город Иркутск |
|
26 мая 2020 г. |
Дело N А19-25857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Кредитного потребительского кооператива "Экспресс Деньги" Чагина И.Б. (паспорт, доверенность от 07.10.2019, диплом).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кредитного потребительского кооператива "Экспресс Деньги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-25857/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив "Экспресс Деньги" (ОГРН 1113850037201, ИНН 3808220411, далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, далее - Банк России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 19-21364/3110-1 от 14.10.2019 (далее - постановление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, кооператив обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, кооператив не уклонялся от исполнения предписания Банка России N 44-3-1/1238 от 17.05.2019 (далее - предписание), поскольку невозможность его исполнения в установленный срок была обусловлена неоднократной сменой конкурсных управляющих, отсутствием у кооператива иных штатных работников, а также неисполнением бывшим конкурсным управляющим Кушниренко С.В. (далее КУ Кушниренко С.В.) обязанности по передаче реестра пайщиков кооператива и предписания новому конкурсному управляющему Гоматиной Н.В. (далее - КУ Гоматина Н.В.); КУ Гоматина Н.В. не имела доступа в Единый личный кабинет участника информационного обмена, поскольку КУ Кушниренко С.В. не были переданы персональные данные (логин и пароль) для входа на сайт Центрального банка России; отсутствуют основания для привлечения кооператива к административной ответственности, в том числе его вина в совершении вменяемого правонарушения; также имеются основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В предоставленном отзыве Банк России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи с несостоятельностью ее доводов.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ, в связи с принятием Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также совместного постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 821, судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы кооператива отложено с 23 апреля 2020 года до 26 мая 2020 года на 15 часов 15 минут, о чем судом округа вынесено определение от 13 апреля 2020 года.
В судебном заседании представитель кооператива подтвердил правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.
Банк России о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2016 года по делу N А19-19537/2015 кооператив признан банкротом, открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Кушниренко С.В.
На основании приказа Банка России от 31.07.2017 N ОД-2169 "О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими кредитные потребительские кооперативы, в Банке России и отмене приказа Банка России от 11.12.2015 N ОД-3565 и приказа Банка России от 28.03.2016 N ОД-1056" контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами, число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц осуществляет Департамент микрофинансового рынка (далее - департамент).
Согласно представленных кооперативом данным отчета о своей деятельности по состоянию на 31.12.2018 общее количество членов (пайщиков) составило 7 720 физических лиц.
Для подтверждения указанных данных департамент направил в адрес кооператива запрос N 44-3-2-ЗП/3112 от 29.04.2019 о необходимости представления в Банк России актуального реестра членов (пайщиков) на дату ответа на запрос.
Кооператив представил в Банк России реестр требований кредиторов по состоянию на 07.05.2019 в срок, установленный в запросе.
Поскольку реестр требований кредиторов не является реестром членов (пайщиков), Банком России в отношении кооператива вынесено предписание, полученное последним 20.05.2019, в соответствии с которым кооперативу необходимо в течение 3 рабочих дней с даты получения, то есть до 23.05.2019, представить в Банк России актуальный на дату ответа реестр членов (пайщиков) (в формате Excel).
На основании ходатайства кооператива департаментом продлен срок исполнения предписания до 31.08.2019 (письмо N 44-3-1/1310 от 29.05.2019).
По состоянию на 03.09.2019 кооперативом предписание не исполнено, в связи с чем департаментом направлено уведомление от 04.09.2019 о неисполнении последнего.
По факту неисполнения предписания в установленный срок 19.09.2019 должностным лицом административного органа составлен протокол N ЦА-44-ЮЛ-19-21364/1010-1 об административном правонарушении и по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 14.10.2019 вынесено оспариваемое постановление о признании кооператива виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии кооператива состава вмененного ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные выводы суда первой инстанции.
Из положений главы 25 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4 статьи 210 АПК РФ). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 8.2 части 2, пункта 6 части 3, части 4 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Закон N 190-ФЗ) Банк России вправе направлять кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке. Кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в установленном им порядке.
Согласно статье 76.9 Закона N 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путём предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов. Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России" установлено, что Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе требования (предписания) Банка России, запросы Банка России и ответы на запросы участника информационного обмена (пункт 4.1). Запись о размещении Банком России в личном кабинете электронного документа должна содержать его исходящий номер и дату регистрации в Банке России (пункт 4.2). Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией и другим участником информационного обмена, получившим доступ к личному кабинету в соответствии с настоящим Указанием, по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете, за исключением прямо предусмотренных случаев (пункт 4.3).
Доводы кооператива о невозможности исполнения предписания в установленный срок в связи со сменой конкурсных управляющих, отсутствии у КУ Гоматиной Н.В. информации от КУ Кушниренко С.В. о необходимости исполнения предписания Банка России, отсутствии реестра членов (пайщиков) в самом кооперативе и невозможности его восстановления в кратчайшие сроки и, следовательно, отсутствии вины кооператива в совершении вменяемого ему административного правонарушения и оснований для привлечения последнего к административной ответственности получили мотивированную оценку судами и подлежат отклонению в силу следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что предписание было направлено в адрес кооператива через Единый личный кабинет участника информационного обмена, вследствие чего КУ Гоматина Н.В. могла и должна была узнать с момента ее назначения, то есть с 24.07.2019, о наличии оспариваемого предписания.
При этом, в силу части 1 статьи 12 Закона N 190-ФЗ кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков), содержащий прямо предусмотренные данной нормой сведения.
Поскольку срок исполнения предписания был установлен до 31.08.2019 (с учетом продления данного срока письмом N 44-3-1/1310 от 29.05.2019), а по состоянию на 03.09.2019 реестр членов кооператива (пайщиков) представлен не был, как следует из уведомления N 44-3-1/2206 от 04.09.2019, суды пришли в правильному выводу о наличии в соответствующем бездействии объективной стороны вменяемого кооперативу административного правонарушения.
При этом судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии доступа КУ Гоматиной Н.В. в Единый личный кабинет участника информационного обмена по объективным причинам, следовательно, кооператив имел возможность выполнить требования оспариваемого предписания и Закона N 190-ФЗ, однако со стороны кооператива не было предпринято всех зависящих от него надлежащих мер, направленных на их соблюдение, что указывает на наличие вины кооператива в совершении административного правонарушения. Наличие внутриорганизационных проблем, о которых указывается в кассационной жалобе, не свидетельствует об обратном.
Довод кооператива о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами также мотивированно отклонен в связи с тем, что в рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела усматривается явное пренебрежительное отношение кооператива к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что исключает возможность признания совершенного правонарушения малозначительным.
С учетом изложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суды пришли к правильному выводу о наличии в бездействии кооператива состава вмененного ему административного правонарушения, обоснованности (с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств) назначенного административного наказания и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные кооперативом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 декабря 2019 года по делу N А19-25857/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку срок исполнения предписания был установлен до 31.08.2019 (с учетом продления данного срока письмом N 44-3-1/1310 от 29.05.2019), а по состоянию на 03.09.2019 реестр членов кооператива (пайщиков) представлен не был, как следует из уведомления N 44-3-1/2206 от 04.09.2019, суды пришли в правильному выводу о наличии в соответствующем бездействии объективной стороны вменяемого кооперативу административного правонарушения.
При этом судами не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии доступа КУ Гоматиной Н.В. в Единый личный кабинет участника информационного обмена по объективным причинам, следовательно, кооператив имел возможность выполнить требования оспариваемого предписания и Закона N 190-ФЗ, однако со стороны кооператива не было предпринято всех зависящих от него надлежащих мер, направленных на их соблюдение, что указывает на наличие вины кооператива в совершении административного правонарушения. Наличие внутриорганизационных проблем, о которых указывается в кассационной жалобе, не свидетельствует об обратном.
Довод кооператива о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами также мотивированно отклонен в связи с тем, что в рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела усматривается явное пренебрежительное отношение кооператива к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что исключает возможность признания совершенного правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2020 г. N Ф02-1533/20 по делу N А19-25857/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1533/20
20.02.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-272/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25857/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-25857/19