принятия наследства, осуществляют принявшие наследство наследники гражданина (пункт 4 статьи 223.1 Закона о банкротстве).
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9).
Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9).
Принявшие наследство наследники приобретают статус солидарных должников (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (пункт 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9).
С учетом изложенного, в данном случае должен последовать государственный кадастровый учет земельного участка и объекта незавершенного строительства, регистрация права собственности на данное имущество за принявшими наследство наследниками, после чего возможно утверждение в рамках дела о банкротстве Положения о порядке его продажи и последующая реализация.
Поскольку ошибочный вывод о необходимости государственной регистрации за должником права собственности на земельный участок и объект незавершенного строительства, содержащийся в обжалуемых судебных актах, не привел к принятию неправильных судебных актов, определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года по делу N А74-14686/2017 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб на судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения вопросов об утверждении Порядка продажи имущества по делам о банкротстве граждан.
Руководствуясь статьями 153.1, 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 сентября 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2019 года по делу N А74-14686/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Н.Умань |
Судьи |
И.А.Бронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9).
Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9).
Принявшие наследство наследники приобретают статус солидарных должников (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (пункт 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2020 г. N Ф02-525/20 по делу N А74-14686/2017