город Иркутск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А19-22779/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области - Пендиковой Т.А. (доверенность от 14.01.2020 N 08-12/000364),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2019 года по делу N А19-22779/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2020 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (ИНН 3811014610, ОГРН 1143850067668, далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ИНН 3811014610, ОГРН 1143850067668, далее - Управление) от 10.06.2019 N 26-17/011766@ об оставлении жалобы общества без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 101.2, 137, 138, 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права (статьи 65, 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли доводы общества о недоказанности факта направления ему ответа на заявление от 25.02.2019.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель Управления поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела судами установлено: инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) приняты решения: от 20.12.2018 о проведении выездной налоговой проверки в отношении общества; от 21.02.2019 о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки и выставлено требование от 28.02.2019 о предоставлении документов.
Общество полагая, что указанные решения и требование являются незаконными, обратилось в инспекцию с соответствующими заявлениями от 25.02.2019, от 15.03.2019. Инспекция, расценив заявление от 25.02.2019 как жалобу на решения, направила его в Управление, которое решением от 18.03.2019 оставило жалобу без удовлетворения.
Судами также установлено: письмом от 28.03.2019 инспекция известила общество о наличии у него обязанности исполнить требование от 28.02.2019; общество обратилось в инспекцию с заявлением от 01.04.2019, указав на необоснованность письма от 28.03.2019; на обращение от 01.04.2019 инспекция направила обществу ответ от 30.04.2019.
Общество, полагая, что должностными лицами инспекции допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении его обращений от 25.02.2019, от 15.03.2019 и от 01.04.2019, обжаловало его в Управление, решением которого от 10.06.2019 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения. Не согласившись с решением Управления от 10.06.2019 общество обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из законности и обоснованности обжалуемого решения и недоказанности обществом нарушения его прав и законных интересов.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили: решение от 20.12.2018 о проведении в отношении общества выездной налоговой проверки в редакции решения от 21.02.2019, неправомерность которых обжаловалась в письме от 25.02.2019, инспекцией исполнено; выездная налоговая проверка проведена; доначисление и уплата налогов по ее результатам и штрафов, в том числе за неисполнение (не надлежащее исполнение) требования от 28.02.2019 о представлении документов (информации), неправомерность которого обжаловалась письмами от 15.03.2019 и от 01.04.2019, будет осуществляться на основании решения инспекции, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенного на 02.10.2019; факт бездействия нижестоящего налогового органа Управлением не установлен, в связи с чем решением от 10.06.2019 заявления и жалобы общества оставлены без удовлетворения. Арбитражными судами также установлено: доказательства того, что оспариваемое решение Управления нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в деле отсутствуют.
Установив данные обстоятельства (в том числе и то, что инспекция не бездействовала), которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств требования главы 7 и статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не нарушены.
Довод об отсутствии доказательств направления обществу ответа на заявление от 25.02.2019 суд округа отклоняет, как направленный на переоценку доказательств, по результатам оценки которых судами установлено: указанное заявление было расценено инспекцией как жалоба, направлено в вышестоящий налоговый орган (Управление), которым по результатам его рассмотрения и жалоб общества от 15.03.2019 и 01.04.2019 принято обжалуемое в рамках настоящего спора решение.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по данной категории дел следовало уплатить 1 500 рублей (подпункты 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах"), следовательно, 1 500 рублей является излишне уплаченной суммой и подлежит возврату обществу из соответствующего бюджета.
В остальной части расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 октября 2019 года по делу N А19-22779/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (ИНН 3811014610, ОГРН 1143850067668) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 84 от 17 января 2020 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик полагает, что налоговая инспекция неправомерно не рассмотрела его обращения о незаконности назначения выездной проверки и обязанности исполнить требование. А Управление ФНС неправомерно признало бездействие инспекции законным.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Инспекция, расценив обращения налогоплательщика как жалобу, направила их в Управление ФНС, которое оставило жалобу без удовлетворения. Оспариваемым решением Управление ФНС отказало в признании бездействия инспекции незаконным.
Суд пришел к выводу, что решение Управления ФНС не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив конкретные обстоятельства (в том числе и то, что инспекция не бездействовала), суд признал решение Управления ФНС обоснованным.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2020 г. N Ф02-673/20 по делу N А19-22779/2019