город Иркутск |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А58-3527/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) путем использования систем видеоконференц-связи представителя государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) Алексеевой С.К. (доверенность N 1 от 13.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2019 года по делу N А58-3527/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Главэнергострой" (ОГРН 1041402032077, ИНН 1435145860; далее - общество, ООО СК "Главэнергострой") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401061770, ИНН 1435117895; далее - комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении тарифа на услуги по передаче энергии (мощности) с 01.01.2019 между сетевыми организациями, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), на 2019 год методом индексации необходимой валовой выручки на содержание сетей по заявлению от 28.04.2018, признать незаконным постановления от 28.12.2018 N 235 и N 226 в части неустановления индивидуального тарифа с 01.01.2019 и обязать принять новый неправовой акт до истечения 2019 года по установлению индивидуального тарифа, рассчитанного исходя из годового объема необходимой валовой выручки на содержание сетей, исчисленного методом индексации, согласно заявлению от 28.04.2018, с учетом выпадающего дохода за 2017 год, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1719/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701; далее - ПАО "Якутскэнерго").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие комитета, выразившееся в неустановлении тарифа на услуги по передаче энергии (мощности) с 01.01.2019 между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия), на 2019 год методом индексации необходимой валовой выручки на содержание сетей по заявлению от 28.04.2018. Признаны недействительными постановления комитета от 28.12.2018 N 235 и N 226 в части неустановления индивидуального тарифа с 01.01.2019. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанными судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Как следует из кассационной жалобы, оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными, поскольку приняты судами, не уполномоченным рассматривать дело об оспаривании нормативного правового акта, и нарушают право на рассмотрение дела законным составом суда. Оспариваемые постановления комитета N 226 от 28.12.2018 и N 235 от 28.12.2019 обладают признаками нормативного правового акта, их содержание составляют нормативные правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц. Выводы судов о том, что орган регулирования не проверил организацию на соответствие критериям территориальной сетевой организации (далее - ТСО) и не уведомлял ее об утрате статуса ТСО, не соответствует материалам дела. Комитет не имел оснований устанавливать на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 тариф на передачу электрической энергии для ООО СК "Главэнергострой", поскольку общество не владело на законном праве электрическими сетями протяженностью более 15 км и не соответствовало на этом основании критериям ТСО. Эти доводы судами не рассмотрены и не проверены, обстоятельства, имеющие существенное значение по делу, не установлены. Выводы суда, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 N 468 "Об утверждении положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия)" государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).
ООО СК "Главэнергострой" является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии, и имеет на своем балансе объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ему на праве собственности, а также на основании договора аренды от 25.12.2018 N 18ДА522-1 с АО "Аэропорт Якутск" и договора аренды от 07.12.2018 N 18ДА495-1 с АО "Золото Селигдара".
Не согласившись с бездействием комитета, выразившимся в неустановлении тарифа на услуги по передаче энергии (мощности) с 01.01.2019 между сетевыми организациями, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), на 2019 год методом индексации необходимой валовой выручки на содержание сетей по заявлению от 28.04.2018, а также с постановлениями от 28.12.2018 N 235 и N 226 в части неустановления индивидуального тарифа с 01.01.2019, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
При рассмотрении настоящего спора суды правильно руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования тарифов, Правила), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов).
Согласно пункту 22 Правил государственного регулирования тарифов регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно подпункту 8 пункта 23 Правил регулирования экспертные заключения помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должны содержать также анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с заявлением на установление тарифа на 2019 год общество обратилось 28.04.2018, то есть в установленный пунктом 12 Правил государственного регулирования тарифов срок, по результатам рассмотрения которого комитетом открыто дело об установлении (корректировке) регулируемых тарифов.
По запросу комитета обществом неоднократно представлялась необходимая для решения вопроса о соответствии общества критериям и установления соответствующих тарифов документация.
Вместе с тем, при рассмотрении заявления ООО СК "Главэнергострой" от 28.04.2018 комитет фактически не проанализировал представленные обществом документы и не провел экспертизу, позволяющую выявить необходимость утверждения для общества индивидуального тарифа.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Делая вывод о том, что постановления комитета от 28.12.2018 N 235 и N 226 в части неустановления индивидуального тарифа с 01.01.2019 в отношении общества не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды обоснованно исходили из следующего.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования тарифов основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Доказательств направления обществу уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует, комитет в материалы дела также не представил.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о незаконности оспариваемого бездействия комитета, по существу уклонившегося от надлежащего рассмотрения заявления общества.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемые судебные акты приняты судами, не уполномоченным рассматривать дело об оспаривании нормативного правового акта, что нарушает право комитета на рассмотрение дела законным составом суда, не может быть принят во внимание, поскольку данный довод не заявлялся и не исследовался в суде первой инстанции, что следует из материалов дела и подтверждено представителем комитета в судебном заседании кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2019 года по делу N А58-3527/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении настоящего спора суды правильно руководствовались положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования тарифов, Правила), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
В соответствии со статьей 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
...
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2020 г. N Ф02-1549/20 по делу N А58-3527/2019